Новости

Силуэты прошлого


Гордостью подмосковного поселка Малаховка был Летний театр. Принадлежал он землевладельцу Павлу Алексеевичу Соколову, который был хорошо известен в Москве, как любитель театрального искусства.


Первое упоминание о Малаховке театральной можно обнаружить в журнале "Театрал" за 1896 год. Речь там шла о кружке любителей, игравших на открытой сцене.

 

В материальном отношении дела кружка шли очень недурно, благодаря симпатиям и вниманию местной дачной публики, которая очень охотно посещала открытый театр.

 

Чистая прибыль поступала на осуществление заветной мечты заправил кружка - на устройство "передвижного" народного театра. Ввиду успешного начала предполагается построить в будущем году в Малаховке закрытый театр и ставить в нем спектакли еженедельно.

 

Скорее всего, летний театр, закрытый, профессиональный, был построен в 1905 году. Пресса сообщала:

- "8 мая открывается Летний театр в Малаховке (Казанской железной дороги) драмой "Чужие" Потапенко. Театр, построенный г. Г.С. Галицким, вмещает 1000 человек… ("Театр и искусство").

 

В начале 1910 г. наметился упадок дачных театральных предприятий. Серьезные режиссеры вконец охладели к дачной антрепризе. Малаховский же театр по-прежнему оставался удачливым и заметно рентабельным. Именно в эти годы сложился интересный коллектив единомышленников. Не последнюю роль играл и тот факт, что Малаховка традиционно считалась любимым местом отдыха актеров Московских театров.

 

Говорят - театр начинается с вешалки. Малаховский дачный театр начинался с афиш. Прочтя ее, зритель, вконец заинтригованный, просто не мог пройти мимо обещанного ему необыкновенного праздника и стремглав бежал в кассу покупать заветный билет. (Из рассказа старожила).

 

Большими мастерами по части оформления спектаклей слыли художники Пашковы. Красочная афиша, выполненная ими в один из июньских дней 1908 г., живо рисует атмосферу театрального праздника:

 

ЖДЕМ ВАС ТОЛЬКО В НАШ НОВЫЙ ТЕАТР!


Вы будете свидетелями битвы конфетти, разноцветного серпантина! Море живых цветов и летучая почта! По окончании спектакля "Жаворонок" - "Живые картинки: от Бояна до наших дней" в саду будет сожжен блестящий фейерверк работы московского мастера Шлезингера. Сад будет иллюминирован. Всего за один вечер - тысячу развлечений. - Любимые артисты, танцы, кегельбан, духовой оркестр.  

 

Согласимся, нужно немало фантазии, энергии, чтобы устраивать подобные представления два, а иногда и три-четыре раза в неделю, с мая по сентябрь.

 

Дачный сезон обычно заканчивался в сентябре. Дачи пустели. На деревьях уже не пестрели яркие листы цветной бумаги, на который сообщалось большим буквами, что, например, роль Анны Петровны исполнит Ольга Ивановна… Канули в Лету, в безвестность имена актеров и антрепренеров дачных театров, как исчезли с лица земли и сами театры, да они и не были рассчитаны на долговечность. А вот Малаховский театр?! …Не зря видать откладывалось открытие сезона, чего-то недосмотрели. Из-за пожарно-технических недочетов театр все-таки сгорел в 1910 году.


(Из воспоминаний краеведа А.П. Ловачева)

Всего за 52 дня новое здание театра на 500 зрительских мест построила артель рязанских плотников. Торопились к открытию театрального сезона 1911 года. При ремонте театра в 1966 г. был найден договор владельца театра П.А. Соколова с артелью плотников о сроках строительства. По рассказам очевидцев автором рисунка фасада здания в греческом стиле был Ф.И. Шаляпин. Существует предание, что Федор Иванович, чтобы ускорить строительство культурного центра в дачном поселке, заключил с Соколовым пари на ведро шампанского. Певец проиграл, но достиг желаемого: к открытию сезона все было готово.

 

"Полукруглый фасад здания украшен шестью ионическими колоннами, образующими глубокую лоджию, по сторонам которой поставлены закрытые портики с двумя пилястрами, завершающиеся вверху декоративными надстройками. К главному входу, расположенному по продольной оси театра и проходящему через амфитеатр и партер непосредственно к сцене, вела широкая лестница. Внутренняя планировка и конструктивные элементы театра были приняты по образцам, широко применяемым в то время для строительства летних театров.

 

Сцена глубокая, с высокими колосниками, по бокам сцены расположены 6 артистических уборных. Перед сценой помещение оркестра. Партер с горизонтальным полом, окаймленный с боков 12-ю ложами. Партер использовался во время балов, для танцев.

 

Зрительный зал театра и артистические уборные имели электрическое освещение, крайне редкое в те годы в летних театрах, получаемое от специально построенной электростанции, оборудованной 8-мью сильными двигателями".  (Из документов архива краеведа А.П. Ловачева.)


Новый театр заметно отличался от сгоревшего, где на втором этаже располагалась уютная гостиница для актеров. При новом театре гостиницы не было, ее заменили комнаты в доме возле аптеки, где опоздавшие на последний поезд актеры могли переночевать.

 

На спектакли в Малаховку съезжалась публика со всей Казанской дороги. Зрителям сообщали расписание отправлений и даже остановки поездов, доставляющих их к началу спектакля, и время отправления последних поездов, отбывающих в сторону Москвы и в сторону Раменского, время и номера дополнительных поездов и что к окончанию спектакля к театру подаются вагоны конного трамвая. В имении господ Соколовых ходила конка, расстоянием в три версты - по улице Петропавловской, теперь Советской, от платформы Удельная до театра. Конка была картинным остатком прошлого Москвы, с таким же открытыми вагонами. Она просуществовала до 1914 года. С началом войны конку ликвидировали. Военному ведомству потребовался металл.

