"На моё творчество повлияла война"


Участник Великой Отечественной войны, известный советский и российский режиссёр Сергей Микаэлян сегодня, 1 ноября, принимает поздравления по случаю своего 90-летия.


Больше сорока лет он проработал на киностудии "Ленфильм". В его картинах снимались Евгений Леонов, Василий Лановой, Олег Янковский, Михаил Глузский, Нина Ургант, Светлана Крючкова, Андрей Мягков, Александр Белявский и другие популярные народные артисты. Многие актёры мечтали поработать с режиссёром и в других его фильмах, но судьба пошла навстречу только нескольким артистам.


Гость нашей встречи – народный артист РСФСР Сергей Микаэлян.


- Сергей Герасимович, внесла ли война какие-то существенные изменения в выбор вашей будущей профессии?

 

- Он произошёл совершенно случайно, и я никогда не собирался связывать свою жизнь с кинематографом. Хотел стать инженером, тем более по математике учился на одни пятёрки. (Улыбается). Окончил десятилетку. А вскоре война началась. Был дважды ранен. Сначала – под Старой Руссой, потом, в августе 1942-го, – под Ржевом. После последнего ранения снова попал в госпиталь. Влюблялся во всех девушек в белых халатиках. Молодым же был тогда, любви-то ещё не познал.

 

После демобилизации с начала 1943 года работал на 1-м государственном автомобильном заводе им. Сталина (ныне – Завод им. Лихачёва, – прим. авт.). Прошёл путь до шлифовщика шестого разряда. А роман с кинематографом у меня закрутился позже, когда я случайно встретился со своим школьным товарищем. С ним, кстати, мы вместе ушли на фронт, служили в одном батальоне. Но наша встреча оказалась настолько неожиданной... Уже после войны "добрые люди" рассказывали мне, что на фронте мина попала в дерево, под которым сидел мой товарищ, и его засыпало осколками. А ему говорили, что пуля попала мне в позвоночник и истекая кровью я скончался. Зайти друг к друг в гости мы боялись, хотя жили совсем рядом. Мы не хотели слышать, что мать потеряла сына на войне...

 

И тут мы случайно встретились с ним на улице. "Как? Ты жив?", – от восторга закричал я. "И ты жив?", – обрадовался товарищ. "Ну, как ты, что ты? Рассказывай".

 

Я тогда уже работал на заводе, а он был студентом режиссёрского факультета ГИТИСа. И потянул он меня за собой: тоже поступай, режиссёром будешь. "Кто такой режиссёр, зачем мне это надо?".


В общем, он меня увлёк. Хотя я и с мамой посоветовался, а стоит ли идти? "Если есть желание, то иди, а не понравится – вернёшься на завод". 

 

Чтобы поступить, я стал много читать. Готовился очень серьёзно. И меня приняли. Учился на курсе Бориса Евгеньевича Захавы. Ровесников среди парней почти не было: ведь много моих одногодок полегло на полях сражений. После окончания института работал режиссёром в Саратовском ТЮЗе, потом в Горьковском драмтеатре, а в 1954 году назначен главным режиссёром Ташкентского русского театра имени М. Горького. Но спустя два года увидел в "Литературной газете" объявление, в котором говорилось, что студия "Мосфильм" проводит набор на высшие режиссёрские курсы. Так я ушёл из театра. Навсегда. 


И благополучно поступил на курсы. Вместе со мной учились Георгий Данения, Игорь Таланкин, Александр Серый, Георгий Щукин, Семён Туманов, Шухрат Аббасов. 

 

В 1960 году я снял свою дипломную работу – "Разноцветные камешки". С этого времени началась моя творческая жизнь в киноискусстве.


- Удивительный актёрский состав для дебютанта: Лидия Смирнова, Лев Свердлин, Люсьена Овчинникова, Аркадий Цинман. Сами подбирали актёров?

 

- Я же фронтовик. Ещё солдатом принял присягу, и что мне поручат – всё выполнял. Мне дали задание снимать именно эту картину, вот я над ней и работал. Не мной был утверждён и актёрский состав. Но он по праву великолепный.

 

- Что же подтолкнуло вас экранизировать драматический фильм "Вдовы"? Полагаю, сценарий написан по реальным событиям?

 

- Один очень талантливый писатель и журналист Лев Аркадьев в 60-егоды в газете "Труд" написал очерк о том, как в белорусской деревне две пожилые женщины берегли могилки двух солдатиков. А в день 20-летия Победы в местном райцентре власти решили организовать торжественный митинг около памятника погибшим солдатам, но там (в райцентре) не было не одного захоронения. И когда в районном совете узнали, что в близлежащей деревеньке есть "нужные им могилы", они уговорили этих старушек перезахоронить останки воинов в городе. Так всё и произошло.

 

И мы решили снять по этому рассказу фильм. Я даже в "Труд" ездил, читал многие письма, приходившие в редакцию от жён, матерей и дочерей, разыскивающих без вести пропавших родственников. Бегаю глазами про строчкам, а сердце кровью обливается.


- Наверное, такие фильмы надо показывать чаще, они могут изменить нашу жизнь в лучшую сторону...

 

- Безусловно. Мало я, к сожалению, снял художественных фильмов. Иногда оглянусь назад, чтобы снова оценить свои картины и понимаю, что есть среди них вполне удачные, их до сих пор часто показывают по телевизору. А над некоторыми фильмами я бы ещё поработал.

