Новости

Актёр, болеющий душой...


Вчера, 21 ноября, отметил 70-летие народный артист Украинской ССР Михаил Голубович. Чтобы пообщаться с популярнейшим в советские годы киноактёром, наш корреспондент специально ездил в Восточную Украину.


Встреча с Михаилом Васильевичем прошла в его родном Луганском академическом украинском музыкально-драматическом театре, которым он руководит уже многие годы. Совмещает мэтр отечественного театра и кино свою творческую деятельность и с общественной работой: Голубович – депутат Луганского областного Совета.


Черта его характера – быть неравнодушным ко всему, он душой болеет за будущее своей страны, своего народа, культуры и искусства.

 

Михаилу Васильевичу удалось отстоять, сохранить от сноса и отреставрировать восхитительное по своей архитектуре здание, в котором сегодня находится его театр – до этого он ютился в одном помещении с Луганским русским драмтеатром.

 

В октябре 1998 года на базе областной филармонии был создан ансамбль песни и танца "Славия", появляется Казачий конный театр, а для студентов музыкального училища открывается собственное общежитие. И это только небольшая часть тех дел, за которые луганчане продолжают выражать слова искренней признательности этому человеку.

 

Дорогой читатель, у нас в гостях Михаил Голубович – великолепный актёр, получивший зрительскую любовь и народное признание ещё в 60-е и 70-е годы, снявшись в "Комиссарах", "Кортике", "Штормовом предупреждении", "Думе о Ковпаке","Легенде о княгине Ольге" и других картинах прославленных советских кинорежиссёров.

 

- Михаил Васильевич, чем сегодня живёт Луганская область?

 

- Прежде чем говорить о культуре Луганщины, хочу напомнить, что восток Украины всегда был немножко впереди. И об этом рассказывает сама история. Здесь родился и начинал свою активную деятельность Кондратий Булавин (войсковой атаман донских казаков, предводитель народного восстания, участвовавший в походах против татар, – прим. авт.). Если вспоминать уже XX век, то когда в 1917 году свершилась Октябрьская революция, то советская власть была впервые установлена не в Петрограде, а в Луганске – на два месяца раньше: достаточно упомянуть имена Пархоменко и Ворошилова.

 

Наша земля дала миру великого русского учёного и писателя Владимира Даля, советского поэта-песенника Михаила Матусовского, других выдающихся сынов Отечества.

 

Вопреки всевозможным прогнозам, культура нашей области находится на серьёзном профессиональном счету. Если говорить о театральном искусстве, то несколько лет назад, например, наш театр был приглашён на гастроли в Москву. Приём был замечательный. Нас обеспечили и проживанием, и питанием. Все спектакли сыграли в театре на Малой Бронной с аншлагом. От поездки у нас остались самые яркие впечатления.

 

Именно в нашем театре впервые поставлена рок-опера о Молодой гвардии. Но не по роману Фадеева. Работая ещё начальником управления культуры по Луганской области, я попросил своего заместителя – замечательного поэта Владимира Зайцева сделать к Молодой гвардии либретто. Он заинтересовался моим предложением, и либретто было написано профессионально и довольно быстро. Композитор Юрий Дерский написал потрясающую музыку. Оставалось дело "за малым": осуществить постановку.

 

И сегодня рок-опера "Распятая юность" принимается молодёжью взахлёб. Ребята открывают для себя новый мир. Ведь на сцене показываются не какие-то политические распри. Речь идёт о последних сутках жизни молодогвардейцев в камерах. Отрадно, что молодому поколению это понятно даже несмотря на то, что моральные и нравственные ориентиры у некоторых людей сегодня поменялись. Человеческое-то остаётся человеческим!

 

Нас уже пригласили с этой рок-оперой в Москву. Надеемся, что в скором времени вы тоже сможете увидеть и оценить нашу постановку.

 

Что касается других театров Луганщины, они тоже прекрасно работают. У нас три академических театра, казачий конный театр, есть замечательные коллективы – ансамбль песни и танца "Легенда" (я был первым худруком этого коллектива, тогда он назывался "Славия"), Луганский милицейский ансамбль песни и танца "Патруль" – этот знатный коллектив неоднократно выступал в Москве. Много молодых одарённых вокалистов в областной филармонии, талантливая молодёжь играет в Русском драматическом театре имени П.Б. Луспекаева, хорошие ребята работают в кукольном театре. Я уже не говорю о творчестве народных умельцев. Это совершенно уникальные люди, их таланты признаны не только в нашем государстве.

