Имена на все времена


Ветерану Великой Отечественной войны режиссёру Степану Пучиняну 28 ноября исполнится 87 лет. Несмотря на почтенный возраст, Народный артист России ведёт активную творческую деятельность. Часто принимает участие в кинофестивалях, встречается со зрителями, а сейчас работает над очередной картиной. Степан Филиппович продолжает пополнять свежими ролями и свой актёрский багаж.


Большой резонанс в мире современного российского кино оставил его очередной фильм-сказка для всей семьи «Золотая рыбка в городе N» с Екатериной Гусевой, Алексеем Шевченковым, Арменом Джигарханяном и Сеней Арзумановым в главных ролях.


Сорок пять лет назад, 17 ноября 1969 года, в СССР состоялась премьера военного фильма режиссёров Бориса Дурова и Степана Пучиняна «Повесть о чекисте». Картина сразу получила высокую оценку кинокритиков и завоевала зрительскую любовь и признание. А вскоре советские граждане смогли увидеть уже следующий фильм дилогии – «Схватка», – киноленту о дальнейшей судьбе советского разведчика Крафта - главного героя фильма «Повесть о чекисте», действовавшего в фашистском тылу в последние дни войны.


Рад поприветствовать у нас в гостях известного кинорежиссёра Степана Пучиняна.


- Степан Филиппович, ваши коллеги часто приглашают в свои фильмы тех актёров, с которыми они успешно работали на съёмочной площадке прежних своих картин. Примеров множество: Рязанов, Гайдай, Данелия, Роу… В ваших фильмах такое почти не практикуется. Это Ваш принцип?


- Чтобы актёры переходили из фильма в фильм, я должен сам писать под них сценарии. Если говорить о моей первой картине «Повесть о чекисте», то она связана с литовским советским актёром Лаймонасом Норейкой. И он у меня снялся в двух фильмах. Великолепна в «Схватке» Людмила Чурсина. А как здорово здесь сыграл Юрий Яковлев! Но, к сожалению, больше не было таких ролей, на которые бы я мог снова пригласить этих замечательных артистов.


После «Схватки» снял детский фильм «Самый красивый конь», но в нём снимались, в основном, дети и, конечно, знаменитый актёр Олег Жаков.


Потом работал над фильмом «День свадьбы придётся уточнить». По возрасту главной героини Чурсина уже не подходила на эту роль. То же могу сказать и о других. Поэтому в фильме у меня сыграли уже другие актёры – Евгения Симонова, Борис Щербаков, Николай Пастухов и Татьяна Божок, с которыми мы потом очень сдружились.


Армен Джигарханян стал единственным актёром, снявшимся у меня в трёх фильмах: «Тайны мадам Вонг» (комиссар Томпсон), «Гангстеры в океане» (капитан сухогруза «Бердянск») и «Золотая рыбка из города N» (дед Петя, Герой Советского Союза).


В 1983 году я принялся за работу над картиной «Из жизни начальника уголовного розыска». Фильм стал классикой отечественного кинематографа, где великолепно сыграли Леонид Филатов и Кирилл Лавров.


На роль полковника уголовного розыска Ивана Малыча Лаврова я утвердил после первых же кинопроб. А вот со Слепнёвым было посложнее. На эту роль пробовались Вадим Ледогоров, Владимир Меньшов, Александр Демьяненко, Евгений Киндинов. Хорошо с этой ролью справился Николай Караченцов, но на нём, на мой взгляд, стояла печать уголовника. А мне как режиссёру было важно, чтобы в первой половине фильма никто не заподозрил уголовного прошлого героя. Коля очень хотел сыграть эту роль, и получалось у него лучше других, даже пробы несколько раз повторяли, Караченцов сам наносил себе грим на лицо… Думал уже брать его, а потом мне посоветовали посмотреть молодого актёра из Театра на Таганке Леонида Филатова. Пришёл на спектакль с его участием, и мне Лёня очень понравился. Мы отправили ему сценарий, и уже в скором времени актёр приехал ко мне на встречу. Филатов сниматься согласился, но сразу сообщил, что он актёр непоющий, хотя по сценарию «Разгуляй» Слепнёв должен петь. «Машину я тоже не вожу, а в фильме мой персонаж – водитель дальних перевозок. Поэтому если вы решите меня утвердить на роль Слепнёва, учтите мои «недостатки», – попросил Филатов.


«Что касается твоего вокала, Лёня, то «Америку я открывать не буду», а просто приглашу на озвучание поющего артиста, и ты будешь петь под фонограмму. Вопрос с вождением тоже решаем. Автомобиль будет стоять на специальной платформе, а тебе придётся только держаться за руль и имитировать езду на машине».


Когда утвердил Филатова, сразу набрал Кириллу Лаврову, чтобы он приехал из Ленинграда в Москву на совместные пробы. Всё прошло «на ура», и фильм получился действительно удачным.