 

Малаховского зрителя знакомили с лучшими спектаклями Художественного театра, театра Корша, оперетты, театра "Летучая мышь", театра Незлобина, "Кривого зеркала", Малого театра…

 

На сцене был представлен почти весь репертуар Островского. Шли пьесы Чехова, Шекспира, Бернарда-Шоу, Бомарше, Гольдони, Немировича-Данченко, Леонида Андреева, Ибсена, Гауптмана…

 

Трудно перечислить все названия спектаклей, с которыми знакомили малаховскую публику. 300? 400? 500? Многие из тех названий сегодня и не помнят. А когда-то их восторженно принимал интеллектуальный зритель: "Две утки", "Васильковые дурачества", "Джентльмен", "Дикарка", "Темное пятно", "Недомерок", "Легкомысленная комедия для серьезных людей", "Хорошо сшитый фрак", "Пляска жизни", "старческая любовь" (старообрядка), "Подросток", "я так хочу", "Женщина в 40 лет", "Обнаженная", "Шальная девчонка"…

 

На Малаховской сцене выступали выдающиеся мастера русского драматического искусства: А.А. Яблочкина, М.М. и В.А. Блюменталь-Тамарины, О.О. и П.М. Садовские, М.М. Петипа, И.Н. Певцов, Н.М. Радин, Е.М. Шатрова, В.Н. Пашенная, А.А. Остужев, А.Г. Коонен, Ф.Г. Раневская… Наличие оркестровой ямы и прекрасная акустика позволяли слушать и оперных певцов. Пели: Ф. И. Шаляпин, Л.В. Собинов,  А.Н. Нежданова, В.Р. Петров. Танцевала прима-балерина Большого театра Е.В. Гельцер. Говорят, что и знаменитая танцовщица Айседора Дункан не обошла Малаховскую сцену. Пели Александр Вертинский и Вера Панина. Веселили публику Смирнов-Сокольский, Хенкин, Ярон…

 

Давая свою последнюю гастроль Ф.И. Шаляпин оставил на деревянной стене одной из артистических уборных театра автограф "Ф.И. Шаляпин, 1920 г."

 

Ряд декораций к спектаклям был написан по эскизам Главного художника Императорских театров К.А. Коровина. По воспоминаниям старожилов, шли спектакли и в декорациях Марка Шагала, который в первые годы после революции учил живописи детей в Малаховской еврейской колонии.

 

Можно говорить о двух периодах расцвета театра в Малаховке. Первый - с 1911 г. (после пожара 1910 г.) по 1917 год. Второй - с 1919 г. по 1934 г., (когда на смену увлечению театром пришел кинематограф). Первый связан с антрепренерами С.А. Головиным, М.Я. Муратовым, М.Ф. Лениным, актерами Малого театра. Второй - с директором, администратором Иосифом Ивановичем Дарьяльским ("Неистовым Иосифом", или "Королем суфлеров", как величали его актеры "Дома Островского", где он прослужил в должности суфлера без малого 50 лет.)

 

До Октябрьских событий 1917 года летнюю антрепризу составляли постоянные труппы из ведущих актеров театров Москвы и Петрограда. После революции постоянных трупп в Малаховке не стало. Инициатором и организатором гастрольных выступлений становится И.И. Дарьяльский.

 

С 1934 года у театра начинается новый период - кинематографический. На смену И.И. Дарьяльскому приходит В.М. Фроленков, и Малаховский Летний театр становится обычным кинотеатром. За годы директорства Фроленкова (1934-1936 гг.) всего лишь несколько спектаклей (не без участия Дарьяльского) было показано зрителям, раз или два за сезон.

 

В 1999 году здание театра опять погибло при пожаре. О простой реконструкции говорить уже не  приходится: остался один фундамент…и воспоминания о великих меценатах, которым в  аналогичной ситуации  в начале прошлого века удалось за 52 дня возродить здание Малаховской жемчужины.

 

Малаховский Летний театр: быть или не быть?

 

Письмо в редакцию

 

В 2005 году на страницах «Люберецкой газеты» в статье «Летний театр должен быть построен!» мы обратились к руководству Люберецкого района и поселка Малаховка с просьбой сообщить, что предпринимается в отношении возрождения Малаховского Летнего театра.


Тогда в районе проходили выборы, и появилась надежда на решение этой проблемы.


Глава Люберецкого района В.П. Ружицкий еще в 2005 году включил в свою предвыборную программу строительство театра. Глава поселка Малаховка А.Н.Автаев в личной предвыборной программе в разделе «Культура и молодежная политика» в п.8 также предусматривал начать строительство Летнего театра.


Однако восстановление театра даже не началось. Ответа на нашу статью, о которой сказано ниже, не последовало.


Хочется еще раз через Люберецкую газету обратиться, как к руководству района, так и к администрации нашего поселка с вопросом: «Почему уважаемые руководители не выполняют свои предвыборные обещания, игнорируют обращения избирателей?

 

С уважением, в ожидании ответа Абалымова O.K., пенсионерка; Балашов А.В., заслуженный художник РФ,

действительный член РАХ; Семененко И.С., доктор политических наук, ведущий научный сотрудник РАН;

Котмина Н.Б., член Попечительского совета; Кожаров В.И., краевед, автор трех книг по истории Малаховки


 

  

 

Предвыборные программы глав муниципального образований действительно существуют. И есть ответ из Министерства культуры Московской области, из которого следует, что кроме местных властей  проблему строительства никто не решит (ответ инициативной группе прилагается).  Осталось дождаться комментариев местных властей.


Подготовила Светлана Сонина

Нет комментариев

Добавить комментарий
Конструктор сайтов
Nethouse