Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

Любимые дети Астрид Линдгрен

ВЕК, КАК МИГ
Ровно 100 лет назад в небогатой, ничем не примечательной шведской семье появилась на свет девочка. Казалось бы, ничто не предвещало ее восхождения на вершину успеха. Скромные, провинциальные родители, занятые будничными заботами, работа на земле до седьмого пота ради куска хлеба насущного… Если Астрид чем-то и отличалась от окрестных ребятишек и собственных брата с сестрой, то разве что кипучей энергией и необузданной фантазией. Была ли она непоседой, озорницей и заводилой в детских играх? Конечно, была, ведь отваги и выдумки ей было не занимать.


Но подчас внезапно девочка становилась задумчивой и умолкала надолго. О чем она размышляла в такие минуты, какие картины проплывали перед ее внутренним взором, не догадывался никто, даже самые близкие люди.


Фантазерка Астрид рано пристрастилась к чтению. Особенно захватывал ее красочный мир сказок Андерсена и еще одна великолепная книга – «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» писательницы Сельмы Лагерлёф. Нужные книги, прочитанные в детстве, раз и навсегда определили ее выбор. Астрид Линдгрен было суждено сочинять сказки. Но призвание ее проявилось значительно позже, когда появились на свет ее собственные дети.


ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЕППИ


Однажды ее маленькая дочка Карен заболела, и лежа в постели с высокой температурой, стала упрашивать мать: «Расскажи мне про Пеппи – Длинный Чулок!» Откуда взялось столь эксцентричное прозвище, не ведал никто. Казалось бы, Пеппи – что может быть нелепей? Но любящая мама была готова на все, лишь бы ненаглядное чадо выздоровело и побыстрей поднялось на резвые ноги. И почти как Шехерезада в «Тысяче и одной ночи», она принялась ежевечернее изобретать по новой истории, а в центре каждой, как нетрудно догадаться, оказывалась экстравагантная героиня. Когда Карен наконец окрепла, оказалось, что за «тысячу и одну ночь по-шведски» сложился целый сказочный цикл. Итак, Пеппи – Длинный чулок и детская писательница Астрид Линдгрен родились одновременно. Именно эта невиданная прежде героиня подарила ей известность и первую литературную премию.


Что же представляет собой Пеппи? На первый взгляд может показаться, что она приходится родной сестрой Маленькой Разбойницы Ганса Христиана Андерсена. Но у героини Линдгрен характер амазонки сочетается с мужеством и самоотверженностью рыцаря. Несмотря на бесчисленные проказы, Пеппи всегда готова прийти на помощь слабым или встать на защиту справедливости. За свое золотое сердце она снискала любовь детворы во всем мире, в том числе и советской, которую впервые познакомил с удивительной девочкой журнал «Пионер».


ПАРОЛЬ – «ЛИНДГРЕН», ОТЗЫВ – «МАЛЫШ»

 

Почему-то при упоминании имени шведской писательницы на память приходят только два ее персонажа: Пеппи и Малыш. А ведь в действительности Астрид Линдгрен – на редкость плодовитый автор. Из-под ее пера вышла целая детская библиотека: «Расмус-бродяга», «Приключения Эмиля из Лённеберги», «Рони, дочь разбойника», «Мио, мой Мио», «Дети с улицы Бузотеров» и другие книжки. Большинство переведено на множество языков, в том числе и на русский. Однако стоит произнести имя Линдгрен – и в ответ эхом донесется: «Малыш и Карлсон!»


В чем же секрет необычайной популярности этой сказочной повести? Прежде всего, как и в других произведениях писательницы, сказочные персонажи проживают во вполне современных декорациях. Во-вторых, главный герой узнаваем и невероятно трогателен. А вот в-третьих… Разумеется, Карлсон с моторчиком на спине покоряет и взрослых, и детей своей могучей энергетикой и непобедимым обаянием. Но гораздо весомее другое: автору удалось заметить и выразить в такой необычной форме определенный психологический феномен. В каждом из нас обитают как бы два разных человека, один из которых законопослушен и благонамерен. Зато другой склонен к каверзам, проказам и авантюрам. Карлсон, который подталкивает юного героя к озорным выходкам, на самом деле не что иное, как «второе я» Малыша. Причем этот двойник, с одной стороны, реален и убедителен, а с другой – он всего лишь проекция души мальчика. Конечно, обычный зритель, особенно маленький, вряд ли станет углубляться в такие бездны психологии и философии. Однако именно этим «вторым планом» повествования и обусловлена долговечность сказки.


Пестрая вереница озорных персонажей принесла Астрид Линдгрен заслуженную популярность во всем мире. А уж у себя на родине, в Швеции, она стала поистине культовой фигурой. Достаточно вспомнить такой пример. Однажды возмущенная непомерно высокими налогами писательница в очередной раз взялась за перо и написала сказку-памфлет на эту «больную» тему. Действовавшее в тот момент правительство, сраженное  наповал силой печатного слова, немедленно удалилось в отставку.


Астрид Линдгрен прожила жизнь длиною почти в век, в которой были и большие радости, и глубокое горе. Когда ее спрашивали, чем она дорожит более всего на свете,  она, не задумываясь, отвечала лаконично и емко: «Моими детьми!» Конечно, это определение распространялось на ее прямых потомков, которых вместе с внуками и правнуками набралось 17 человек. Но речь шла, несомненно, и о созданных ею героях, а также о читателях и зрителях, и вообще обо всех жителях лучезарной и солнечной Страны Детства, почетной гражданкой которой Астрид Линдгрен осталась навсегда.


Елена ПЕЧЕРСКАЯ

Нет комментариев
Добавить комментарий