Дворянские корни Теодоры Вердье


Об этой актрисе в последнее время не так часто вспоминают, хотя её имя золотыми буквами навсегда вписано в историю великого советского кинематографа. В её творческом багаже более семидесяти ролей в кино, но ей хватило бы только одной – Теодоры Вердье – в легендарном фильме-оперетте «Мистер Икс», чтобы остаться в памяти истинных почитателей отечественного киноискусства.


В январе Марине Юрасовой исполнилось 80 лет. Актриса не скрывает своего возраста. Да ей столько и не дать! Наверное, неслучайно говорят, что человеку столько лет, насколько он себя чувствует.


Она давно не встречается с журналистами. Но мне всё-таки удалось договориться с ней об интервью. И наша встреча состоялась в Санкт-Петербурге, в гостеприимном доме актрисы.


– Марина Андреевна, в Вас течёт дворянская кровь, но Вы почему-то об этом никогда не рассказываете. Хотя Вам, наверняка, есть, чем гордиться?


– Да, мои предки – орловские дворяне. Прабабушка была крепостницей, у неё был большой земельный участок, свой дом. А когда в 1861 году крепостное право в России отменили, часть земли, которой владели мои предки, разделили на отрезки и отдали в аренду юрасовским крестьянам. Поэтому они никуда не уехали, а продолжили заниматься своей работой, обязуясь отдавать часть урожая своему помещику.


А мой дед Владимир Владимирович Юрасов был демократом и толстовцем, и синод в своё время отлучал его от церкви. Об этом мне рассказывала сестра моего отца тётя Люба. И она же мне поведала, что моя бабушка работала горничной у матери моего деда. Ей было лет 16, когда её взяли из деревни. Все братья и сёстры моего деда учились в Петербурге, а на каникулы они всегда возвращались домой. Здесь-то дед и влюбился в эту горничную (мою будущую бабушку), и она забеременела. В семье разразился скандал, но поскольку дед был человеком порядочным, то обязался жениться. Впоследствии моя будущая бабушка родила пятерых детей. Но округа её так и не приняла: она же была из другого сословия.


Когда произошла революция, то староста, который управлял всем имением, посоветовал моему деду забрать семью и уехать, потому что в любой момент могли явиться чекисты и «навести порядок». Тогда предки бросили своё имение и уехали. Им долго пришлось мотаться по России, чтобы найти место, где их никто не знал. И нашли Белорецк – небольшой городок на Урале, где находились знаменитые демидовские заводы. Потом наша семья переехала в Среднюю Азию, но надолго мы здесь не остались и вернулись обратно в Белорецк. Там я училась в школе и оттуда же поехала в Ленинград поступать в музыкальное училище. Три года в нём проучилась, потом поступила в консерваторию.


Кстати, моя мама хорошо пела и играла на гитаре, а отец мастерски владел мандолиной. Поэтому могу сказать, что я воспитывалась в творческой семье.


– Значит и Ваш псевдоним тоже был выбран неслучайно?


– Марина – моё театральное имя, хотя в титрах некоторых фильмов я иду как Нина Юрасова, это моё паспортное имя.


В середине 1950-х годов, сразу после окончания консерватории, я пришла работать в Ленинградский театр музыкальной комедии, где в то время играла одна возрастная актриса, которая была помешана на псевдонимах. Она-то и нарекла меня Мариной. Так это имя ко мне и прицепилось, а в дальнейшей судьбе стало моим творческим псевдонимом.


– Почему Ваша театральная карьера так быстро завершилась, ведь Вы не отработали в Ленинградской музкомедии и десяти лет?


– Художественный руководитель и главный режиссёр нашего театра Юлий Осипович Хмельницкий никогда не был членом компартии. А в те времена занимать такую высокую должность и, при этом, быть беспартийным в верхах советской власти не приветствовалось. И в итоге, до него всё-таки добрались, а чтобы предъявить Хмельницкому какие-то претензии, решили зацепиться за не совсем удачную его постановку. В 1964 году Юлия Осиповича вызвали в обком партии и «попросили» уйти из театра. Ему ничего не оставалось, как написать заявление и покинуть нашу музкомедию. На его место был назначен Михаил Григорьевич Дотлибов, занимавший до этого должность художественного руководителя Новосибирского театра музыкальной комедии. И он, конечно, привёл к нам своих актёров. Поэтому те артисты, которые работали рука об руку с Хмельницким, из театра, конечно, ушли. Остались здесь только те, кому некуда было уйти. Меня, к счастью, ждали в кино, и без всякого сожаления я перешла на киностудию «Ленфильм». Тем более, я не боготворила оперетту: меня больше тянуло к опере. Да я, к слову, и готовилась к опере, но так вышло, что в Театре оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне – Мариинский театр, – прим. авт.) и в Ленинградском Малом оперном театре все сопрановские места были заняты. Поэтому выбора у меня другого не было – пришлось идти в музкомедию.


