Новости

Одна судьба и сотни голосов

Пожалуй, ей всегда были все роли по плечу: мальчики, девочки, смешные старушки, царевны и даже самые разные зверушки. Многие из вас наверняка подумали: «Какой-то нестандартный набор». Ну а как может быть иначе, ведь всю свою жизнь эта прекрасная актриса играет на сцене легендарного Центрального детского театра, ныне – РАМТ.

Голосом Светланы Харлап говорят персонажи любимых советских мультиков: «Комаров», «Ивашка из дворца пионеров», «Конёк-Горбунок», «Просто так», «Пустомеля», главные герои фильмов «Кудряшка Сью», «Гремлины» и «Запрещённые игры», а ещё сотни других разновозрастных и разнохарактерных персонажей отечественных и зарубежных кинолент, мультфильмов, телепередач и компьютерных игр.


Официально в труппу ЦДТ её приняли 55 лет назад, в 1964 году, но на сцене юная особа блистала уже с детства. И среди зрителей был даже сам Иосиф Сталин.


Актриса по-прежнему играет в театре и продолжает сниматься в кино. А чтобы поддержать бодрость духа, в рамках проекта «Московское долголетие» занимается плаванием, гимнастикой и скандинавской ходьбой.

 

Светлана родилась в столице. Но мало того, что она росла болезненным ребёнком, так ещё и первые годы жизни выпали на войну. Вере Васильевне, её маме, было всего 18 лет, когда глава семейства ушёл на фронт. Врачи частенько говорили ей, что «малышка вряд ли выкарабкается». Но она не хотела верить в худшее и пошла на курсы медицинских сестёр. И судьба так распорядилась, что там молодая женщина влюбилась в своего преподавателя – врача-педиатра Н.И. Козина.


- Годик мне исполнился, когда мама вышла за него замуж. Николай Иванович поистине обладал даром свыше, ему было достаточно подержать ребёнка, – вспоминает Светлана Евгеньевна, – и он уже мог поставить ему диагноз, назначить правильное лечение. Этот удивительный человек сумел меня выходить, только благодаря ему я выжила и победила тяжёлые заболевания. Конечно, крохой я тогда была, но интуитивно чувствовала, что моя жизнь в надёжных руках.


Жили мы в двенадцатиметровой комнате на улице Чернышевского (ныне ул. Покровка, – прим. авт.) вшестером: я с мамой и отчимом, две бабушки и фокстерьер Тимка. Ещё к нам иногда приезжал погостить Толя, сын отчима от первого брака (впоследствии он стал актёром).


Окончив курсы медсестёр, мама устроилась в госпиталь, осуществляла уход и выхаживала больных и раненых бойцов. А моим воспитанием занимались бабушки и Колюня.


Уже к пяти гадам я окрепла. Летом мы всегда ездили в деревню на Волгу. Конечно, к отчиму как к доктору всегда стояла длинная очередь: приходили не только соседи, но и жители других деревень. Одни за консультацией, другие – лечиться. И я всегда была у него на подхвате.


В выходные мы часто плавали на лодке. Помню, исполняя «Из-за острова на стрежень», он грёб на середину реки, а я сидела на корме. Когда доплывали, Колюня подзывал меня, поднимал на руки и бросал в воду. Течением меня уносило в сторону, но я не боялась, потому что знала – в беде он меня никогда не оставит. Кстати, так я научилась плавать. И воды с тех пор не боюсь.


Я бы дайвингом занималась, потому что в воде всегда чувствовала себя лучше, чем на воздухе. И если существует несколько жизней, то в прошлой я точно была дельфином.


Должна сказать, что воспитывали меня, как мальчика. Мне разрешалось лазить по деревьям, вместе с деревенскими пацанами я каталась на тарзанках, гоняла на велосипеде, скакала верхом на лошади. Заступалась за слабых, даже подраться могла с задирами. Ну и за себя постоять, конечно!


- Сегодня Вы тоже бесстрашны?


- На велосипед сейчас боюсь сесть. И большое отвращение у меня всегда вызывали мыши и крысы – из-за хвоста. Помните детский фильм «Кувырок через голову»? Так вот я чудом не сорвала съёмки одного из эпизодов, когда меня, «первую любовь», гостеприимно встретили в квартире с крысой на руках. Если б не стоял рядом Андрей Мягков, я бы точно грохнулась в обморок. А однажды чуть не сорвала запись радиопередачи. Увидев пробегающую в студии крысу, я выскочила с дикими воплями в коридор и помчалась куда глаза глядят. Помню, все сотрудники пооткрывали двери аппаратных, чтобы увидеть это шоу. (Смеётся).


