Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

«Любимая семья – вот настоящее богатство»

После нескольких инцидентов с непорядочными журналистами, актриса Валентина Беляева поклялась больше никогда не соглашаться на интервью. Но наше давнее знакомство очевидно сыграло свою роль, и она сделала исключение. Во время беседы Валентина Ефимовна как всегда кокетливо смеялась, а отвечая на каждый последующий вопрос, отшучивалась, что больше ничего не расскажет, хотя сама с ностальгией вспоминала о любимых ролях, о муже-кинорежиссёре, о своей большой и дружной семье. Она делилась со мной переживаниями и своим мнением о сегодняшнем времени так, словно говорила об этом последний раз. Актриса и в самом деле прощалась. Через несколько дней её не стало.
Эксклюзивное и, увы, последнее в своей жизни интервью Валентина Беляева дала «Люберецкой газете».


- Валентина Ефимовна, всё чаще мы встречаемся с Вами в Доме кино, и всё реже почитатели Вашего творчества могут увидеть Вас по телевизору.


- Ни в какой рекламе, ни при каких обстоятельствах сниматься не буду. Да и интервью я эти не люблю, потому что рождена для того, чтобы заниматься делом. Я испытывала большое удовольствие играть в театре, любила сниматься в кино, потому что члены съёмочной группы – они тоже для меня, как зрители.
Я богатая женщина – у меня трое детей, семеро внуков и пятеро правнуков. А что мои роли? Любимая семья – вот настоящее богатство. Свою миссию я выполнила сполна: детей родила, плодовые деревья на даче посадила, есть загородный дом.


- Сегодня не каждый мужчина может этим гордиться. Интересно, а кто-то из Ваших детей или внуков пошёл по актёрским стопам?


- Дочка стала режиссёром, живёт в Грузии. Она полиглот, знает множество иностранных языков: английский, новогреческий, грузинский и болгарский. Мой внук на грузинском телевидении работает ведущим, а внучка – редактором ТВ. Остальные мои родные дорогой творчества не пошли.


- В начале 1980-х годов Вы ушли из легендарного тогда Театра-студии киноактёра. Но и в кино на тот момент Вы почти не снимались. Режиссёры не приглашали или Вы наотрез отказывались?


- Во-первых, в театре я сразу попала не в своё поколение актёров, работая с Сухаревской, Мясниковой, Гурецкой, Барышевой, Шатерниковой, которые были лет на двадцать меня старше. Во-вторых, я ненавидела вечера артистов кино, они мне казались пустыми и скучными. Ведь во ВГИКе я училась в мастерских выдающихся кинорежиссёров Сергея Юткевича, а затем – Михаила Ромма. На одной из таких «сборных солянок» краем уха услышала выступление Любови Орловой. Её голос был уже не тот, к которому мы все привыкли. А ей было уже 50 лет. И тогда я пообещала себе, что когда мне исполнится столько же, уйду и из театра, и из кино. Но уйти оказалось не так-то просто, и я ещё несколько лет поработала. А потом в одночасье приняла окончательное решение и ушла из профессии. С тех пор не соглашалась ни на одну роль, хотя в творческих вечерах иногда участвовала.


- В прошлом году исполнилось 55 лет картине «Золотой эшелон» режиссёра и Вашего супруга Ильи Гурина. Как складывались Ваши взаимоотношения на съёмочной площадке?


- Ещё как ругались! А потом он сидел в павильоне и боялся ехать домой. (Улыбается).
Мне, откровенно говоря, не очень понравилась эта картина. А спустя много лет в нашей квартире раздался телефонный звонок – позвонил один из братьев Тур, автор сценария «Золотого эшелона». Он сказал, что фильм действительно получится. В самом деле, я была там хорошей и сдержанной артисткой. И как я потом распоясалась. (Смеётся). А вообще фильмы мужа знают больше, чем меня – «Двое из одного квартала», «Россия молодая», «В трудный час», «Ещё можно успеть», «Наши знакомые».


