Семья должна стать главным инструментом защиты детей


Первый заместитель главы правительства Московской области по социальным вопросам Лидия Антонова рассказала в интервью РИА Новости о новом проекте в Люберецком районе и о многом другом в преддверии дня защиты детей.


День защиты детей встретят в этом году в Подмосковье массовыми праздниками, участие в которых примут в общей сложности около 300 тысяч ребят. В преддверии 1 июня о том, почему дети убегают из детских домов и как с этим бороться, в чем сила многодетных семей и как ремонт в квартире помогает неблагополучным семьям, рассказала в интервью РИА Новости первый заместитель главы правительства Московской области по социальным вопросам Лидия Антонова.

- Лидия Николаевна, как будет отмечаться Международный день защиты детей?

- В этом году в Подмосковье к 1 июня подготовлено много проектов. Самый масштабный, который привлечет более 15 тысяч детей со всей области, – акция "Стань первым!". Она будет проводиться нами совместно с "Первым каналом".

На территории Ленинского района, Подольска, ряда других территорий в школах, детских больницах, детских домах, на стадионах пройдут встречи детей со звездами кино, театра, эстрады, которые приедут в Московскую область специально, чтобы устроить ребятам праздник. Это будут футбольные матчи, встречи с приемными семьями, встречи с детьми с ограниченными возможностями.

Еще две тысячи детей приедут в Химки, где им устроят большой спортивный праздник. Одна тысяча сирот посетит здание правительства Московской области, куда приедет Сергей Безруков и привезет свой спектакль "Маленький принц".


Более тысячи ребят посмотрят балет в областном театре, более двух тысяч поедут в 12 различных московских театров. Еще 600 примут участие в празднике в храме Христа Спасителя, где будет организован концерт и подарки; 800 детей посмотрят спектакль "Чиполино" в областном театре имени Островского.

Помимо этого в каждом муниципальном образовании разработан и подготовлен собственный план праздника. В Мытищах проведут фестиваль "Юные звезды", в Черноголовке – туристический слет, вКотельниках – конно-спортивный праздник. Всего в Подмосковье в праздничных мероприятиях примет участие около 300 тысяч детей.

- Одна из самых незащищенных категорий детей – воспитанники детских домов. И глава Подмосковья недавно заявил, что необходимо брать курс на ликвидацию детдомов и расселение детей в приемные семьи. Как ведется работа?

- Трудно утверждать, что мы к 2015 году закроем все детские дома. Должны остаться учреждения, в которых должен пребывать ребенок, пока решается его судьба. А наша задача – активнее искать возможность его устройства в семью. Для этого, в частности, увеличено пособие для детей, которые имеют проблемы со здоровьем, и пособия для оплаты труда приемных родителей - до 25 тысяч.

Количество приемных семей за 10 лет увеличилось с пяти до 2,3 тысячи, сейчас в них воспитываются 3,3 тысячи детей. Сегодня в детских домах находится 1,7 тысячи ребят. Еще порядка 800 детей - в учреждениях социальной защиты. Это дети-инвалиды, как правило, с глубокими заболеваниями. И около 420 детей находятся в центре "дом малютки" в системе здравоохранения. Наша задача, в первую очередь, помочь этим малышам.

Другое направление – работа с родителями, которые отказываются от детей. В каждом подмосковном роддоме работает психолог, задача которого убедить нерадивых мам не оставлять ребенка. К сожалению, несмотря на все меры, более 400 детей было оставлено в прошлом году, хотя раньше этот показатель был еще выше.

- Каким образом можно ускорить процесс устройства сирот в приемные семьи?

- Основная задача, которую сейчас необходимо решить – создать условия для тех, кто взял в семью ребенка-инвалида. Чтобы усыновляли ВИЧ-инфицированных детей, с синдромом Дауна, аутистов. В этом случае мало просто заплатить семье за содержание ребенка. С этими детьми надо куда-то ездить для получения образования, иначе они будут обречены всю жизнь находиться дома.

Центр для таких детей откроется в 2014 учебном году в Серпуховском районе. Мы его начали строить вместе с фондом "Абсолют-помощь" как детский дом. Но сейчас решили, что там будет центр образования детей, которые будут жить в новом коттеджном поселке или приезжать в центр.

