Новости

"Доктор, помогите" - платно или бесплатно?

Бесплатной медицины не бывает. Вопрос лишь в том, кто оплачивает врачебную помощь - государство, работодатель или сам пациент. На I Всероссийском съезде муниципальных врачей сами делегаты признали работу здравоохранения (то есть свою) неудовлетворительной. И теперь государство пытается разработать Концепцию здравоохранения до 2020 года, которая должна гарантировать населению доступность полноценной врачебной помощи. Один из ее принципов - взаимодействие государства и медицинского бизнеса. Ставка на бизнес не случайна. Рост числа частных клиник в России - ответ на потребность общества в качественной медпомощи.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Еще отец медицины Гиппократ советовал лечить бесплатно лишь бедняков и чужеземцев, настаивая на оплате процедур и лекарств. Плата, которую вносил город, нанимая врача на определенный срок, казалась целителю недостаточной.

В российской дореволюционной традиции врачи тоже оказывали платные услуги. Доктор был достаточно обеспеченным человеком и мог составить целое состояние, исцеляя купцов от переедания, их жен - от истерии, а дочек от малокровия. С другой стороны, еще со времен Екатерины Второй начала развиваться и стала популярной система бесплатных общественных больниц и общедоступной медицинской помощи для бедняков, поддерживаемая за счет государства и частных благотворителей.

В советское время бесплатная медицина гарантировала всем некий средний уровень качества. Среди платных врачей официально частным порядком могли трудиться только дантисты. Кроме того, существовали так называемые хозрасчетные клиники. Ну а самые высококвалифицированные услуги оказывали в ведомственных клиниках.

После распада СССР государство быстро утратило интерес к затратной социальной сфере, и бюджетное здравоохранение оказалось на грани выживания. В наши дни практически вся медицина является платной, ведь большая часть медицинских услуг оплачивается за счет медстраховок и региональных квот, а не государственных программ.

ПОЧЕМУ ВРАЧАМ НЕ ДОВЕРЯЮТ

Основная масса населения по- прежнему предпочитает обращаться за врачебной помощью в государственные структуры здравоохранения. И главную роль здесь играет тот факт, что большинство работающих граждан застрахованы по системе ОМС и прикреплены полисами к муниципальным больницам. К тому же психологически люди не готовы платить за медицинские услуги, поскольку 70 лет они были бесплатными.

Но главное (и самое печальное), что большинство россиян за последние 20 лет перестали доверять врачам - как платным, так и бесплатным. Проблема в том, что престиж врача в современной России находится на достаточно низком уровне. Авторитетом пользуются только известные специалисты. Главные претензии со стороны общества - низкая квалификация и безответственное отношение к своим обязанностям. А все потому, что в России взаимоотношения врача и пациента регулируются только «Основами законодательства РФ по охране здоровья граждан». Но до сих пор не приняты законы «О правах врача», «О профессиональной медицинской деятельности», «О врачебной ошибке», «О профессиональной ответственности врачей», «О страховании профессионального риска медицинской деятельности», «О правах пациентов».

Кстати, из-за недоверия к врачам большинство россиян предпочитают заниматься самолечением - ставить себе диагноз, руководствуясь интернетом, и покупать медикаменты по совету фармацевта в аптеке. На это уходят огромные деньги, а количество хронических больных неуклонно растет.

МИФЫ И ПРАВДА

Самый распространенный миф о бесплатной медицине - это никчемные врачи, обшарпанные больничные палаты, теснота, плохое питание...
Окончание.

А вот популярный миф о платной: высокопрофессиональные и внимательные врачи, всегда точный диагноз и гарантия выздоровления.

Однако реальное положение вещей совсем другое. В действительности эффективность всей медицины держится на мастерстве и порядочности лечащего врача. Где эти качества выше, там соответственно выше шансы пациента на выздоровление. Так в чем же реальное различие платных и бесплатных клиник?

Преимущества частных клиник заключаются, прежде всего, в комфорте обслуживания. Визит к врачу можно легко согласовать по телефону. Работники регистратуры и весь медицинский персонал обычно доброжелательно настроены к пациентам и с готовностью отвечают на все их вопросы. В государственных же поликлиниках еще достаточно часто теряют результаты анализов и анкеты больных, даже находящихся на учете. А в регистратуре могут просто не брать трубку.

Но дело тут не только в деньгах. Проблема государственных больниц не в том, что доктора плохие, просто система так отлажена. Качество приурочено к количеству. За час врачу необходимо принять 4-5 пациентов. Получается, что на каждого уделяется минут 15. А за это время можно только заполнить документы. Для качественного обслуживания каждый пациент требует гораздо больше внимания - и рассказать о заболевании, и о диагнозе, и методике лечения, не забыть и о побочных действиях. Но если врач не выполнит план - лишится премий и существенной части зарплаты.

Однако для полноценной картины мы решили узнать мнение самих представителей муниципальной и бизнес-медицины.

Наши эксперты - главный врач частной клиники «Аксономед» Александр Ломакин (в прошлом - сотрудник муниципальной больницы) и главный врач Люберецкой районной больницы № 2 Владимир Смирнов.


Александр Ломакин:

- Лечат лучше там, где выше профессионализм врачей. Там, где имеется хорошее оснащение. Там, где четко организован медицинский процесс. Частные клиники стремятся создавать комфортные условия и для пациентов, и для персонала. Здесь пациенты автоматически освобождаются от таких проблем, как заказ талончика, очереди в ожидании врачебного приема, накладки со временем, отсутствие нужного специалиста и т.п.