 

Получал очень много писем от зрителей, посмотревших картины "Расскажи мне о себе", "Премия", "Влюблён по собственному желанию", "Звёздочка моя ненаглядная", конечно, "Вдовы". И всего три письма – от увидевших фильм "Гроссмейстер". Не все его приняли.

 

- По-моему, Вы не сняли ни одной кинокомедии. Не получалось?

 

- Для этого мне надо было родиться Георгием Данелией или Эльдаром Рязановым – у них выходит потрясающая комедия характеров. У Леонида Гайдая – комедия положений. Я тоже пытался снять комедийный фильм "Разборчивый жених", но что-то не вышло. Впервые в жизни я заскучал на собственной картине.

Комедийные характеры меня, наверное, не привлекают. Хотя работая в театре, я ставил комедии. И они получались живыми. Особенно пользовались успехом повести Виктора Розова.

 

Хотел снять фильм "Сотвори самого себя" – картина о том, как человек может воспитать себя самостоятельно. Долго думал, в каком ключе его сделать. В результате родился "Влюблён по собственному желанию".


Кстати, а сценарий к фильму "Премия" был сделан настолько профессионально и качественно, что мне в нём ни словечка не пришлось изменить. (К слову, автор сценария Александр Гельман 25 октября отметил своё 80-ление, –прим. авт.). Когда прочёл сценарий, я понял, что главную роль – Потапова – должен играть только Евгений Леонов. А на роль Батарцева я планировал пригласить Всеволода Санаева. Но он отказался. И причиной тому, по-видимому, послужил факт (об этом мне сообщила моя ассистентка), что супруга Санаева, дружившая с женой Ф.И. Ермаша с 1972 года занимавшего должность председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии, узнала от неё, что планируемый фильм всё равно никогда не выйдет на экран.

 

Но всё же картина была сделана и её премьера прошла с большим успехом. И когда в 1975 году на Всесоюзном кинофестивале в Кишинёве Всеволод Санаев вручал мне первую премию за "Премию", он признался, что сожалеет о том, что тогда отказался от этой роли.

 

Ещё до премьеры фильм показали строителям, съехавшимся в Москву со всего Советского Союза на совещание. Десять минут зал аплодировал картине стоя. Но они же не знали, что "Премия" ещё не принята на худсовете, который, кстати, вовсе не хотел её принимать. Даже из-за одной фразы: "Коммунизм, видать, не скоро построится" фильм мог годами пылиться на полке. Однако невзирая не все трудности, картина всё-таки приобрела свою популярность у советского зрителя. И если раньше критики меня часто осуждали, то потом стали хвалить. Мол, удачно справился с госзаказом. (Смеётся).

В 1976 году я получил за неё Государственную премию СССР.

 

- Два ваших последних фильма вышли в 2000 и 2006 гг. – "Звёздочка моя ненаглядная" и "Зимний ветер". Объявили перерыв?

 

- Всё, я закруглился. Зачем снимать фильмы, если понимаю, что они могут получиться хуже, чем мои прошлые работы? Тем более на меня отложила свой отпечаток перестройка с последующим распадом Советского Союза. До сих пор не воспринимаю то, что произошло с нашей великой державой. Мои идеалы уплывают, мой зритель перестал ходить в кинотеатры – билеты стали не по карману. Но я продолжаю получать письма от своих зрителей. Их тёплые слова греют мне душу.

 

Видимо эпоха сейчас такая – никакая. Поэтому и сценарии пишутся никчёмные. Наверное, это мой недостаток – у меня должен быть "железный" сценарий: я все кадры для себя прорисовываю: кто откуда вышел, где кто улыбнулся... Артисты у меня редко импровизировали на съёмочной площадке. И я ничего не снимал "в мусор" – каждый кадр пускал в дело.

 

Знаю все свои недостатки. Были случаи, когда работаешь над картиной, думаешь, что всё делаешь правильно. А потом оглянусь назад и понимаю: как же я мог прозевать такие вещи...

 

Кино должно быть народным. Да, сейчас снимают хорошие фильмы, но взрывных картин почти нет. Вспомните хотя бы работы Глеба Панфилова "Начало" или "В огне брода нет". Из последних – понравился "Волчок".

В России много достойных молодых режиссёров, есть замечательные операторы, но сценарии оставляют желать лучшего.

 

- Сергей Герасимович, можете дать какой-нибудь дельный совет молодым режиссёрам?

 

- Не имею права этого делать. Ведь у меня слишком узкий взгляд на жизнь и чёрно-белое видение мира. Возможно я смог бы вести курсы актёрского мастерства, но преподавать режиссёру – ни за что. Я многих бы ругал, критиковал и так бы ничему не научил.

 

А вообще я смотрю на мир глазами солдат... тех солдат, кто на этот мир так и не успел наглядеться...

 

Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото из архива

Комментарии
Добавить комментарий
Киноман
Киноман
Светлая память Великому режиссеру.
Спасибо за такое трогательное интервью с мастером
комментировать
маруся
маруся
Ну как же я люблю этого старика. У него такие живые глаза, такой юмор и такая печаль иной раз проскользнет. Фильм разборчивый жених смотрела с тихим восторгом, он очень тонкий. И глубокий, и вдумчивый... только назван неудачно./явная уступка коммерческому интересу/. И снято отлично - пустынный ленинград под музыку романса Признайся мне. И эротическая сцена безумно смешная. И без всякой пошлости при этом. Дорогой Микаэлян поздравляю с такой молодежной по духу работой. Желаю счастья в личной жизни.
комментировать