Возможно, организуем группу дневного пребывания и группу для детей издалека, которые могли бы там оставаться на неделю. Рядом с центром расположена общеобразовательная школа и детский сад. Таким образом, дети, которые могут учиться по обычным программам, будут ходить в общеобразовательную школу, а остальные – в центр. Я считаю, что такие центры создавать необходимо.

- Кстати, как продвигается строительство коттеджного поселка для семей с приемными детьми? Ранее власти заявляли о намерении построить такой городок.

- У нас (для проживания там – ред.) подобраны семьи, в первую очередь, из числа жителей Серпухова, Серпуховского района и соседних территорий. Семьям, которые хотят принять участие в проекте, нужно обратиться в районное управление образования, они пройдут отбор.

У нас сейчас есть еще один проект в Люберецком районе - Марусинская школа-интернат для детей, которые имеют проблемы со здоровьем. Мы хотим реорганизовать здание, чтобы там были не общие спальни, а квартиры-блоки типа таун-хауса для проживания приемных родителей.

- Пока детдома еще существуют, одна из основных проблем – побеги из них детей. Они происходят периодически. Почему?

- Представьте, что ребенка забрали у родителей, которые вели аморальный и асоциальный образ жизни. Если это ребенок маленький, он быстрее адаптируется и, как правило, ему в первые год-два находят приемную семью. А если это подросток 12-15 лет, он уже не хочет идти в какую-то семью. Он все равно хочет вернуться туда, где жил.

- Еще одна проблема – дети из неблагополучных семей. Сколько таких семей в регионе, как решаются их проблемы?

- Сейчас у нас порядка 20 тысяч неблагополучных семей, все они стоят на учете. Социальный участковый, соцслужбы, органы опеки - много кто с ними работает. На поддержку семей в неблагополучной ситуации в Подмосковье по линии образования выделяется порядка трех миллиардов рублей ежегодно.

Тема психолого-педагогической поддержки развивается в России, но нужно уделять этому больше внимания – чтобы не один психолог работал в школе, а несколько.

Однако родители предпочитают в школу все-таки не приходить, а обращаться в центры психолого-педагогической помощи. У нас есть такие центры социальной поддержки – мы берем ребенка в сложной ситуации, реабилитируем его, родителей не лишаем прав, а с семьей ведем работу.

На протяжении 10 лет у нас реализовывался интересный проект в Люберецком районе совместно с Нидерландами – как помочь семье вернуться в нормальное состояние. Голландцы, делясь опытом, утверждали, что сначала нужно семье отремонтировать квартиру.

Я сначала не верила: зачем им ремонт – они пьют, разве ремонт тут поможет? Но я поняла, что это работает – увидела мать, которая в совершенно неприглядном виде нас принимала первый раз, а через несколько месяцев в благоустроенной квартире. Действительно произошли изменения.

- А можно ли, на ваш взгляд, кардинально изменить ситуацию?

- Можно, путем формирования у граждан понимания, что семья – одна из главных задач. Нам надо воспитывать гражданина, во-первых, как патриота, во-вторых - как самостоятельного человека, который может выбрать профессию, получить образование, обеспечить жизнь себе и своей семье.

Это самое трудное – легче ВВП удвоить, чем изменить психологию, оставшуюся со времен Советского Союза. Мы были приучены к тому, что нам дадут диплом, работу, зарплату. И, хотя мы уже давно живем в другой стране, эта психология осталась.

- А есть ли уже какие-то положительные изменения в менталитете людей, на Ваш взгляд?

- Могу сказать, что меняется облик приемной семьи. Раньше это были люди, достигшие сорока лет, у которых дети выросли, и они хотят помочь другим. Сегодня к ним присоединяются 30-летние, и они, благодаря СМИ, просветительской работе, берут детей. Очень часто приемными родителями становятся сотрудники детского дома. Они уже подготовленные люди, у них есть образование.

