Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

Черубина де Габриак: «Стихи и любовь»

      Смерть и Время царят на земле.
      Ты владыками их не зови.
      Все, кружась, исчезает во мгле
      Неподвижно лишь Солнце Любви
      Владимир Соловьев
      

В прошедшем году исполнилось 120 лет со дня рождения Елизаветы Ивановны Дмитриевой (Васильевой), более известной под именем Черубины де Габриак. Автора блистательных стихов, прозы, драматургии и литературных переводов, она представляет собой одну из наиболее интригующих и загадочных фигур русского Серебряного века. Елизавета Дмитриева прожила трагически короткую жизнь, полную ярких творческих взлетов. Не менее драматична и судьба ее литературного наследия.

   

«ПЫЛЬНЫЕ ДОРОГИ ЖИЗНИ»


Елизавета Дмитриева родилась в Петербурге в небогатой дворянской семье. Со стороны отца, скромного учителя гимназии, ей досталась западная, шведская кровь, а среди предков матери были украинцы и цыгане. С раннего детства Елизавета страдала тяжелой формой туберкулеза с поражением костей и в результате осталась хромой на всю жизнь. Однако все превратности судьбы не помешали ей окончить женскую Василеостровскую гимназию с медалью и поступить в педагогический институт. Талантливая студентка специализировалась на истории и литературе средних веков, однако сфера ее интересов была необычайно широка. Дмитриева изучала языки, в том числе и древние, занималась философией и оккультизмом, с 13 лет писала стихи и литературные пародии на известных авторов.


Несмотря на слабое здоровье, Елизавету отличают кипучая энергия и жажда деятельности. Она успевает преподавать в гимназии, слушает курс лекций в Сорбонне и активно участвует в литературной жизни Москвы и Петербурга: посещает «Башню» Вячеслава Иванова, состоит в переписке с Максимилианом Волошиным. При этом она не прерывает и занятия творчеством: успешно переводит  с испанского и французского языков и пишет оригинальные стихи.


«В МИРАХ ЛЮБВИ – НЕВЕРНЫЕ КОМЕТЫ…»


В 1909 году между молодой поэтессой и Николаем Гумилевым вспыхивает бурный роман. Николай Степанович посвящает Дмитриевой несколько стихотворений и предлагает руку и сердце, однако получает отказ. В этот момент его избранница уже увлечена Максимилианом Волошиным. Именно благодаря их взаимной любви и совместному творчеству появляется на свет удивительная маска Черубины де Габриак. Причем в этом тандеме Волошин взял на себя обязанности режиссера, а Дмитриева проявила не только виртуозную поэтическую технику, но и незаурядный талант актрисы.


Кто же она, таинственная Черубина? По замыслу авторов, стихи слагаются Дмитриевой от  лица испанской  аристократки, живущей в Росси, демонически гордой и трагически одинокой. Успех литературной мистификации был обусловлен не только талантом и богатой фантазией молодой поэтессы, но и ее широчайшей образованностью. В реальное существование прекрасной испанки поверили все, включая издателей и самых известных литературных критиков. Даже Иннокентий Анненский принял за истину удачно сотворенный миф и разглядел в Черубине сильную героиню будущего.


Тем больнее и сокрушительнее оказалось падение с пьедестала, которое последовало за разоблачением талантливой мистификации. К тому же оно совпало по времени с дуэлью между Гумилевым и Волошиным, которая состоялась в ноябре  1909 года на Черной речке. Именно здесь в предыдущем столетии Пушкин пал от пули Дантеса. По счастливой случайности, на этот раз ни один из поэтов не пострадал.


Однако литературный скандал, разразившийся вокруг молодой поэтессы, надолго закрыл ей дорогу к  публикации оригинальных произведений. Сама Дмитриева считает свою литературную карьеру загубленной безвозвратно и избирает, как ей кажется, «другой путь». Она покидает Волошина и возвращается к своему давнему жениху Всеволоду Васильеву, инженеру-гидрологу по профессии. После бракосочетания Дмитриева принимает фамилию мужа и уезжает из Санкт-Петербурга в Среднюю Азию, к месту его службы.



«РАССЫПАЮЩАЯ ЖЕМЧУГА»


Однако пройдет всего три года – и Дмитриева-Васильева вновь вернется к стихам. Только теперь она пишет их от собственного лица, не прикрываясь экзотической маской. Прерванная переписка с Волошиным также возобновится и продлится до конца ее дней.


Васильева вновь занята кипучей литературной деятельностью: она создает книгу о жизни Миклухо-Маклая «Человек с Луны», предназначенную для юного читателя. В соавторстве с Маршаком Елизавета Ивановна закладывает основы поэтического детского театра. На ее письменный стол один за другим ложатся успешно выполненные переводы и литературные рецензии.


В эти же годы Васильева активно работает в рядах антропософского общества, созданного немецким ученым, философом и мистиком Рудольфом Штейнером. Именно ее увлечение антропософией и послужило поводом для обвинения в антисоветской деятельности. Елизавета Ивановна была арестована и выслана сначала в Екатеринбург, а затем в Ташкент, при этом значительная часть ее литературного архива погибла.


Даже само упоминание о писательнице долгие годы оставалось под запретом, и пьесы, созданные ею совместно с Маршаком, печатались и ставились под его именем.


«ОСТАНЬСЯ, ЧЕЛОВЕК!»


В раскаленном и пыльном Ташкенте, тоскуя по отнятым книгам, друзьям и любимому городу, Васильева скончалась в 1928 году. Незадолго до смерти она пережила последний творческий взлет, создав цикл стихов «Домик под грушевым деревом». Рифмованные строки слагались ею от лица Ли Сян Цзы, китайского поэта, не существовавшего в реальности. Так литературный путь замечательной поэтессы начался и закончился мистификацией.


Однако в этих «китайских» стихах явственно звучит голос скорби и надежды, ноты борьбы и веры в победу – живой голос самой Васильевой:


      Не навеки душа ослепла:
      Золотые цветы огня
      Расцветают под грудой пепла
      Для тебя и для меня…


В предисловии к «китайскому циклу» автор пишет: «Вода течет сама собой, и человек сам творит свою судьбу: горечь изгнания обратилась в радость песни».


Да, Елизавета Ивановна, как никто другой, умела обращать горечь в радость и восставать из пекла, словно феникс. Недаром в одном из своих стихотворений она писала: «Только храброму сердцу откроется свет…» И мы, читатели сегодняшнего дня, узнаем неповторимый облик яркой, талантливой и отважной женщины, под какой бы маской она не скрывалась.


Елена ПЕЧЕРСКАЯ

Нет комментариев
Добавить комментарий