- Если не ошибаюсь, то в фильме Филатов поёт всё-таки своим голосом?


- (Улыбается). Четыре драматических актёра из разных театров пели за Слепнёва. Все было очень неплохо, но мне показалось, что их голоса не ложатся на Филатова. Тогда я позвонил Владимиру Винокуру и попросил его записать эти песни «не своим» голосом. Он согласился, то только попросил, чтоб Лёня приехал к нему в студию и напел мотив песен. А дальше за дело возьмётся уже Винокур. Филатов приехал, встал у микрофона и запел…


С тех пор в своих интервью Лёня нередко рассказывал, как, где и благодаря кому он стал поющим актёром. Поэтому с гордостью могу сказать, что в моей картине «Из жизни начальника уголовного розыска» Филатов впервые продемонстрировал свои вокальные данные, здесь состоялся его музыкальный дебют.


- Одним из лидеров советского кинопроката стал ваш фильм «Тайны мадам Вонг». А ведь в главной роли – непрофессиональный актёр Серик Конакбаев, трёхкратный чемпион СССР по боксу. Как он попал к вам на съёмочную площадку?


- История с этим фильмом совсем непростая. На его создание мне выделили незначительную сумму денег, поэтому даже все подготовительные работы могли отложиться на неопределённый срок. Но на кинофестивале в Киеве, куда я поехал с картиной «Из жизни начальника уголовного розыска», мне посчастливилось встретиться с заместителем министра кинематографии Борисом Павлёнком. Зная сложившуюся ситуацию, он познакомил меня с тогдашним председателем Госкино Казахской ССР. «Мы готовы вам выделить необходимую сумму денег, только к вам будет две просьбы: фильм должен выйти под маркой киностудии Казахфильм, и главного героя должен играть казах», – сказал высокопоставленный чиновник. Я согласился и на главную роль предложил популярного актёра Талгата Нигматулина. Предложение было одобрено.


Позже я позвонил автору сценария Станиславу Говорухину. «Мне предлагают сделать главного героя – штурмана дальнего плавания – казахом. Как быть?». «Ну и что? Соглашайся».


Когда подготовительный период завершился, мы приступали к самому съёмочному процессу. Помню, Талгат Нигматулин, уже утверждённый на роль Булата, привёз мне из Ташкента большую плетёную корзину с клубникой. «Степан Филиппович, я буквально на два дня слетаю в Прибалтику и сразу назад», – предупредил меня Талгат. «Так давай пока сделаем примерку костюма, и ты поедешь». «Вернусь, и всё успеем». Нигматулин улетел, но больше не вернулся… (Увлёкшись восточной философией, актёр вступил в секту, руководителями которой оказались преступники. Духовные братья убили его во время поездки в Вильнюс 11 февраля 1985 года, – прим. авт.).


Когда узнал трагическую новость, сначала хотел отказаться от этой картины. Но посоветовавшись с автором сценария, я всё-таки решил продолжить работу над фильмом. Однако передо мной стояла тяжёлая задача: найти достойного актёра на эту роль. Ни один молодой казахский актёр даже близко не походил на главного героя. Тогда я решил искать среди людей не из актёрской среды. Поехал в Алма-Атинский университет. Человек 15 отобрал, пригласил на студию. Но снова никто не подошёл, более того, все эти ребята панически боялись кинокамеры. И тут я вспомнил про замечательного спортсмена – Серика Конакбаева. Отправил ему сценарий, и он согласился. Конечно, я понимал, что если его утвержу, то мне предстоит адская работа. Единственное, что меня в нём абсолютно устраивало – он совершенно не боялся кинокамеры. На съёмочной площадке он работал, как на ринге. Фильм получился действительно хорошим, он справедливо заслужил зрительского внимания.


- Ваши фильмы в разные годы снимались на знаменитых киностудиях страны. И вдруг – «Золотая рыбка в городе N» выпущена кинокомпанией Ибрус. А как же столичные «Мосфильм» и студия им. Горького?


- Эти киностудии превратились в техническую базу. Они предоставляют свои услуги любой компании, но фильмы здесь практически не делают. А большинство художественных картин теперь снимают на частных студиях.


Кинокомпанию Ибрус я выбрал неслучайно – её возглавляет мой давний друг, автор сценария «Повести о чекисте» Рустам Ибрагимбеков.


Сегодня продолжаю работать над фильмом, состоящим из трёх новелл о любви. Проект называется «Три времени года», его рабочее название «Трижды о любви». В фильме хочу поднять нравственные проблемы нашего современного общества, особенно молодёжи, у которой во главу угла ставится материальное положение, а всё духовное, что, на мой взгляд, самое важное в человеке, уходит на втором план. Не в деньгах же счастье…



Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото автора и из архива

Нет комментариев
Добавить комментарий