Новости

О времени и о себе

      «Что не для тебя – то никому не нужно».
                                 К.С. Петров-Водкин
      

В нынешнем году минет 130 лет со дня рождения Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, выдающегося русского художника, чей неповторимый талант рос, мужал и обретал цельность в сложную эпоху социальных перемен.


Я В САПОЖНИКАХ РОДИЛСЯ…


Казалось бы, художник и сапожник – две вещи несовместимые, однако биография Кузьмы Сергеевича доказывает, что это не так. Появившись на свет именно в семье сапожника, он сумел стать истинным аристократом духа.


Малая родина художника, городок Хвалынск на Волге, не могла предоставить ему достаточных возможностей для духовного роста. Однако Петров-Водкин был не только впечатлительным, одаренным и амбициозным юношей, но и личностью трудолюбивой, упорной и крайне требовательной к себе. Он стремился совершенствоваться духовно и обрести себя в сфере искусства. Причем вид творчества определился не сразу: Кузьму влекла к себе не только живопись, но и литература, музыка, театр. Впоследствии он будет брать уроки игры на скрипке, напишет несколько пьес и автобиографических повестей, станет автором глубоких статей о природе изобразительного искусства.


А пока молодой человек постигает азы профессии и упорно учится: в классе живописи и рисунка, в училище технического рисования, наконец, сдав экзамены, попадает в знаменитое Московское училище живописи, ваяния и зодчества. При этом даровитого и волевого волжанина поддержали и помогли материально богатые земляки.


Любимым учителем Петрова-Водкина стал выдающийся художник В.А. Серов, класс которого он посещал в училище. Однако на становление манеры живописца оказали влияние и русская иконопись, и западные символисты, и импрессионисты, и фовисты, и классическое итальянское искусство эпохи Ренессанса. Тем не менее, молодой художник сумел претворить самые разнородные влияния и веяния в цельный, самобытный и органичный сплав.


ЛИЦО КОНЯ


Кузьма Сергеевич последовательно отстаивал право художника на поиск и риск, однако эксперимент никогда не становился для него самоцелью. Он лишь помогал живописцу полнее проявить особенности своего мироощущения, которое рождалось из противоборства тревоги и трагизма с желанием покоя и гармонии. «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой». Строка из стихотворения Лермонтова очень полно и точно характеризует психологические особенности живописной манеры Петрова-Водкина. В 1912 году он представил на суд публике и коллег одно из своих наиболее  значительных творений – «Купание Красного коня».


… Томительный, раскаленный полуденный покой и неподвижность, из которой готово родиться движение. Конь, монументальный и прекрасный, как в русских сказках и былинах, взирает на зрителя мудро и тревожно. И подросток, который покоится и отдыхает на его спине, несет в себе сильнейшее внутреннее напряжение. Кто он, этот отрок: завтрашний триумфатор или жертва, обреченная на заклание? Неподвижность и оцепенелость  грозят разразиться вспышкой и громом, войной и революцией. Идиллическое, на первый взгляд, полотно полно предчувствия грядущих кровавых катастроф. Иконописная по колориту картина предвещает всполохи будущего пламени, «предрассвет революции», по выражению самого художника.


МИР, ОТКРЫТЫЙ НАСТЕЖЬ БЕШЕНСТВУ ВЕТРОВ


Тема войны и революции прочно связана в подсознании художника с разрушением и смертью, причем это агрессивное, деструктивное начало он воплощал преимущественно в мужских образах.


Картина «Смерть комиссара» создавалась живописцем в нескольких вариантах, к которым существует множество эскизов. В этой зрелой работе с успехом используется сферическая  перспектива – уникальный и весьма характерный художественный прием, разработанный лично Петровым-Водкиным. В картине, изображающей гибель героя, он помогает создать образ земли, словно вздымающейся на дыбы. Однако в целом прием  используется художником для передачи вращения планеты, создания эффекта вечно движущегося, динамичного мира и одновременно придает  взгляду определенную космичность. В силу этой особенности эпизод боя и гибели человека приобретает поистине вселенское звучание.


Столь же вечной и вневременной предстает в произведениях художника тема материнства. Изображения женщин связаны в его творчестве с мотивом тепла, созидания, гармонии и покоя («Мать», «Девушки на Волге», «1918 год в Петрограде»). Последнее полотно, известное также под названием «Петроградская мадонна», особенно ярко воплотило в себе  и черты бурной переломной эпохи, и вечную иконописную тему рождения и материнства.


ПОЮЩИЕ ПАННО


Разнообразные и глубокие увлечения художника значительно расширили горизонты его видения, обогатили палитру и художественные возможности.


Петров-Водкин увлеченно работал в жанре натюрморта и портрета, всегда стараясь увидеть и воплотить «много больше натуры». Бережно перенося на полотно индивидуальные черты модели, он с присущим ему углубленным психологизмом стремился передать общечеловеческие особенности.


Свойственная художнику внутренняя музыкальность и богатство видения света обусловили его удачи и в жанре декоративной росписи. В огромных панно на сказочно-былинные сюжеты он продемонстрировал высокое мастерство монументалиста. В них явственно видна связь с фольклорными истоками, необыкновенная звонкость и «певучесть» колорита, орнаментальность и чувство ритма.


Петров-Водкин сумел соединить в своем творчество, казалось бы, несоединимое: художественный авангард и многовековые традиции, утонченную культуру и животворящие народные истоки,  обостренное чувство времени и космичность взгляда. Единство и борьба противоположностей, которые присутствуют на любом его полотне, делают искусство художника неисчерпаемо многогранным и загадочно притягательным.


Елена ПЕЧЕРСКАЯ

Нет комментариев

Добавить комментарий
Конструктор сайтов
Nethouse