Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

Люберцы, хоккей, Плавунов и «Динамо»


Знаменитый советский и российский спортсмен, легенда хоккея с мячом Владимир Плавунов в августе отметил юбилей. Нашему земляку исполнилось 70 лет.

Вся его жизнь связана с бенди, хотя он одинаково здорово играл и в футбол, и в хоккей на траве. Плаун, а именно так с любовью и большим уважением называли его члены команды и болельщики, является семикратным чемпионом мира и семикратным чемпионом СССР, долгие годы он был капитаном команды и сборной СССР по хоккею с мячом.


Владимир Плавунов – Заслуженный мастер спорта СССР, мастер спорта международного класса, кавалер ордена Почёта. Почти полвека, 1967 года, он посвятил московскому «Динамо», где прошёл путь от игрока до главного тренера команды. Почётный динамовец, он ещё и ярый футбольный болельщик, правда – за любимый московский «Спартак».


Недавно журналист «ЛГ» побывал в гостях у ветерана спорта. Там за дружеской беседой и было записано сегодняшнее интервью.

 

- Я родился в Люберцах в многодетной семье. У Прасковьи Павловны и Якова Павловича, наших родителей, было три сына и две дочки, я – предпоследний. Деревянный дом, в котором жали наша семья, находился на Октябрьском проспекте, рядом с авторемонтным заводом. У нас было своё хозяйство: поросёнок, куры, а ещё – во дворе стояла голубятня. Летом с пацанами мы гоняли в футбол, а зимой, как только пруд около стадиона «Торпедо» заледенеет, надевали коньки, выбегали на лёд и играли в «колдунчики».


- Провалиться не боялись, Владимир Яковлевич?


- Да нет. Камень бросишь, если лёд не расколется, значит, можно выходить. (Улыбается). Хотя пару раз проваливались. В детстве, кстати, пока пруд окончательно не обмелел, мы карасей там корзинами ловили.


- Если не ошибаюсь, Ваша карьера началась с футбола, уже позже был русский хоккей, верно?


 - Не совсем так: в тёплое время года мы занимались на «Торпедо» футболом, а зимой – играли в хоккей с мячом. И за любовь к этим видам спорта я обязан нашему тренеру Михаилу Ивановичу Новикову. Когда же в Люберцах русского хоккея не стало, перешёл заниматься в Томилино, на стадион «Труд», где тренировалась команда завода № 918 Министерства авиационной промышленности СССР. (Ныне НПП «Звезда». Стадион, расположенный в частном секторе в Томилине, тоже носит это название, – прим. авт.).


Кстати, на «Звезде» в течение года мне посчастливилось поработать слесарем. Учеником я осваивал профессию под чутким руководством мастера Данилова. Здесь же, на предприятии, трудился и мой брат, он испытывал катапультные кресла.


А ещё – учеником 10 класса я проходил производственную практику на заводе сельскохозяйственного машиностроения имени А.В. Ухтомского, работал на сверлильном и токарном станках.


Чуть повзрослев, решил записаться в детско-юношескую спортивную школу «Спартак», что на Ширяевке. В те годы там учились многие люберчане, в их числе будущие известные футболисты Володя Богач и Толя Козлов. Меня приняли, но каждый день мотаться на тренировку из Люберец в Москву было утомительно. И я остался заниматься в футбольной школе, созданной при команде «Торпедо».


Когда территория авторемонтного завода стала расширяться, наш дом снесли, а нам предоставили трёхкомнатную квартиру на в пятиэтажке на улице Мира. Там мои родные живут и сейчас.


- Некоторые наши земляки по-прежнему думают, что Вы живёте в Люберцах. Давно переехали?


- Когда в 1975 году мне предоставили от московского «Динамо» двухкомнатную квартиру на Ленинском проспекте в Москве, из Люберец я уехал. И попал, конечно, совсем в другие жилищные условия, ведь здесь мы всемером (родители, я с женой Любой и сыном Андрюшкой, а также младшая сестра с мужем) ютились в небольшой «трёшке» в хрущёвке.


Почему думают, что я остался из Люберцах? Потому что часто сюда приезжаю. Здесь живёт моя родня, брат Юрий с семьёй, наши сёстры Лидия и Валентина.


