Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

Из истории Люберецкого завода сельскохозяйственного машиностроения имени А.В. Ухтомского




Люберецкий завод сельскохозяйственного машиностроения основан в 1902 году. Первенец отечественного машиностроения, завод-ветеран поистине эпохального значения, прошедший сложные периоды царского, революционного, советского и постсоветского времени, испытавший подъемы и падения, смену собственника, смену профиля выпускаемой продукции и другие катаклизмы.



Начав свою деятельность как первое и единственное в России предприятие по выпуску тормозов к железнодорожным вагонам под названием «Нью-Йорк» и не получив необходимых заказов, завод обанкротился, и в 1911 году был приобретен американской «Международной компанией жатвенных машин в России», стал выпускать жатки, лобогрейки, косилки, сноповязалки, превратившись в предприятие сельскохозяйственного машиностроения и став одним из центров поставок техники, в основном, на конной тяге крестьянским хозяйствам.


В первый год работы (1911-1912 гг.) было произведено свыше 17 тысяч уборочных машин. Но в годы Первой мировой и гражданской войны производство машин сократилось в 4-5 раз, а затем, после войны, постепенно увеличилось. Но наиболее сильное развитие завод получил после его национализации (третье рождение) в 1924 году, особенно в предвоенный период, организовав производство и поставку необходимой сельскому хозяйству техники. Увеличивались объемы производства, вводились новые цеха и участки, росла численность, производительность труда и зарплата, возникал массовый трудовой подъем, появлялись соревнования, движения, увеличивались кадры, совершенствовалась выпускаемая техника. На Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 1940 году завод экспонировал восемь машин: северный комбайн, льнотеребилку, льнокомбайн, жатку и др. Предприятие бурно развивалась по многим направлениям.


Но началась Великая Отечественная война. С сугубо мирной продукции завод оперативно перешел на выпуск боеприпасов – мин для фронта. В неимоверно трудных условиях коллектив завода за годы войны изготовил и поставил фронту 20 миллионов мин. Это рекорд! За этот вклад и трудовой подвиг в 1942 голу завод награжден орденом Трудового Красного Знамени и в 1945 году – орденом Ленина.


Мощное развитие получил завод в послевоенные годы, освоив производство новых видов косилок, стогометателей, льнотеребилок, агрегатируемых с тракторами, и осуществил их поставки в крупных объемах сельскому хозяйству нашего государства, а также другим странам. Многие машины пользовались большим спросом, были удостоены Знака качества, а за разработку конструкции льнокомбайна ЛК-7, аналогов которого не было в мире, заводские конструкторы М. Шлыков, А. Маят и А. Моисеев были удостоены Сталинской премии.


Процесс обновления выпускаемой техники и увеличения объемов производства продолжался в 60-70 годы. За девятую пятилетку (1971-1975 гг.) завод выпустил более 609 тысяч тракторных косилок, около 169 тысяч стогометателей-погрузчиков, более 31 тысячи силосоуборочных комбайнов "Вихрь", 720 комбайнов для уборки сахарного тростника.


Люберецкие машины экспонировались на международных выставках в Голландии, ГДР, Ираке, Швеции, Венгрии и др., а также на ВДНХ, где получали международное и отечественное признание. Об этом свидетельствует тот факт, что продукция завода поставлялась более чем в 40 стран мира и практически во все регионы Союза.


Расширялись и реконструировались производственные мощности, были введены новые механические и литейные корпуса, внедрялось прогрессивное оборудование и технологии и даже производства отраслевого характера.


В 1972 году при непосредственном участии института НИИТРАКТОРСЕЛЬХОЗМАШ внедрена автоматическая линия по производству пресс-масленок, изготовляемых методом глубокой вытяжки из листовой полосы, вместо мехобработки из шестигранного прутка. Внедрение линии позволило удовлетворить потребность отрасли в этих изделиях и одновременно снизить их трудоемкость и повысить качество.


В год 75-летия со дня основания и за успехи в оснащении сельского хозяйства высокопроизводительной кормоуборочной техникой завод был удостоен ордена Октябрьской революции, что было крупным итогом послевоенного периода его истории.


Ускоренное развитие завод получил в 70-80 годы, особенно после принятия постановления ЦК КПСС и Совмина СССР «Об организации производства самоходных кормоуборочных комбайнов и самоходных косилок-плющилок». Выпуск последних поручен люберчанам. С этой целью была проведена генеральная реконструкция – построен производственный корпус № 1 площадью 26 тыс. кв. м., корпус № 2 и другие объекты общей площадью около 40 тыс. кв. м. с современным оборудованием и технологической оснасткой.


В 1979 году начался выпуск самоходных косилок-плющилок КПС-5Г, а уже к середине 1983 года завод выпустил 15-тысячную машину.


В это же время было поставлено на производство семейство роторных косилок КПР-2,1, КПРН-3,0 и др., показавших хорошие результаты по производительности, надежности, качеству. Налаживалось также и производство машин для фермерских хозяйств.


Увеличивались объемы кооперированных поставок литья, штамповок и других изделий. Завод прочно вошел в десятку крупнейших в своей отрасли и завоевал не только всесоюзное, но и мировое признание.