Но не надо забывать о том, что частники - тоже люди. Среди них есть те, кто основательно подходят к делу и работают на качество - зарабатывают репутацию, клиентов, получают опыт, а на втором месте уже зарплата. Во вторую же категорию входят те, кто пришли зарабатывать, причем независимо каким путем. Они и назначают лишние анализы, ставят ложные диагнозы, чтобы лечение было дорогостоящим. Поэтому частную клинику тоже надо выбирать с умом. Для нашей клиники гарантом качественного лечения являются врачи «с именем»: к.м.н. эндокринолог Галина Смирнова, врачи высшей категории акушеры-гинекологи Ирина Колубаева и Екатерина Писарская, урологи Екатерина Макарова и Сергей Квас.

Что касается муниципальной медицины, то о ее замене на платную не говорит никто. Во-первых, в нашей Конституции закреплено право на получение бесплатной медицинской помощи. А во-вторых, не все люди способны оплачивать медицинские услуги в частных центрах. Поэтому я считаю, что платная и бесплатная медицина должны работать совместно и параллельно. А государство должно способствовать созданию здоровой конкуренции на рынке медицинских услуг. От этого развиваться будет и платная, и бесплатная медицина. Каждая будет совершенствоваться. Но пока государство, увы, поддерживает только муниципальную медицину. Кстати, не забывайте о том, что если вы отправились в платный кабинет, то всегда можете вернуть часть потраченных денег через налоговую службу. Это 13% по НДФЛ.

Владимир Смирнов:

- С частной медициной мы сотрудничаем только при необходимости. Ведь, как правило, частники настроены на оказание высокотехнологичной медицинской помощи и стараются занять те ниши, которые отсутствуют у нас, муниципальных клиник. Прежде всего, это услуги по магнито-резонансной и компьютерной томографии. Следуя программе госгарантии, мы обязаны выполнять медицинскую помощь по стандарту. Поэтому когда пациенту необходимо сделать МРТ или КТ, мы вынуждены отправлять его в частную клинику, поскольку в нашей больнице томографа нет. Вот так мы с бизнесменами и взаимодействуем: направляем к ним пациентов, а они за это обслуживание предъявляют нам счета, которые мы оплачиваем из своих средств.

Однако муниципальная власть помогает нам оставаться конкурентоспособными. Уже не первый год в России идет программа модернизации здравоохранения, и Люберецкий район в ней участвует. Благодаря этому, укрепилась материально-техническая база. В прошлом году нам выделили средства на ремонт 1-го стационарного отделения больницы: там привели в порядок отделения онкологии и радиологии. Отремонтирована также стационарная часть больницы им. Ухтомского - отделения травмы, хирургии, терапии. Сам корпус приобрел нормальный вид, в том числе сделали крышу и переходы. В этом году нам тоже отпущены средства, и теперь в ремонт включаются 4 поликлиники - Центральная (у Вечного огня), 1-я поликлиника (115 квартал), 3-я поликлиника (ВУГИ) и детская (тоже на 115 квартале). Кроме того, для этих 4-х поликлиник мы получили 4 новых рентгеновских аппарата. Серьезной поддержкой для наших медиков является выделение им жилья - получено около 10 квартир для нужных специалистов. Что касается федеральной поддержки, то в ее рамках мы скоро откроем на базе нашей больницы медицинский центр для оказания помощи больным с кардиологическими и неврологическими заболеваниями. А буквально на днях и травматологическое отделение нашей больницы включили в федеральную программу для помощи больным, пострадавшим в ДТП. В результате у нас будет отделение, куда войдут станция скорой помощи и стационар для больных, которым нужна срочная помощь.

Проблем, конечно, еще много. И, в основном, они связаны с финансированием. Во-первых, рядом город Москва, который оттягивает к себе наших лучших специалистов. Как правило, разница в зарплатах - в два раза, а по некоторым специальностям - даже больше. К примеру, врач-кардиолог там получает на ставке около 80 тысяч за 5 часов работы. У нашего врача средняя зарплата - 56 тысяч, с доплатами и федеральными надбавками. Во- вторых, есть проблема нехватки кадров. Вот сейчас мы открываем отделение гемодиализа, куда нужен грамотный, опытный специалист, способный организовать весь процесс - обслуживание более 50 больных, которые пока получают гемодиализ в других городах области. А ведь мы можем всех их перевести сюда, в Люберцы...

Пока остаются у нас проблемы, связанные с этикой. Отсюда - и жалобы пациентов. Самая популярная - на невнимательность и грубость персонала. Причем, это относится не только к врачам. Но, должен заметить, что уже года 3-4 в нашей больнице нет тех жалоб, что были популярны раньше: на недостаток медикаментов, на то, что вымогают деньги, не меняют белье, на плохое питание.

Но, несмотря на трудности, я рад, что в нашем коллективе продолжают работать люди, которыми можно гордиться. Это целый ряд специалистов, которые пришли сюда много лет назад с институтской скамьи и, приобретя опыт, стали заведующими отделениями. Среди них - хирург Виталий Иванников, кардиолог Михаил Гинзбург, онколог Вячеслав Сова. Да и в поликлиниках наших немало квалифицированных врачей.

Как видите, оба наши эксперта недвусмысленно считают: выбирать надо не клинику, а врача. К настоящему профессионалу пациент идет и бесплатно, и за деньги. А, значит, муниципальная и частная медицина все же не так далеки друг от друга, как это кажется им обоим.

Мария КЛИМОВА

Нет комментариев

Добавить комментарий
Конструктор сайтов
Nethouse