- Светлана Евгеньевна, но почему же Вы всё-таки «пошли в актрисы»? Ведь наверняка могли стать высококлассным врачом.


- На каких только музыкальных инструментах мой отчим не играл: гитара, баян, мандолина, фортепиано – всё ему было подвластно. Это при условии, что он не знал ни одной ноты! Но зато обладал потрясающим слухом. Когда у нас собирались гости, Колюня брался за инструмент, а я – танцевала.


Музыку я любила с детства, и родители решили меня отдать в Московский городской дом пионеров – к замечательному педагогу Е.Р. Россе. «Актриса, тяни-и-и-и пальцы», – повторяла мне Елена Романовна. (Улыбается). И я правда очень старалась.


Наш ансамбль часто принимал участие в правительственных концертах. Мы даже выступали в Большом театре на вечере, посвящённом 70-летию И.В. Сталина. Видела сидящих в ложе Иосифа Виссарионовича и Мао Цзэдуна. Когда после нашего выступления услышала доносящиеся из зала аплодисменты и какой-то одобрительный гул я поняла – вот что мне по-настоящему греет душу.


После Россе я занималась в драмкружке у Евгении Васильевны Галкиной, куда она меня пригласила на роль Жени в постановку «Тимур и его команда». Педагог очень тепло ко мне относилась, всё-таки она чувствовала, что из меня получится неплохая актриса.


Кстати, будучи школьницей, среди сверстников я была довольно крупной девочкой. Правда, уже в старших классах все вымахали, а я так и осталась.


После окончания школы я действительно хотела связать свою жизнь с медициной. Успешно окончила медучилище и даже в течение года успела поработать в микробиологической лаборатории. Однако мою судьбу решил случай: когда прогуливалась по центру Москвы на глаза мне попалось объявление о наборе в драматическую студию при Центральном детском театре. Ну, думаю, возьмут – прекрасно, а нет, так нет…


Меня взяли, а спустя несколько лет, в 1964 году, вместе с Люсей Гниловой и Петей Подъяпольским приняли в труппу Центрального детского театра.


К слову, так сложилась судьба, что после окончания войны у нас в квартире снимал койко-место студент ВГИКа Пётр Емельянов, будущий известный кинооператор («Тени исчезают в полдень», «Вечный зов», «Таёжный десант», «Двое в сети», – прим. авт.). И я «работала» у него фотомоделью. В какой-то мере это тоже предопределило мою будущую профессию.


- Первую свою роль в театре помните?


- Пожалуй, играла какого-нибудь мальчишку. Вообще уже с 1 курса нас стали вводить в массовки. Была задействована в спектаклях «Рамаяна», «Один страшный день» (роль Павлика). В «Цветике-семицветике» сыграла Зину, а в спектакле «Чудеса в полдень» – Стёпку.


Знаю, к директору и художественному руководителю ЦДТ Константину Шах-Азизову даже приходили школьные учителя, возмущались: «Детские спектакли идут не только в выходные, но и по будням. Когда же эти юные актёры учатся?». «Да какой учатся? – Отвечал им Константин Язонович. – Одна уже вот-вот родить должна, а вторая замуж собирается». (Смеётся).


- Интересно, когда Вы перестали играть мальчиков и девочек?


- Родила в 1973 году сына Олеся, год с ним просидела дома, а вернувшись на сцену, меня уже ждал другой репертуар. Кстати, повзрослев, Олесь стал профессиональным музыкантом, он – гитарист.


- В текущем репертуаре Российского академического молодёжного театра Вы задействованы в спектакле «Приключения Тома Сойера», играете Миссис Харпер. Что-нибудь новенькое репетируете?


- Пока нет.


Знаете, так хочется, чтобы в театре организовали уголок, посвящённый нашим ветеранам, которые, увы, в силу возраста или здоровья уже не выходят на сцену. Они этого бесспорно достойны!


     


Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото автора и из архива С.Е. Харлап

Нет комментариев

Добавить комментарий
Конструктор сайтов
Nethouse