Новости

"Я гений, Игорь Северянин..."


В этом году исполнилось 120 лет со дня рождения "коронованного короля" поэзии русского Серебряного века. История жизни и творчества Игоря Северянина представляет несомненный интерес для сегодняшних книголюбов и почитателей изящной  словесности.


"В БЛЁСТКОЙ ТЬМЕ"

 

Начнем с того, что человек со столь звучным именем вообще не появлялся на свет. В Петербурге родился Игорь Васильевич Лотарёв, сын скромного военного инженера, выходца из мещан. Правда, по материнской линии он принадлежал к достаточно известному дворянскому роду Шеншиных, одним из представителей которого был отчим поэта Фета.


К учебе юный Лотарёв особого рвения не проявлял, а потому окончил всего четыре класса реального училища. Зато стихотворные строки начал слагать с детства; впрочем, его первые опусы особого внимания не сниcкали. Однако случайно они попались на глаза Льву Толстому, который буквально разнес их в пух и прах. Так неожиданно для себя классик создал начинающему литератору неплохую рекламу. Строки, преданные  поруганию Львом Николаевичем, вызвали живейший интерес редакторов и читающей публики. Новоиспеченного Игоря Северянина стали публиковать, а вскоре он возглавил одно из модных литературных течений, так называемый эгофутуризм.


Стремление к экспериментам с рифмой и словом, умение эпатировать и увлекать аудиторию, создавать неповторимый имидж и миф о собственной персоне - все эти качества с лихвой компенсировали явный недостаток гуманитарных знаний.


В отличие от Владимира Маяковского, вызывавшего шок своей желтой кофтой и нарочитым пренебрежением светскими условностями, Северянин держался на эстраде с подчеркнутым достоинством. Он носил фрак с орхидеей, вдетой в петлицу, а стихи читал несколько нараспев, утрируя грассирующее "р" и "э оборотное". Поэтические тексты, которые он предлагал вниманию аудитории, представлялись пиром во время чумы в предгрозовой атмосфере надвигавшейся войны и революции.

 

"АНАНАСЫ В ШАМПАНСКОМ"

 

Умение наслаждаться всеми благами земными, всеми атрибутами красивой жизни - вот что противопоставлял Северянин тревогам и ужасам мира. Казалось, поэт был готов повторить вслед за французским королем Людовиком крылатую фразу: "После на - хоть потоп!" Гедонистические мотивы его стихов в сочетании с подчеркнутым внешним эстетизмом импонировали достаточно широкой аудитории. Слава Северянина росла и ширилась, чему в немалой степени способствовали его выступления на эстраде.


27 февраля 1918 года на вечере в Политехническом музее в Москве Игорь Северянин был провозглашен "королем поэтов". Примечательно, что короны удостоился не Блок, "трагический тенор эпохи", согласно точному определению Ахматовой, а поэт, которого критика неоднократно упрекала в пошлости и дурновкусии. Впрочем, это отнюдь не мешало публике поистине носить его на руках. Был ли он достоин столь высокого титула? И вообще, был ли Северянин поэтом, если отбросить мишуру светскости, самовлюбленности и позёрства?

 

 "ЗА СТРУЙНОЙ ИЗГОРОДЬЮ ЛИРЫ"

 

  Дарование у "короля поэтов", несомненно, было, причем достаточно разноплановое. Лучшие образы и строфы, созданные им, живы и сегодня. Более того, они поражают своей    красочностью, звонкостью и музыкальностью:


О России петь - что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам...


Однако он мог быть не только восторженным лириком, но и тонким бытописателем, а нередко и беспощадным сатириком. Северянин проницателен и умен, к тому же прекрасно знаком не с одной лишь с солнечной, но и с теневой стороной мира и человеческой натуры. "Ирония - вот мой канон!" - утверждает он в стихотворении "Двусмысленная слава".


Не одни только соловьиные трели и иронические вирши вырывались из-под пера Северянина. Был он равно склонен к философскому трактату и сатирическому памфлету, к мелодичному романсу и авангардному эксперименту, к классической ясности и словотворчеству на грани эпатажа... Одним словом, несмотря на ходульность некоторых  образов и банальности отдельных строк, в целом Северянин представлял собой яркое явление.

 

"ОТЕЧЕСТВА ЛИШЁННЫЙ"

 

Судьба, казалось, ревниво хранила своего любимца от трагедий и потрясений, но прожить жизнь без драм ему не удалось. Главной среди них стал внезапный и вынужденный отрыв от России.


Почти сразу после коронации "самодержец" отбыл на отдых в Эстонию, которая вскоре отделилась от России, охваченной революционным пожаром. Поэт оказался отрезанным от Родины и читателей.


В эмиграции Северянин переводил эстонских и польских поэтов, писал оригинальные стихи. Однако пора поэтических триумфов и повышенного внимания со стороны публики в его жизни безвозвратно миновала. Поэт тосковал по Родине, страдал от одиночества:


От гордого чувства, чуть странного,
Бывает так горько подчас:
Россия построена заново
Не нами, другими, без нас...
("Без нас")


Эти строки, проникнутые печалью и зрелым, мудрым отношением к жизни, разительно отличаются от ранних "поэз" в духе сборников "Златолира" и "Ананасы в шампанском". Пройдя сквозь испытание славой и одиночеством, поэт в своем позднем творчестве стал глубже, строже и драматичнее.


Игорь Северянин умер в оккупированном фашистами Таллинне 20 декабря 1941 года и был похоронен на Александро-Невском кладбище. На надгробной плите высечены примечательные строки, принадлежащие его перу:


Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!


Сегодня, вспоминая о Северянине, мы отдаем должное не расчетливому умению создавать чисто внешние эффекты, а истинному уму, таланту, свежести чувств и поэтическому мастерству. Он остается одной из колоритнейших фигур русского Серебряного века, и знакомство с его творчеством способно подарить читателю немало удовольствия и неожиданных открытий. Найти книги Игоря Северянина вам поможет Люберецкая центральная районная библиотека имени Есенина, в фонде которой имеются сборники его стихов, в том числе и репринтный.

 

Елена ПЕЧЕРСКАЯ  

Нет комментариев

Добавить комментарий
Конструктор сайтов
Nethouse