- Расскажите, как Вы попали в московское «Динамо»?


- Всё просто. В 1967 году переводом с завода, а я уже играл за юношескую команду, меня зачислили в «Динамо», где тренером юношеской команды тогда был Иван Александрович Давыдов.


На следующий год, хорошо себя зарекомендовав, я уже выступал за юношескую сборную СССР на Первом чемпионате мира в Финляндии. И мы заняли почётное 2-е место. Вскоре меня зачислили в команду мастеров.


- Как Вас, совсем юного и почти никому не известного тогда подмосковного спортсмена приняли знаменитые игроки-динамовцы?


- Да, хоккеисты там были все именитые. Ведь они составляли основную часть сборной СССР. Вратарь Анатолий Георгиевич Мельников, Евгений Попугин, Михаил Осинцев, Юрий Шорин, Валерий Маслов, Виталий Данилов, Володя Тарасевич. Благодаря их поддержке я тут же влился в команду.


- Вы всегда играли в полузащите?


- И в футболе, и в юношеской – да, был центральным полузащитником. В «Динамо» – правым бортовым полузащитником и где-то полсезона играл в защите.


- Когда приняли решение завязать с большим спортом?


- В сборной СССР я отыграл десять чемпионатов мира, в семи из них мы стали чемпионами. В начале девяностых годов мы приехали нашей командой в Финляндию, главным тренером у нас был Вячеслав Евгеньевич Соловьёв. И по просьбе руководства финского клуба «Нарукера» меня на месяц попросили остаться потренировать их команду. Конечно, где один месяц, там был и второй, и третий… Правда, мне сразу предоставили персональный автомобиль и переводчика. Главная задача, которая передо мной стояла, – конькобежная подготовка спортсменов.


Вернувшись в Москву, а мне уже было чуть больше сорока, я принял решение о завершении спортивной карьеры. И как раз в тот период мне предложили поехать в Норвегию, «поработать» с командой «Сарпсборг». Согласился и первый год был игроком. Потом меня назначили тренером. Команда эта была не профессиональная, а больше любительская. Тем не менее, длительные и упорные тренировки привели к тому, что вскоре мы стали чемпионами Норвегии. Но… им оказалось достаточно всего одной победы! Ещё несколько лет я проработал здесь главным тренером и вернулся в Москву.


Кстати, за четыре года работы в Норвегии я сумел купить себе земельный участок в Подмосковье и построить дом со всеми удобствами. К слову, здесь, в СНТ близ деревни Ожигово, я живу с семьёй и сейчас. Теперь, правда, это уже район «Новой Москвы».


- Четверть века назад Вас, Владимир Яковлевич, назначили главным тренером московского «Динамо». В самое непростое для страны время…


- Вот это был кошмар! Денег у команды не было, игрокам не из чего выплачивать зарплату. Приходилось крутиться-вертеться, обращаться за помощью и поддержкой к старым знакомым. Когда ездили на матчи, с целью экономии средств или вообще за неимением денег, зачастую мы не останавливались ночевать в гостиницах. Отыграем и – обратно домой.


- Несмотря на то, что несколько лет назад Вы ушли на заслуженный отдых, Вы по-прежнему в строю. Не теряете связь ни с действующими игроками, ни с ветеранами спорта. В семье кто пошёл по Вашим стопам?


- У меня двое детей и четверо внуков. Сын Андрей долгие годы тоже выступал за московское «Динамо, в настоящее время он – администратор команды. У него три сына: Филипп, Никита и Серафим. Младшая наша дочь Мария подарила нам с супругой внука Мишу, он в семье младшенький, ему пять лет. Пока трудно судить, кем он станет, но с мячом не расстаётся. Почти каждый день мы играем с ним в футбол. По-настоящему, в два тайма. Если «матч» заканчивается вничью, объявляется пенальти. Судьёй на наших играх выступает моя супруга. Она, к слову, тоже родилась на Люберецкой земле, в микрорайоне «Силикат». Да, сейчас мы живём в Москве, но свою Малую Родину никогда не забываем.

 


Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото автора и из архива В.Я. Плавунова

Нет комментариев
Добавить комментарий