 

- Наверное, на спектакли ходят в основном преданные почитатели театра и учащиеся общеобразовательных учреждений?

 

- Не соглашусь. Если идёт вечерний спектакль, то на него идут те, кому это действительно интересно, и в зале присутствуют представители всех поколений. Во время действий на сцене – в зале тишина, нет привычного для многих театров шелестения конфетными фантиками, нет какого-то бормотания. Зрители полностью погружаются и растворяются в атмосфере театрального искусства. Это дорогого стоит.

 

Репертуар в нашем театре достаточно обширный. Начиная от украинкой и российской классики и заканчивая постановками современных авторов.

 

- В спектаклях задействована вся труппа?

 

- Конечно. Без роли нет ни одного актёра. С моим же участием в театре идут три постановки: "Тарас Бульба", "Эзоп" и "Адель".

 

- Знаю, Вы преподаёте актёрское мастерство в Луганском институте культуры и искусств. Есть читающие ребята? Надеюсь, знают, кто такой Станиславский?

 

- Конечно, знают! (Улыбается). Но многое зависит от самого человека: можно повторять ему каждый день: "Станиславский", "Станиславский"... Суть-то не в этом: если человек хочет достичь каких-то успехов в жизни, он должен пахать. И это касается любой профессии. Но тяга к знаниям у ребят есть.

 

Я сейчас немножко отошёл от преподавательской деятельности, и у меня остались только заочники. Это, в основном, люди работающие, поэтому с ними таких вопросов почти не возникает. Если же говорить о том курсе, который я набирал ещё в колледже, то все ребята вышли достойными представителями актёрской профессии. Большая часть работает в коллективе нашего театра, кто-то уехал в Киев, Москву, другие города.

 

- Михаил Васильевич, после развала СССР многие актёры вашего поколения и люди старше нечасто снимаются в российском кино. Для одних не находится подходящих ролей, а других, стыдно сказать, уже забыли. В Украине есть такая проблема?

 

- С начала 90-х годов у меня тоже почти не было работ в кино. "Вишнёвые ночи", "Ехать – значит ехать...", "Заложники страха", "Дорога на сечь", "День побеждённых", "Дума о Тарасе Бульбе". И из моих последних ролей в кино – охранник в фильме Валерия Ямбурского "Люблю и точка" и Вильгельм в картине Александра Гордона "Огни притона".

 

Но я хотел бы остановиться на другой картине – "Рыцарь Дикого поля" – это фильм о последнем кошевом атамане Запорожской Сечи Петре Ивановиче Калнышевском (роль М.В. Голубовича, – прим. авт.). Работа над фильмом началась ещё пять лет назад, но выделенных государством денег хватило, увы, только на съёмки нескольких сцен в павильоне киностудии.

 

Сценарий писался по реальным событиям. Когда Калнышевскому исполнилось 75 лет, Екатерина II спросила у него: "Что необходимо сделать, чтобы защитить Российскую Империю от набегов?" И он ответил: "Надо дать казакам в Диком поле землю под хутора". Она выполнила его совет.


А когда уже в 85-летнем возрасте Пётр Иванович выигрывает турецкую кампанию, императрица вместе с Потёмкиным приезжает в Дикое поле и вручает Калнышевскому звание генерал-лейтенанта Российской армии и Орден Андрея Первозванного.

 

"Откуда здесь столько хлеба?", – поинтересовалась у Потёмкина Екатерина II. "Так ты же сама, Матушка, разрешила Калнышу выращивать хлеб. Он его уже и за границу продаёт. Не кажется ли Тебе, что он роет яму под Твой престол?", – спросил Потёмкин. "Роет яму? Значит и будет сидеть в яме", – бросила Екатерина. И Петра Ивановича заточили в Соловецкий монастырь, где он просидел в крохотной холодной камере около 28 лет. Только трижды в год его выпускали на свежий воздух: в дни празднования Рождества Христова, Пасхи и Преображения.