При усыновлении часто происходят неожиданные повороты судьбы. Например, в одном из областных детских домов работала незамужняя девушка, которая с первого дня полюбила девочку, поступившую туда. Решила взять ее как приемная мама, оформила документы. Пришла на обязательные курсы приемных родителей и там познакомилась с молодым человеком. И они уже вместе подбирают себе ребенка.

Еще я знаю женщину, она пришла рожать в один из подмосковных роддомов и задержалась там из-за осложнений. Все это время она наблюдала не только за своим ребенком, но и за тем ребенком, которого оставили. Видимо, какие-то светлые чувства двигали эту молодую женщину, и она решила, что выйдет не с одним ребенком, а с двумя. Поделилась идеей с мужем, он согласился. Вот такие изменения.

- А сколько в регионе многодетных семей? Каковы их основные проблемы? Сколько денег на решение этих проблем выделяется?

- В Московской области проживает 30,698 тысячи многодетных семей. Первая их проблема – это жилье. Многие семьи хотели бы иметь больше детей, но возможности из-за жилья ограничены.

Мы ищем, как помочь этим семьям. В рамках новой жилищной политики Андрея Воробьева поставлена задача предоставлять жилье многодетным в первую очередь. Этот вопрос прорабатывается.

Из 2,3 тысяч приемных семей одна треть – многодетные. Я завидую многодетным семьям - я смотрю на них, и понимаю, что эти родители никогда не останутся одни в старости, и братья с сестрами будут друг друга поддерживать. Нам надо учить нашу молодежь еще в молодости задуматься – если ты один в старости, кто тебе окажет помощь?

- Закон об увеличении в 2 раза выплат приемным семьям детей-инвалидов был принят в Подмосковье недавно, он как-то уже повлиял на ситуацию?

- Решение об увеличении размера выплат было принято около месяца назад, однако под это увеличение попали все семьи, которые с 1 января стали усыновлять детей. За 4 месяца 700 детей устроено – это рост.

- Еще один важный вопрос – выделение выпускникам детдомов квартир. Сколько денег на это тратится?

- В 2012 году на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из бюджета Московской области было выделено более 570 миллионов рублей. Жильем обеспечено 274 ребенка, они получили отдельные благоустроенные квартиры. В 2013 году в бюджете Московской области предусмотрены денежные средства в размере 681 миллиона рублей, в 2014 году – 570 миллионов рублей.

- Как Вы относитесь к предложению, чтобы квартиры сиротам давались не в собственность, а на условиях соцнайма?

- Это реальный способ защиты детей, которые покинули детский дом. Если раньше эти дети получали квартиру и приватизировали ее, находились люди, которые могли этим воспользоваться. Сегодня договор составляется таким образом, что в течение пяти лет нельзя эту квартиру каким-либо образом реализовать или продать, использовать. А потом договор продляется еще на пять лет. Так на 10 лет защищаются права этого человека.

- Как идет процесс ликвидации очередей в детские сады?

- В 2013 году планируется ввести в строй 174 детских сада. При этом 85 объектов строятся по областной программе "Наше Подмосковье", и в сентябре этого года некоторые из них уже примут детей.
Начиная с 2013 года, в течение трех лет ежегодно будет строиться по 85 детских садов. В 2013 в них планируется ввести 33,911 тысячи мест, в 2014 – 33,154 тысячи мест и в 2015 – 8,014 тысяч мест. Всего до 2015 года появится 75,079 тысяч мест, и это должно полностью ликвидировать дефицит.

Сейчас полностью решена эта проблема в городских округах Восход и Рошаль, в Лотошинском и Серебряно-Прудском муниципальных районах. В городах Дубна, Молодежный, Подольск и Рузском, Солнечногорском и Шаховском районах решена проблема очередности для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

- Есть ли какие-то планы по реализации в Подмосковье новых программ для детей?

- Среди ближайших планов — создание школы физико-математического профиля в Долгопрудном. Эта школа будет работать с яркими, неординарными детьми, используя опыт системы образования Подмосковья и знаменитого "физтеха" — МФТИ.

А вообще в Московской области широко развита система дополнительного образования детей. В учреждениях дополнительного образования занимается более 270,8 тысяч детей. В школьных кружках занимается еще более 368,7 тысяч детей.

Нет комментариев
Добавить комментарий