В октябре 202 года тому назад... В ОКТЯБРЕ БАГРЯНОЛИСТОМ…

«В октябре багрянолистом девятнадцатого дня» 1811 года начались занятия в привилегированном, закрытом учебном заведении - Царскосельском лицее. Перед новым учебным заведением ставилась задача образования юношества «особенно предназначенного к важным частям службы государственной». Шестилетний курс лицея приравнивался к курсу университета и его выпускники в итоге получали чины 14 – 9 классов. Основание лицея, вероятно, не стало бы столь заметным событием в отечественной истории, если бы среди его первых питомцев не было «недоросля Александра Пушкина» и таких оставшихся в нашей истории имен как Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, Матюшкин, Горчаков, Корф и другие.  


В августе того же 1811 года «недоросль Пушкин» в доме министра народного просвещения Разумовского был экзаменован «по русской и французской грамматике, арифметике и физике, истории и географии и получил отметки «очень хорошо», «хорошо» и «имеет сведения», счастливо избежав неприятного «преслабо», но и не заслужив ни одного «весьма хорошо».

 

Составители программы обучения для Царскосельского лицея сочли нужным исключить из нее естествознание, но, к примеру, трехлетний начальный курс включал изучение весьма солидного числа предметов: латинского, французского и немецкого языков, Закон Божий, нравственную философию и логику, арифметику, часть алгебры, тригонометрию и начала физики, историю российскую и иностранную, географию, «избранные места из лучших писателей с разбором оных», а также курс «Изящных искусств и гимнастических упражнений», куда входило «чистописание, рисование, танцевание, фехтование, верховая езда и плавание». В последующие три года лицеисты проходили программу трех факультетов университета: словесного, нравственно-политическогго и физико-матеиматического. Интересно, что бы сказали нынешние школьники – ровесники лицеистов, вечно жалующиеся на перегрузку, если бы им была предложена подобная программа?!

 

Стоит особо отметить, что именно в лицее развился и вырос поэтический дар Александра Пушкина. Не зря незадолго до своей кончины  в 1816 году Державин заметил, что в поэзии его заменит Пушкин, который «еще в лицее перещеголял многих писателей».

 

Три десятка юношей первого выпуска за шесть лет учения сложились в дружественный союз, который раз в году 19 октября отмечал День рождения Лицея, а Пушкин не раз отмечал эту дату своими стихами.

 

                               Друзья мои, прекрасен наш союз!

                              Он, как душа, неразделим и вечен –

                               Неколебим, свободен и беспечен

                               Срастался он под сенью дружных муз.

                               Куда бы нас не бросила судьбина        

                               И счастие куда б ни повело,

                               Все те же мы, нам целый мир чужбина;

                               Отечество нам Царское Село.

 

Прошло примерно полтора века, и московский школьный учитель и поэт Юлий Ким напомнил своим питомцам дату «в октябре багрянолистом девятнадцатого дня»:

 

                                 На дорогах наших дней,

                                 В пероепутьях общежитий

                                 Ты наш друг, ты наш Учитель,

                                 Славный Пушкинский лицей!

                                 Под твоей бессмертной сенью

                                 Научиться бы вполне

                                 Безоглядному веселью,

                                 Бескорыстному доверью,

                                 Вольнодумной глубине!..

 

Анатолий Кириченко

Нет комментариев
Добавить комментарий