Один из ярких примеров этого – организация изготовления и поставка комбайнов для уборки сахарного тростника на Кубе. При этом один комбайн заменял труд 40-50 рубщиков. Всего острову Свободы было поставлено почти 2200 комбайнов, из них 720 прицепных и почти 1500 в самоходном исполнении, которые позволили Кубе решить основную экономическую задачу – производить десять миллионов тонн сахара в год. Затем при непосредственном участии люберчан на Кубе был построен завод, который в 1981 году вышел на проектную мощность – 600 комбайнов в год. За эту работу многие заводчане получили государственные награды, а руководитель проекта Б.А. Попов (заместитель главного конструктора завода) и директор завода С.П. Попов были удостоены Ленинской премии. А десятью годами ранее завод сельхозмашиностроения был построен и сдан в эксплуатацию в Ираке.


Завод был крупным градообразующим предприятием в Люберцах – много строил, был самым большим обладателем жилищного фонда, имел Дом техники, Дворец культуры, больницу, профилакторий, стадион, пионерлагерь, детские дошкольные учреждения и др.


Не будем забывать и отраслеобразующую роль предприятия. С его участием возведены заводы: Красноярский комбайновый, Кургансельмаш, Сызраньсельмаш, Климовский сельхозмашин, Бронницкий опытно-экспериментальный и др. Специалисты завода участвовали в сооружении таких гигантов машиностроения, как заводы Ростсельмаш, ЗИЛ, ГАЗ и др.


Существовали целые трудовые династии Абрамовых, Буслаевых, Дворягиных, Глазовых, Чуванкиных и др. При этом, особо выделялась династия Калининых. Глава династии Павел Иванович пришел на завод в начале 1930-х годов, отработав на предприятии вместе с супругой 58 лет. Затем работали его сыновья Александр, Юрий, Вадим. Примеру деда последовал и его внук Вячеслав Вадимович, ныне один из активнейших депутатов Люберецкого горсовета. Общий стаж Калининых на заводе составляет свыше 180-ти лет.


С особым уважением всегда относились к ветеранам В.И. Платонову и С.А. Бонову, встречавшимся с вождем Октябрьской революции в Кремле, к машинисту А.В. Ухтомскому, погибшему от рук царских карателей за участие в декабрьском вооруженном восстании 1905 года. Его имя присвоено заводу в 1925 году.


Из стен завода вышли замечательные хозяйственные руководители – трижды Герой Социалистического Труда нарком боеприпасов Б.Л. Ванников, заместители министров И.П. Крысин, А.С. Маят, А.С. Моисеев, Р.М. Полис, ответственные работники Госплана, Госснаба, машиностроительных министерств, партийные и общественные работники В.П. Ситников, А.А. Колчин, В.И. Тюленев и др.


История предприятия тесно связана с выдающимися деятелями мирового масштаба. На заводе неоднократно бывал В.И. Ленин. Существует версия, что при подготовке Декрета Совнаркома «О сельскохозяйственном машиностроении» от 1 апреля 1921 года примером послужил Люберецкий завод.


С коллективом в свое время неоднократно встречался всесоюзный староста М.И. Калинин, принявший непосредственное участие в урегулировании конфликта между рабочими и администрацией в 1926 году. Его имя и поныне носит заводской микрорайон (пос. Калинина).


Повышенное внимание уделял заводу И.В. Сталин, нередко лично следивший за поставками боеприпасов фронту, особенно в период обороны Москвы.


В1949-1951 гг. здесь проходил производственную практику первый в мире космонавт Ю.А. Гагарин, учась в Люберецком ремесленном училище. В своей книге «Дорога в космос» он дал высокую оценку заводу, назвав его знаменитым.


В июле 1972 года с коллективом встречался лидер кубинской революции Фидель Кастро, получив единодушную поддержку люберчан по возобновлению поставок тростниково-уборочных комбайнов и строительству завода по их выпуску на Кубе.


В развитие предприятия значительный вклад внесли министры Минсельхозмаша – И.Ф. Синицын, А.А. Ежевский, К.Н. Беляк.


Это лишь основные эпизоды из истории одного из старейших предприятий сельхозмашиностроения, которое обладало мощным научно-техническим, производственным и кадровым потенциалом и внесло неоценимый вклад в техническое оснащение сельского хозяйства страны, да и других стран, и обеспечило Победу в Великой Отечественной войне.


К сожалению, в результате перестроек и реформ завод, как и тысячи других предприятий страны прекратил свою деятельность и существование. Однозначно завод необходимо восстанавливать, но при нынешнем экономическом курсе это вряд ли возможно. Четвертое рождение завода под большим сомнением. Остается надеяться только на чудо, а оно зависит от власти.


P.S. При подготовке статьи использованы материалы из книги А.Белова и Д.Шуваловой «Вернется ли Америка в Люберцы», Москва, 1992 г.


 

Александр ВОЖДАЕВ,

ветеран завода им. Ухтомского

Фото Богдана Колесникова

Комментарии
Добавить комментарий
Серёга
Серёга
да если так банкротить предприятия под обещанья “с лектей\колен не встать“
комментировать
Евгений
Евгений
Заводу кирдык , там теперь будет жилой комплекс или торговый центр , жадности нет границ !!!!
комментировать
Василичъ43
Василичъ43
Да. Разруха полная. Это отражение положения страны в целом..
Печаль, беда. К чему мы и пришли..((
комментировать