ЭХ, ДОРОГИ…



«Каковы в стране дороги, таковы её пути», - писал Ян Станислав Янковский, лидер польского Сопротивления. Свои дороги мы выбираем сами, от того, какими они будут, зависит наша судьба, а порой и наша жизнь.


Сегодня в гостях у «ЛГ» - человек, который делает для нас дороги безопасными. Предлагаем вашему вниманию интервью с заместителем начальника отдела ГИБДД МУ МВД России Александром Юрьевичем Лобойко.


- Александр Юрьевич, какие мероприятия проводятся для профилактики ДТП?


- Профилактика начинается с самых малых лет, когда ребенок первый раз за руку с родителями переходит дорогу. На этом этапе очень важен личный пример родителей. Возьмем дворовую территорию: большая часть родителей с детьми, выходя из подъезда, идет по проезжей части двора. И лишь немногие сразу выходят на тротуар. Поэтому в этом возрасте профилактикой занимаются не только ГИБДД. На этапе средних классов школы ГИБДД работает детьми и обучает их правильному и безопасному поведению на дорогах. Старшие классы – это категория субъектов административного правонарушения, и с ними целенаправленно работаем не только мы, но и служба по делам несовершеннолетних, Управление образованием, и, как это ни удивительно, средства массовой информации.


Получив право на управление транспортным средством, водитель становится предметом надзорной деятельности ГИБДД. Проводится работа по пресечению нарушений, которые впоследствии могут стать причиной ДТП. По моему мнению, при отсутствии эффективной системы воспитания правосознания с детских лет решить проблему возникновения ДТП методами административного пресечения невозможно.


- Расскажите, как происходит взаимодействие с другими подразделениями МВД?


- ГИБДД является структурным подразделением МУ МВД России «Люберецкое», которое выполняет комплекс полицейских задач в целях охраны и защиты правопорядка. Инспекторский состав ДПС – это мощное подразделение наружных нарядов, обладающий высокой мобильностью, большим опытом не только в сфере безопасности дорожного движения, но и пресечения общей криминальной преступности, нарушений требований миграционного и законодательства в сфере оборота оружия, наркотиков и других сферах безопасности государства.


Примером тому служат многочисленные факты участия сотрудников ДПС в задержании хулиганов, лиц, нарушающих общественный порядок в ночное время. А также занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством.


- Александр Юрьевич, существует ли какая-то специальная программа на время летних каникул?


- Да, конечно. В это время акцент работы смещается ближе к летним лагерям и дворовым территориям. Мероприятия проводятся совместно со службой по делам несовершеннолетних. Это не только действия по обучению, но и по пресечению нарушений детьми при переходе дороги, при перемещении на мото- и велотранспорте. Очень актуальна проблема движения детей на мотоскутерах.


По мнению ГИБДД, не все родители участвуют в жизни подростков. И чаще всего узнают, что у ребенка есть скутер, только после сообщения из больницы. А это административное правонарушение – невыполнение обязанностей по воспитанию детей, в том числе по - правовому.


- Насколько безопасно дорожное покрытие в городе и районе? Как часто разбитые дороги являются причиной аварий?


- Дорожное покрытие и его безопасность оценивается ГОСТами, содержание которых далеко от реальной финансовой ситуации района и городов. Дороги Люберецкого района оставляют желать лучшего и не только с точки зрения технических параметров, но и тех средств, которые в это содержание вкладываются.


И все же разбитые дороги не могут являться причиной тяжких аварий.


- Простите, но недавняя авария в Индии с участием российских туристов, где экспертами подтверждено, что причиной ДТП послужило плохое дорожное покрытие, не опровергает ли Ваши утверждения? Россия в этом вопросе недалеко ушла от Индии.


- Причиной аварий может являться только неправильный выбор скорости движения водителями. К сожалению, для большинства из них предел безопасной скорости не отличается от минимального предела установленного правилами дорожного движения РФ. Все очевиднее становится то, что на большинстве улиц города скорость движение 60 километров в час не является безопасной. И это не только по причине состояния дорожного покрытия, но и с учетом возрастающей интенсивности движения. Перенаселение города, уменьшение параметров видимости из-за смещения линии застройки увеличивает количество ДТП.


- Александр Юрьевич, может ли ГИБДД предъявлять претензии к дорожным службам?


- Основной метод работы с дорожными службами – выявление недостатков с последующим привлечением к административной ответственности. В то же время претензии к дорожной службе вправе предъявлять любой человек, даже не будучи автовладельцем: в виде гражданского иска за поврежденный автомобиль, за травму, полученную в результате гололеда, или падения из-за разрушения асфальтового покрытия и в других случаях.


Многолетний анализ работы ГИБДД показывает то, что, к сожалению, большинство автовладельцев и пешеходов стараются напрямую не конфликтовать с дорожными службами, а использовать инструментарий - ГИБДД. В результате на сегодняшний день наша служба практически завалена обращениями граждан с вопросами, которые не находятся в компетенции ГИБДД.


Гораздо более эффективным является механизм предъявления гражданских претензий к дорожным службам напрямую через систему подачи исков, но для этого необходимо формирование правовой культуры, а это опять же вопросы правосознания.


-Недавно в интернете «гуляло» видео, на котором пешеход шагает по капоту автомашины, ибо она стоит прямо на переходе. Почему пешеходная зона не стала до сих пор безопасной?


- Пешеходный переход не может быть безопасной зоной по той причине, что выход человека на дорогу сам по себе сопровождается серьезной для него опасностью. К сожалению, сформированное средствами массовой информации представление о том, что все водители обязательно пропустят пешехода на переходе, привело к формированию искаженной правовой культуры пешеходов.


Перед выходом на пешеходный переход каждый обязан убедиться в том, что выход будет, в первую очередь, безопасен для него. А во вторую, - что его заметили и успели остановиться.


В большинстве случаев все происходит с точностью наоборот: пешеход выходит на переход не только не убедившись в собственной безопасности, и с самонадеянным желанием доказать автомобилисту свое преимущество. Однако автомобиль тяжелее и более инертен по сравнению с человеком. Поэтому результатом этого противопоставления становиться тяжкое ДТП, рост которых на территории Люберецкого района составляет 13,8%. Как итог – тяжелые травмы с последующим длительным лечением.


Однако всего этого можно было избежать в рамках правовой культуры поведения, например: вышел на пешеходный переход, поднял руку, убедился, что все остановились, прошел половину проезжей части, снова поднял руку. Убедился, что и на второй половине проезжей части остановились, после чего с хорошим настроением (передающимся и водителям) безопасно перешел проезжую часть.


И Вы правы: ни водители, ни пешеходы не уважают друг друга. Поэтому сводки с мест ДТП становятся всё страшнее. Будем надеяться, что время воспитает и одних и других. Исчезнет как способ убеждения травматика, цепи и просто кулаки во взаимоотношениях водителей. И главная роль опять отдается службе ГИБДД. Успехов и хороших дорог!


Подготовила Лина Львова


Нет комментариев
Добавить комментарий