Новости

Колумб большого тупика

Не было в изобразительном искусстве XX века произведения более загадочного и скандального, чем «Черный квадрат» Казимира Малевича. О нем ходило множество  кривотолков, его запрещали, оно вызывало у одних недоумение и негодование, у других – восхищение и восторг. Не менее противоречивы и сведения об авторе этого полотна, начиная с даты его рождения: по одним данным, 1879, по другим – 1878 год. Так что же представлял собой художник Малевич и его самое знаменитое творение?


КОРОЛЕВИЧ МАЛЕВИЧ


Начнем с того, что сумятицу и хаос в данные биографии художника  внес не кто иной, как сам наш герой. Он вообще не считал зазорным заново переписывать собственную жизнь и творить легенду о самом себе. Видимо, исходные данные его творческую натуру не слишком удовлетворяли.


Итак, 23 февраля не то 1879, не то 1878 года в Киеве, в семье Малевичей появился первенец, названный  Казимиром и крещенный в римско-католическую веру. Первое противоречие заключалось в том, что отец его был скромным служащим сахарного завода, но происходил из старинного и  знатного польского рода. Второе – в том, что, живя в дальнейшем в малороссийской глубинке и невольно перенимая народные изобразительные традиции, связанные с православием, Казимир  формально оставался католиком.


В своей автобиографии Малевич утверждал, что окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако эти данные не соответствуют действительности. В реальности он предпринял три или четыре попытки поступить в прославленное учебное заведение, но  безуспешно. Как известно, другой неудачник от искусства, отвергнутый Академией художеств, с годами трансформировался в фюрера. Малевич, слава Богу, остался живописцем, но чувство собственной провинциальности и ущербности тоже не давало ему покоя. Впоследствии он стал компенсировать его завышенной самооценкой на грани с манией величия. «А может быть, я буду патриарх какой-то новой религии?» - говорил непризнанный гений. Одним словом,  ущемленное самолюбие – вещь взрывоопасная.


«ОСЛИНЫЙ ХВОСТ» В ПОЛНЫЙ РОСТ


Оставшись поневоле самоучкой, не получив никакой серьезной школы, Малевич испытывал самые разнородные влияния: импрессионистов, символистов, фовистов и, наконец,  кубистов. Ведь начало XX века – эпоха, отмеченная интенсивным поиском принципиально новых путей в искусстве.


В 1910 году Малевич пишет автопортрет, с которого на нас взирает мрачный юноша в полыхающих отблесках зеленого и красного цвета. Сие произведение могло бы поразить новизной, если бы не полное сходство с портретом мадам Матисс, созданным лидером группы фовистов, то есть сторонников «дикого цвета». Однако вскоре молодой художник осознает, что цветовые эффекты – не его стезя. Увлеченный экспериментами Пикассо, который «разложил мир на части», он создает целый ряд произведений в духе кубизма, в том числе полотно с характерным названием «Станция без остановки». Полный развал материального мира и знак вопроса на первом плане… Как это похоже на известную революционную песню: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…»


… А затем – участие в группах художников-авангардистов с невероятными, эпатирующими названиями «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», знакомство с поэтами-футуристами Хлебниковым и Крученых. Вместе с композитором Матюшиным и поэтом Крученых Малевич создает футуристическую оперу «Победа над солнцем». Явные разрушительные, деструктивные тенденции, связанные с кризисом веры и поиском новых идеалов, были вполне в духе времени. Лозунги вроде «Погасите солнце!» или «Сбросим Пушкина, Толстого, Достоевского с корабля современности!» в тот момент мало кого удивляли.


ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ: ЗНАК ОБРЕТЕНИЙ И УТРАТ


      … Письмо в бесконечность. Письмо в  беспредельность.
      Письмо в пустоту.
      Марина Цветаева


Варясь в самом котле подобных веяний, будучи по натуре очень податливым и внутренне сумбурным, да к тому же снедаемым бешеным честолюбием, Малевич решает стать… святее папы римского. Крайне деструктивный кубизм теперь кажется ему недостаточно радикальным, и он решает вовсе отказаться от предметного изображения. Новое течение, апологетом которого он становится, художник нарекает супрематизмом (supreme – по латыни «верховный», «свыше»). Одним словом, отныне он «зрит поверх» этого мира с его предметными проявлениями, бренными и тленными.


Изображения на его холстах становятся предельно абстрактными, геометричными, плоскостными. «Чувство легкости тянуло меня и довело до полной пустыни», - признавался художник.


Живопись, отказываясь от мира в его конкретных и материальных проявлениях, перестает быть живописью. И Малевич, демонстративно отрекаясь от изобразительности, создает «Черный супрематический квадрат». Это уже не картина, а знак, своеобразное окно в бесконечность,  в первоначальный хаос. Похоже, что творцу этого полотна удалось воплотить в жизнь заветную мечту футуристов и «победить солнце». В наступившей темноте художник чувствует себя богом, стоящим перед новым актом творения.


Кстати говоря, парадоксальный образ «наполненной пустоты» широко известен на Востоке. Неизвестно, был ли знаком Малевич с учениями восточных философов, но вполне возможно, что был. Ведь все новое – хорошо забытое старое. «Черный квадрат» стал началом конца» традиционного изобразительного искусства, открыв перед ним путь величайшего тупика. Но само полотно остается самым притягательным и энигматичным творением XX века, вопросом без ответа, окном в открытый, пульсирующий космос и символом множественности миров.


Елена ПЕЧЕРСКАЯ

Нет комментариев

Добавить комментарий
Конструктор сайтов
Nethouse