– В знаменитом музыкальном фильме «Мистер Икс» Вы сыграли главную женскую роль. Но как же так вышло, что Вы – выпускница консерватории по классу вокала – были лишены в картине собственного голоса, и все опереточные партии вместо Вас исполняла оперная певица Тамара Богданова?


– Это интриги... Перед тем, как начинались съёмки картины, для актёров устраивались фото- и кинопробы. Уже потом нас утверждали на худсовете. Кстати, забегая вперёд, скажу, что вместо Георга Отса должен был играть популярнейший ленинградский актёр Игорь Горбачёв. Но у него были очень ответственные правительственные гастроли в Москве, поэтому ему пришлось от роли Мистера Икса отказаться.


Когда начались мои кинопробы, мне дали какого-то партнёра, мы сыграли с ним одну сцену, спели – всё в порядке, и худсовет с ходу меня утвердил. А потом начались какие-то интриги: дирижёр хотел привести свою актрису на роль Теодоры, кто-то из «влиятельных людей» тоже стал предлагать других исполнительниц... И на меня сразу с нескольких сторон начали давить, чтобы я отказалась от роли.


В расстроенных чувствах я позвонила главрежу Кировского театра Роману Тихомирову. Сказала ему, что, наверное, буду отказываться от этой роли, хотя на кинопробах я успешно исполнила партию Теодоры. Но почему вместо меня, молодой актрисы, которую уже утвердили на роль, будет петь кто-то другой? Мне стало так обидно. Помню, на эту роль предлагали даже приму Ленинградского театра музкомедии – Заслуженную артистку РСФСР Зою Емельянову.


Роман Тихомиров объяснил мне, что всё это интриги, мол, они нарочно хотят, чтобы ты ушла сама. А ведь на тот момент съёмочный процесс уже подпирали сроки: нужно было или запускаться, или откладывать съёмки. Всё упиралось в бюджет, который, кстати, могли запросто перекинуть на другую картину.


Тихомиров сумел меня убедить ни в коем случае не отказываться от роли: «Да чёрт с ним, пусть поёт, кто хочет, зато ты останешься на экране», – поддержал он меня. Так оно и произошло. Про Тамару Богданову, хоть она и хорошо спела, давным-давно позабыли, а я – столько лет на экране. Нет-нет, да и покажут. И не только «Мистер Икс», но и другие хорошие картины.


– Конечно, многие наши читатели наверняка помнят Вас в фильмах: «Туманность Андромеды», «Ошибка Оноре де Бальзака», «Ференц Лист. Грёзы любви», «Прощание с Петербургом», «Строговы», «Чёрный капитан», «Золотая мина», «Обрыв». Однако, за последние 10 лет Вы не сыграли ни в одной картине. Могу вспомнить только Вашу роль экономки миссис Берстон в детективном телесериале кинорежиссёра Игоря Масленникова «Воспоминания о Шерлоке Холмсе». Но премьера сериала на телевидении состоялась ещё в 2000-м году...


– Я уже отказываюсь. Изображать бабушку, сидящую у дома на скамейке, я не хочу. Всё, моя актёрская карьера завершена.


В своё время я занималась дубляжём зарубежных фильмов. Но на «Ленфильме» сегодня выпускается так мало картин. Да и дублировать нечего: картины-то заграничные почти не покупают.


– Много слышал о фильме «Случайная встреча», в котором Вы тоже играли вместе с Георгом Отсом. Но всё никак не могу её посмотреть.


– Видишь ли, в Эстонии к Отсу двоякое отношение: одни его любят, а другие – нет. И во втором случае речь, к сожалению, идёт о тех, кто возглавлял правительство. А поскольку картина снята на «Таллинфильме», все права на фильм – у Эстонии. Несколько лет назад «Случайная встреча» стояла в телепрограмме. Мне даже друзья позвонили, порадовались, что чудо произошло, и страна, наконец, увидит картину. Включаю в обозначенное время телеканал, а фильм заменили... Я слышала, что его, якобы, эстонское консульство не пропускает. А что в нём такого? Ведь никакой политики в этой музыкальной комедии нет. Очевидно, эстонцы полагают, что Георг Отс работал на Москву, ведь он без конца участвовал в правительственных концертах.


