Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

Рождённый стать строителем

В минувшее воскресенье, 11 августа, работники строительной отрасли принимали поздравления с профессиональным праздником. Поэтому на днях мы побывали в гостях у последнего директора знаменитого Коренёвского завода строительных материалов и конструкций – лауреата премии Совета министров СССР, Заслуженного строителя Российской Федерации, Почётного гражданина городского поселения Красково, кавалера знаков отличия «За заслуги перед г. Люберцы» и «За заслуги перед г.п. Красково» Александра Фёдоровича Константинова. Пожалуй, вдвойне символично, что наша встреча с ветераном строительной отрасли состоялась именно в эти дни, потому что ровно 60 лет назад, в начале августа 1959 года, он, молодой и ещё неопытный специалист, пришёл работать на Коренёвский силикатный завод.

 

А.Ф. Константинов родился 5 сентября 1937 года на Орловщине, в деревне Ануфриево Свердловского района. Его родители Ксения Николаевна и Фёдор Иванович всю жизнь проработали в колхозе. Начальная школа, в которой учились Саша и его старшая сестра Рая, находилась в соседнем селе, поэтому на занятия каждый день им приходилось ходить по шесть километров пешком в один конец. Окончив 4-й класс, Саша стал ходить в другую школу, среднюю. С отличием окончил семь классов и, получив аттестат, отправился в Орёл, где без экзаменов был принят в строительный техникум. Поступал целенаправленно, потому что уже с детства в колхозе любил возиться со стройматериалами, разбирал кирпичи, возил цемент, помогал по строительству. Успешно окончив в 1959 году техникум, его одного направили в столицу, в Главное управление промышленности строительных материалов и строительных деталей при Мосгорисполкоме.


- Начальник управления кадров Анфиса Ивановна Капицына тогда у меня поинтересовалась, куда я хотел бы пойти работать. «Предпочтительнее остаться где-нибудь в столице, конечно», – отвечаю ей. «На московских заводах пока мест нет, однако предприятия, которые находятся в подчинении исполкома Моссовета, есть и в Подмосковье. Как вариант, предлагаю рассмотреть Коренёвский силикатный завод, находящийся в Люберецком районе. Тем более там практически нет ни одного работника с профессиональным образованием в строительной отрасли», – сказала она. И я согласился. Так с 1 августа 1959 года начал работать на этом предприятии. Завод большой, общая его площадь составляла около 25 гектаров. Как человека, имеющего техническое образование, меня сразу приняли слесарем 5 разряда. И предоставили комнату в общежитии при заводе.


Три месяца я отработал слесарем, а вскоре на территории предприятия построили цех виброкирпичных панелей по производству деталей для домов серии 1-515/5. (Серия пятиэтажных многосекционных панельных домов, разработанная МНИИТЭП. Дома данного типа – знаменитые «хрущёвки» – широко распространены в Москве и Подмосковье, а также в других городах России, – прим. авт.). Когда цех был введён в эксплуатацию, меня назначили туда начальником.


В этой должности я проработал в течение 14 лет. Затем меня вызвали в отдел кадров Главного управления промышленности стройматериалов и строительных деталей («Моспромстройматериалы») и предложили перейти на комбинат железобетонных конструкций № 2 (КЖБК-2, Рязанский пр-т, 26). Тут я прошёл трудовой путь от заместителя главного инженера до заместителя директора предприятия. Отработал здесь года четыре, и меня перевели на Люберецкий комбинат стройматериалов и конструкций в Котельники (бывший ЛСЗ), это предприятие я возглавлял почти 6 лет.


Работа на комбинате тяжёлая, а зарплата – невысокая, вследствие чего квалифицированных кадров часто не хватало. Тем более работало предприятие круглосуточно, в три смены. И в году у нас было только три выходных: 1 января, 1 мая и 7 ноября.


В сутки ЛКСМиК выпускал 900 000 силикатного кирпича. Дома из нашего кирпича построены в Люберецком районе (Октябрьский проспект, ул. Кирова и т.д.), в Железнодорожном, Раменском, Жуковском и других городах Подмосковья, а также в Сибири, на Дальнем Востоке, на Урале…


Песок добывали в карьере путём промывки большим количеством воды, в результате чего из него вымывались пылеватые частицы и глина. Сейчас на этом месте солидный водоём (Большой Люберецкий карьер, – прим. авт.).


После Люберецкого комбината меня перевели в Министерство промышленности строительных материалов РСФСР на должность заместителя начальника Главка. Около двух лет я здесь отработал и решил вернуться на родной КСЗ, который уже назывался «Коренёвский завод строительных материалов и конструкций». Производительность к тому времени на нём упала, жильё заводчанам не выдавалось. Чтобы поднять продуктивность, принял решение о строительстве цехов по производству известкового молока и гидратной извести (она нужна для производства фарфора, фаянса, побелки деревьев). Ещё мы продолжали выпускать железобетон, плиты, перекрытия, настилы, облицовочные материалы. Работать начали стабильно, а поскольку продукция пользовалась большим спросом, мы стали увеличивать объёмы производства.


