ПРАЗДНИКОВ ПРАЗДНИК, ТОРЖЕСТВ ТОРЖЕСТВО



В воскресенье, 20 апреля, мир будет отмечать самый древний христианский «праздников праздник, торжеств торжество» - Пасху (Светлое Христово Воскресение). Но до этого дня нам еще предстоит вспомнить события, происшедшие без малого два тысячелетия тому назад, в Страстную субботу.






ВЕЛИКАЯ СУББОТА


Суббота Страстной седмицы (ныне 19 апреля), по особой ее значимости называемая Великой, – день воспоминаний о пребывании тела Иисуса Христа во гробе (пещере), куда оно было положено после снятия с Креста праведными Иосифом Аримафейским и Никодимом, с разрешения римского правителя Понтия Пилата.


Пребывая телом во гробе, душой Своей Господь в этот день сошел в ад, где, ожидая пришествия Спасителя мира, томились души праведников времен Ветхого Завета. Он извел из ада эти души, освободив их силой Его Крестных страданий.


Особым знамением Великой Страстной Субботы является чудесное возгорание благодатного огня в пещере Гроба Господня в Иерусалимском Воскресенском храме, происходящее ежегодно. Тысячи паломников со всего света устремляются на Святую Землю , чтобы стать свидетелями этого чуда.


ПАСХА НОВОЗАВЕТНАЯ


Торжественный звон колоколов далеко разносится в весеннем воздухе. Вереницы людей тянутся к храмам по улицам больших городов и по сельским проселочным дорогам.


Спускаются сумерки. В храме пока полутемно. Совсем недавно черные пелены напоминали здесь о скорбных днях Страстной седмицы. Еще остается на амвоне Плащаница, которую только после полунощницы унесут в алтарь. В храме наступает тишина. Люди стоят, затаив дыхание…


Но вот в полночь из-за закрытых Царских врат доносится пение «Воскресение Твое, Христе Спасе…». Пение нарастает, открываются врата; колышутся хоругви и величественный Крестный ход направляется из храма, обходит его, остановившись у дверей. Звучит пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Какие волнующие, торжественные минуты!..


После Крестного хода все входят в храм, как когда-то жены-мироносицы шли в Иерусалим возвестить апостолам о воскресении Господа. Начинается пасхальная заутреня.


Церковь украшена цветами, яркие светильники освещают все происходящее. Священнослужители облачены в светлые праздничные ризы. В центре храма, на аналое, - икона Воскресения, изображающая Христа, освобождающего из ада праведников. Во время службы уже ничего не читается, но все поется. На восклицания священников: «Христос Воскресе!» молящиеся каждый раз отвечают: «Воистину воскресе!». В конце пасхальной заутрени читается «Слово Иоанна Златоуста», после чего начинается Божественная литургия…


СВЕТЛАЯ СЕДМИЦА


Неделя, следующая за днем Воскресения Христова, именуется Светлой седмицей. Это дни общей пасхальной радости, переполняющей сердца верующих. На протяжении всей Светлой седмицы богослужения в храмах совершаются по пасхальному чину; после каждой Божественной литургии происходит Крестный ход. Царские врата всю седмицу остаются открытыми в знак того, что в эти дни перед верующими как бы открывается невидимый духовный, небесный мир.


На Светлой седмице нет поста. Начиная с Пасхи и до ее отдания, у православных принято при встрече произносить пасхальное приветствие: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!».


ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ В МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ


С давних времен во время Великого поста, на Пасху и в дни Светлой седмицы люд православный считал для себя за правило не только посещение богослужений в храмах, дела милосердия, помощь людям одиноким, немощным и обездоленным, но и паломничество к ближним и дальним христианским святыням.


Немало монастырских и приходских храмов воздвигнуто в России в честь Воскресения Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Вот и в Московской епархии в 24 действующих православных храмах наряду с Пасхой будут отмечать ныне и свои престольные праздники.


Среди таких приходских храмов – основанный в 1480 году Воскресенский собор Волоколамского кремля; Воскресенский храм начала XVIII века в Подольске; Воскресенские церкви в подмосковных сёлах: Городня Ступинского благочиния (церковь основана в 1530 г.), Куплиям под г. Егорьевском (1676 г.), Васильево Коломенского церковного округа (1711 г.), Любичи Луховицкого округа (1776 г.).


Тысячи паломников прибудут по традиции в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, основанный в XVII веке патриархом Никоном как прообраз Святой земли в России.


В канун праздника желаем вам, дорогие читатели, мира, здоровья, благополучия и светлой пасхальной радости! Такой, о которой говорил Сам Господь: «Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас». Христос Воскресе!


Ведущая рубрики – Татьяна САВИНА

На снимке: храмы Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря в Подмосковье.

Фото автора


Нет комментариев
Добавить комментарий