– Надеюсь, Марина Андреевна, это единственная картина с Вашим участием, которую по необоснованным политическим или идеологическим соображениям до сих пор не могут показать по телевидению?


– Да, с остальными фильмами подобных недоразумений не возникало.


– Зато в некоторых кинолентах, в которых Вы тоже снимались, Вас в титрах попросту нет. Например, в фильмах «Две жизни», «Крах инженера Гарина», «Звезда пленительного счастья», «Уникум»...


– Значит, там какая-то эпизодическая роль. И я никогда не обращала на это внимания. Тогда это не имело большого значения, зато теперь – если ты не указан в титрах, то и оплата уже другая, и на размер пенсии может повлиять. Тогда не было никакой звёздности у артистов, не было шоу-бизнеса, который рвёт всё на куски. Мы честно работали и зарабатывали на жизнь.


– Но на улице-то Вас узнавали?


– Конечно. Года три назад я ехала в троллейбусе. Зашла с задней площадки, а все места заняты. И одна женщина решила уступить мне место. Но я не согласилась. «А ведь я вас знаю. Присядьте, пожалуйста». До сих пор узнают. (Улыбается).


– Общаетесь сейчас с кем-нибудь из коллег по актёрскому цеху?


– Давно дружу с актрисой Жанной Сухопольской. Вместе с ней мы играли в четырёхсерийном военном фильме режиссёра Михаила Ершова «Блокада». А вообще, с актёрами дружить сложно. Они же, в большинстве, самолюбивы, говорят только о себе. С такими мне неинтересно, хотя на съёмочной площадке со всеми у меня были хорошие партнёрские отношения.


Фильмы со своим участием смотрю только те, которые давно не показывали по телевидению. Но я смотрю их не как зритель, а как актриса, снимавшаяся в этих картинах. Иногда замечаю за собой какие-то недостатки: вот тут бы я теперь не так сыграла, здесь бы не с такой интонацией сказала. Но, что сыграно, то сыграно...


  

Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото автора и из архива

Комментарии
Добавить комментарий
Абасик
Абасик
красота бесподобная, пол царства отдал бы, за такую красоту.
комментировать
злобная моралистка ))
злобная моралистка ))
Да она же просто омерзительна. Тамара Богданова спела не хорошо, а блестяще, и Юрасова в какой-то мере своим успехом обязана ей. И теперь злорадствовать, что её забыли… По поводу интриг я ничего не говорю, но что, кто-то скажет «я не смогла спеть»? Ещё раз повторю, что ничего не говорю, может быть, она сказала и правду, но это 50 на 50 по крайней мере, не стоит с открытым ртом сразу верить.
Ещё по поводу Отса. ЗАЧЕМ говорить, что должен был играть другой актёр, когда о нём даже речь вообще не шла? Кроме желания хоть чуть-чуть капнуть грязью на великого певца, других причин не вижу.
И кстати, забегая вперёд (с) )))), я ей не завидую. Она мне реально омерзительна и всегда была. Я как-то чувствую иногда актёров, какие они люди. Прочитав это интервью, сама удивилась, как я угадала.
комментировать
Вадим
Вадим
Думаю, что Марине Юрасаой очень повезло, что Вы ее не любите. В ее жизни освободится время и пространство от Вас с таким злобным отношением и мерзким характером и Ваше место займут добрые и любящие почитатели. Ваше зло можно победить только добром. Мужества Вам.
Журналист
Журналист
К сожалению, Марина Андреевна в конце мая скончалась...
комментировать
Eujenia
Eujenia
Красивее Женщины я не знаю! Сама Природа, Красота и Музыка! Спасибо!
комментировать
Наталия
Наталия
Великолепно сыгранная роль Мариной Юрасовой . Голос не менее великолепен хоть он и не ваш. Внешность, можно только позавидовать. Жаль, что такие фильмы не показывают на российском телевидении. В интернете очень плохое качество.История кино не должна забывать о таких шедеврах.
комментировать
валентина
валентина
Этот фильм показывают ежемесячно, если не еженедельно!!!
галина нечаева
галина нечаева
я Вас обожаю Вы превосходны как Пб как Г.К.Отс и я его люблю .слушаю и плачу. Хоть в моей монографии ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ нет ваших имен.но я ежесекундно помню о вас. Может я увижу где-то Ваши воспоминания о съемках Ваших с Георгом Мой адрес в интернете GALKANECHAEVA2017@yandex.ru мне 81 г. по родителям - я-Пупышева Екатеринбург