 

Когда умирает Екатерина II, Калнышевского отпускают на волю, но старец бежать отказывается и постригается в монахи. Умирает атаман на 113 году жизни.

 

Здесь достойно показаны два наших народа – российский и украинский, без всяких политических подначек, но...

 

- Надеюсь, средства всё-таки найдутся, и фильм будет завершён.

 

- Я тоже на это очень надеюсь. Ведь съёмки шли всего десять дней, и картину положили на полку "до лучших времён".

 

- В годы советской власти фильмы могли положить на полку из-за цензуры, а теперь по иным каким-то соображениям...

 

- Не всё зависит только он нас. Ведь если мы о чём-то не говорим, это ещё не значит, что этого нет. Увы, каждый в этом видит то, что хочет видеть. А материал-то пропадает интереснейший.

 

- Согласен, Михаил Васильевич. Не всё зависит от нас. В 1977 году Вы были удостоены звания "Народный артист Украинской ССР". Интересно, это даёт Вам сегодня какие-то привилегии?

 

- Особых государственных льгот нет. Добавка к зарплате – 40 процентов. Но если я еду куда-то на съёмки, то всегда предупреждаю, что еду в вагоне СВ класса, и в гостинице живу только в одноместном номере.

Хотя в Советском Союзе по законодательству предполагалась даже дополнительная жилплощадь. (Улыбается).

 

- Почти десять лет Вы были начальником управления культуры Луганской областной администрации. Многим деятелям культуры за этот период присваивалось звание "Народный артист Украины"?

 

- Человек десять точно получили. Но мы вручали и другие звания: "Заслуженный артист Украины", "Заслуженный деятель искусств Украины". Трудолюбивых мастеров сцены, любящих не себя в искусстве, а искусство в себе, мы поощряли по заслугам.

 

Я неравнодушен к людям. В семье я был самым младшим, одиннадцатым, ребёнком. Бабушка, бывало, посадит меня на колени, ущипнёт за руку и спросит: "Болит?" "Да, болит". "А теперь Катю щипай". Я её щипаю. "А теперь Володю щипай, а теперь Колю, Галю...". И всем больно. "Вот видишь, каждому больно. И если ты людей будешь понимать через эту боль, то и люди будут тебя понимать". До сих пор часто вспоминаю её слова.

 

- У Вас такая большая семья. Кто-нибудь ещё "пошёл в артисты"?

 

- Старший сын Володя окончил Киевский государственный институт театрального искусства имени И.К. Карпенко-Карого, успешно работал в театре, снимался в кино. В 1994 году режиссёр Сергей Омельчук пригласил его на главную роль в картину "Дорога на Сечь". И во время съёмок финальных сцен первой серии он трагически погибает...

 

- ...Михаил Васильевич, около рабочего стала в вашем кабинете стоит портрет Сергея Параджанова. Он был вашим любимым кинорежиссёром?

 

- Да, мы дружили. И когда Серёжа находился в заключении, я несколько раз его навещал (тогда С.И. Параджанов был уже переведён в колонию в Ворошиловградскую область, – прим. авт.). Кстати, лет восемь назад, будучи на одном мероприятии у нас в Луганске, ко мне подошёл представительный человек уже в возрасте и сказал: "Михаил, в то время, когда вы ездили к Параджанову, я возглавлял КГБ. Так мы держали вас под колпаком. Хотя прекрасно понимали, что это не конъюнктура, и вы навещаете своего друга без всяких побуждений, а чисто по-мужски, по-человечески. За это я хочу пожать вам руку".

 

А с Серёжей мы общались долго. Сфабриковано было на него это дело... Ведь сначала его арестовали из-за карт с обнажёнными девицами, которые ему были подброшены. Потом виной всему стала ручка для письма: когда она находилась в обычном вертикальном положении – на ней была изображена девушка в купальнике, а стоило ручку перевернуть – песочек ссыпался, и она оголялась. Представляю, что бы было, если и сейчас за это сажали...

 

- Не хочу завершать нашу беседу на такой нерадостной ноте. Поэтому искренне желаю здоровья вам и вашим близким, новых творческих успехов и благодарных зрителей. С юбилеем, Михаил Васильевич!

 

Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото автора

Нет комментариев

Добавить комментарий
Конструктор сайтов
Nethouse