Теперь передо мной стояла другая не менее важная задача: решить жилищный вопрос. Поскольку на тот момент мы уже были акционерным обществом, на общем собрании коллектива я предложил повременить с выплатой дивидендов нашим акционерам. Меня поддержали.


Эти деньги мы придержали и, добавив к ним накопившуюся прибыль, приступили к строительству дома для заводчан. И уже через год – в 1994 г. – по адресу: ул. Школьная, 2/1 вырос 14-этажный жилой дом на 223 квартиры (158 из них были предоставлены заводчанам абсолютно бесплатно). Вопрос с жильём был решён, однако позже совместно с другими организациями мы построили ещё один дом – на 54 квартиры – по адресу: ул. Школьная, 2/2. Правда, в нём мы получили только 8 квартир.


Вследствие того, что мы планировали возвести цех по производству известкового молока рядом с заводом, на территории частного сектора, всем проживавшим там жителям, а в большинстве своём это заводчане, были предоставлены квартиры в двух 16-этажных домах №№ 21 и 22, построенных на 2-й Заводской улице. Конечно, посёлок активно развивался, поэтому в начале девяностых было принято решение о строительстве школы № 56.


В 1994 году меня пытались принудить передать наш завод некоторым влиятельным людям из Москвы. Но я не сдавался и ни один цех в аренду не отдал. За что и поплатился.


Возвращаясь вечером с работы, я вышел из лифта и направился в сторону своей квартиры, а в это время ко мне сзади подкрались незнакомые мужчины. Они затолкнули меня в комнату, завязали глаза, заклеили рот и связали руки. Всю квартиру перерыли, что они искали? Наверное, документы на завод. Ничего не найдя, связанного, они уложили меня в ванну и забаррикадировали дверь. К счастью, проходившая мимо соседка услышала шорох и смекнула, что что-то здесь не так. А где-то через 10 месяцев, уже в 1995 году, на меня напали три мужчины, когда я выходил из подъезда. Ударив бутылкой по голове моего водителя, который хотел вступиться, они принялись избивать меня. Били ногами по голове, по печени, по животу. А когда я лежал уже в полубессознательном состоянии, скрылись. Так их никто и не нашёл.


Меня же на «скорой» доставили в больницу. Спасибо главному врачу Николаю Михайловичу Головчицу, мобилизовавшему всех врачей, которые были необходимы для моего лечения. Около недели я отлежал в Красковской больнице, и меня направили в Московский НИИ микрохирургии глаза (ныне Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Фёдорова) – чтобы хоть частично сохранить зрение. Да, зрение сохранили, но без очков я уже почти ничего не вижу.


До 2000 года продержался на посту директора завода, всё время ощущая на себе давление со стороны. Заводчане это видели и понимали, что моя жизнь всё равно в опасности. И они предложили мне оставить пост руководителя. Я ушёл, а где-то через полгода завод был постепенно захвачен.


  

 

Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото автора


***

- Из 1 200 тыс. кирпичей (двое суток работы КЗСМиК, выпускавшего 600 тыс. кирпичей в сутки) можно было построить два 80-квартирных 4-подъездных пятиэтажных дома, - рассказывает Александр Константинов. - Песок добывали рядом с заводом. Здесь было огромное поле (теперь на этом месте Большой Красковский карьер, – прим. авт.). Сначала добывали сухой песок при помощи экскаватора, копали до 18-20 метров в глубину. Затем использовали технологию добычи песка гидронамывом, используя земснаряд. Впоследствии образовались Коренёвский карьер и карьер, что находится рядом с Малаховским кладбищем недалеко от платформы Коренёво. Если бы не перестройка, то мы ещё работали б и работали. Ведь под добычу песка в наше распоряжение отводился земельный участок площадью 105 гектаров, это поля ОПХ за Коренёво.

 

***

Работая директором Люберецкого комбината строительных материалов и конструкций, А.Ф. Константинов переоборудовал цех под производство новых эффективных материалов. За что в 1988 году ему была присуждена премия Совета министров СССР.

 

*** 

В течение 21 года Александр Фёдорович был председателем государственной экзаменационной комиссии Московского института коммунального хозяйства и строительства. (В своё время это был Всесоюзный заочный инженерно-строительный институт, который он окончил по специальности «Инженер-экономист по планированию промышленного производства»). А позже, работая уже в Министерстве, А.Ф. Константинов окончил МИНХ имени Г.В. Плеханова по специальности «Экономика и организация промышленного производства».

Нет комментариев
Добавить комментарий