Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

Настоящий актёр не жаждет славы


У нас в гостях первая советская актриса, получившая высшую оценку на Каннском кинофестивале. Год – 1958. Премия – «Золотая пальмовая ветвь». Лучшая картина – «Летят журавли». Приз за исполнение главной роли присуждён актрисе Татьяне Самойловой.


Совсем недавно Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ о награждении Татьяны Самойловой Орденом Почёта. И это неслучайно. 4 мая актриса отметила юбилей. Она не стала устраивать грандиозное празднество, а сделала небольшой творческий вечер в Центральном Доме кино. Среди почётных гостей – Министр культуры РФ Александр Авдеев, депутат Государственной Думы Геннадий Селезнёв, народные артисты России Всеволод Шиловский и Павел Винник…


Самойлова редко встречается с журналистами, но в канун своего юбилея актриса сделала исключение и дала эксклюзивное интервью специально для «ЛГ». К тому же с нашим городом народная артистка России знакома не понаслышке: она ни раз выступала перед люберчанами со сцены городского Дома культуры.


- Татьяна Евгеньевна, когда Вы поняли, что стали популярной?


- Я никогда с этим не считалась. Да, у меня много наград, много званий, после роли Вероники в картине «Летят журавли» я получила международное имя, но о популярности до сих пор не задумываюсь. Колоссальный успех ко мне пришёл и после «Анны Карениной». Над этим фильмом работал замечательный оператор Леонид Калашников. Сейчас снимаюсь очень редко. Искусство кино – дело молодых! Поэтому сниматься надо в молодости.


- И часто Вам приходится отказываться от ролей?


- Не соглашалась сниматься после двух четырёхсерийных фильмов: «Океан» Юрия Вышинского и «Длинная дорога в короткий день» Тимофея Левчука. Сегодня я больше думаю о театральных ролях. Жаль, что наш театр, на сцене которого я играла многие десятилетия, так и не сумел полностью восстановиться после своего распада в начале девяностых.


- Почти сорок лет своей жизни Ваш отец отдал легендарному Малому театру. Почему Вы не пошли по его стопам?


Этот театр не для меня. В Малом служил мой брат (актёр Алексей Самойлов, – прим. авт.) и проработал там 30 лет. Он, как и я очень любил искусство. И папа нас благословил.


Я обожала отцовский спектакль «Сонет Петрарки» Н. Погодина (Театр имени Вл. Маяковского, 1958 г., – прим. авт.). И всегда буду помнить его Олега Кошевого в «Молодой гвардии» Н. Охлопкова (Театр Революции, 1947 г., – прим. авт.). За этот спектакль папа получил Государственную премию СССР I степени.


Два сезона я отыграла в театре им. Маяковского. Это было чудное время. Великолепная сцена, роскошный свет, шикарная люстра в центре зала… Вместе с отцом выходила на сцену в спектакле «Дальняя дорога» А. Арбузова. Потом работала в театре им. Вахтангова.


В настоящее время актриса Государственного театра киноактёра. Здесь я отыграла 12 сезонов в «Тане» А. Арбузова и 180 спектаклей в «Грозе» А. Островского. Но сегодня, увы, не задействована ни в одной постановке. Новые спектакли здесь ставят совсем редко. А в тех, что уже идут на сцене театра, играют в основном молодые актёры.


- А с кем из театральных режиссёров Вам было интересно работать?


- С Евгением Рубеновичем Симоновым. Он настоящий режиссёр.


Танец нам преподавала Елена Михайловна Берсенева, а актёрское мастерство и технику грима – Анна Алексеевна Орочко. Вот они, настоящие вахтанговские педагоги.


Не верьте актёру, который уверяет в том, что он жаждет славы! Хорошая роль, драматургия и режиссура – вот что нужно настоящему актёру!


- Татьяна Евгеньевна, правду говорят, что во Франции в Вашу честь посажено апельсиновое дерево?


- Да, это дело рук Шарля де Голля. На Каннский кинофестиваль из Советского Союза отправилась колоссальная делегация во главе с оператором Сергеем Урусевским и режиссёром Сергеем Юткевичем. После нашей победы на фестивале президент Франции пригласил нас в свою резиденцию. В саду он кинул в грунт зёрнышко и сказал: «Я посадил апельсиновое дерево в честь красоты этой актрисы». И дерево до сих пор растёт.


На кинофестивале я видела и знаменитого Пабло Пикассо. Он внимательно смотрел картину «Летят журавли». И после её просмотра остался в восторге. «Вы рисуете светом», – сказал он С.П. Урусевскому. Это была высшая награда для Сергея Павловича.


- Вам действительно запретили ехать на съёмки «Анны Карениной» в Америку?


Об этом и речи идти не могло. Был первый заместитель Председателя Госкино СССР Владимир Баскаков. Как он решит, так и будет! Когда зашёл разговор американского продюсера о том, чтобы пригласить меня на съёмки, поступил мгновенный отказ. Я должна была сниматься вместе с популярным французским актёром Жераром Филиппом. Но к тому времени актёр уже был смертельно болен. Поэтому говорить о том, что я буду играть вместе с ним, было, как мне кажется, не совсем целесообразно. А позже Александр Григорьевич Зархи написал сценарий «Анны Карениной» и намекнул, что пригласит меня на главную роль. Ну как я могла отказаться?


- С детских лет Вы профессионально занимались балетом, но потом всю свою сознательную жизнь посвятили театру и кино. Что послужило причиной уйти из балета?


- Да, я с 3-го класса ходила в балетную школу, а потом пять лет училась в балетной студии при театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Когда танцевала, вокруг меня собирались зрители. Любовались. (Улыбается). Но когда я повзрослела, продолжать заниматься балетом стало нелегко. У меня непростое строение тела: тяжёлые кости и мощные мышцы. Из-за этого с балетом пришлось покончить.


- Как Вам работалось на съёмочной площадке с Михаилом Калатозовым?


- Он был очень строгим человеком. Но до начала съёмок картины «Летят журавли» он сказал мне, что полностью доверяет работу над ролью Вероники. Поэтому во время съёмочного процесса я позволяла себе импровизировать. В фильме у меня были чудные партнёры: Алёша Баталов, Валя Зубков. Я бесконечно благодарна оператору Сергею Павловичу Урусевскому, снявшему эту картину. Ведь на съёмочной площадке без света жить нельзя!


- А о какой несыгранной роли Вы жалеете до сих пор?


Обожаю «Асю» и «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева и очень люблю «Человек идёт за солнцем» Михаила Калика. Правда, он отдал обещанную роль другой актрисе.


Но мне есть, чем гордиться: «Летят журавли», «Анна Каренина», «Неотправленное письмо»... И сегодня я не собираюсь ставить точку на своей актёрской карьере. Потому что буду сниматься ещё!


 

Богдан КОЛЕСНИКОВ

Нет комментариев
Добавить комментарий