Кстати, возрастные роли я играть поначалу отказывалась. Если не нравился сценарий – тоже не соглашалась. Хорошо помню, когда режиссёр Василий Ордынский пригласил меня на роль сектантки в фильм «Тучи над Борском». Вся съёмочная группа уговаривала. (Смеётся). Уговорили. И в начале 60-х годов моя роль была признана «Лучшей ролью второго плана». По этой отрицательной героине меня стали узнавать на улице. Одна кассирша в молочном магазине даже обслуживать меня отказалась. Пришлось идти в другой…


- Как же Вас свела судьба с Татьяной Лиозновой? Многие известные актёры мечтали у неё сниматься, но она брала только избранных. А Вы сыграли у неё и в «Памяти сердца», и в «Евдокии».


- В этом «виноват» Сергей Апполинариевич Герасимов. Он спрашивал у многих ставших уже известными своих учеников – Лиозновой, Егорова, Победоносцева: «Есть ли что-нибудь для Вали?». Не собиралась я сниматься в «Евдокии», но… Лиознова пригласила, и я согласилась.
Но я не сожалею о своих созданных в кино образах, тем более сыграла немало настоящих русских красавиц, интеллектуальных личностей. (Смеётся).


- Знаю, что в одной из картин Вы снимались уже в положении. Что это была за история?


- Когда молодой и никому ещё неизвестный режиссёр пригласил меня в свой фильм, и вся съёмочная команда собралась в какой-то тесной комнатке, я написала ему на краешке газеты новость: «Я беременна. У меня два месяца». Но в ответ от него получила согласие. Все сцены со мной были отсняты оперативно, и я вернулась из Ленинграда в Москву. Но каково было моё удивление, когда позже другим актёрам дали пересъёмку, а у меня на руках уже был грудной ребёнок. Муж, конечно, даже к телефону меня не подпускал, а режиссёру предлагал приехать в Москву, где пообещал организовать павильон для съёмок. Но однажды Ильи не было дома, и раздался телефонный звонок. Я подошла и, разумеется, дала согласие на кое-какие пересъёмки. Представьте себе, меня каждый день возили в Шереметьево, за 15 минут я взбегала по трапу в самолёт, а в Пулкове меня уже встречал шофер с «Ленфильма».


«Вы что, не можете ночевать в Ленинграде? Почему я каждый день вас встречаю, а вечером отвожу обратно в аэропорт?», – поинтересовался однажды водитель. «Потому что в Москве меня ждёт грудной ребёнок, и я должна его кормить».


- В 2011 году по телевидению состоялась премьера многосерийного исторического фильма «Фурцева». Знаю, что в кино Вам тоже приходилось сталкиваться с образом этого, пожалуй, самого знаменитого в Советском Союзе министра культуры.


- Да, роль Екатерины Алексеевны я сыграла в картине своего однокурсника Владимира Басова «Битва в пути». Но когда работы над фильмом были почти закончены, мы узнали, что Фурцеву сняли со всех высоких постов. И режиссёра обязали вырезать из картины все основные с ней сцены. Поэтому только первый месяц в кинотеатрах «Битва в пути» был показан полностью, а дальше – урезанный вариант. Впредь больше никаких вождей я не играла.


Для меня символично другое событие. Около киноклуба в райцентре Новгородской (тогда Ленинградской) области, где я родилась, несколько лет назад установили большой стенд с фотографиями, на котором обозначили, что в фильме «Старые долги» в роли Надежды Николаевны Орловой снялась их землячка Валентина Беляева. И эта память обо мне – лучший подарок.


- Так этот стенд установлен где-то недалеко от вашей родной деревни?


- Верно, хотя я родилась не в деревне Нижнее Селище, как написано в моём паспорте, а в хуторе на другом берегу Мсты, куда в то время переехали мои родители. Но жила я там недолго: сестра с братом забрали меня в Ленинград, где я пошла в школу.


Свою первую главную роль сыграла в спектакле «Кому подчиняется время» в Омском драмтеатре. В выходные мы показывали по три спектакля в день. И я поняла, что в провинциальном театре работать не смогу, и уехала в Москву. Юткевич и Ромм – вот мои университеты.


Сейчас я прекрасно понимаю, что если б тогда осталась в провинциальном театре, то быстро бы выдохлась и вышла из строя.


В 2000-х годах мой однокурсник кинорежиссёр Резо Чхеидзе привозил в Москву свою картину и попросил меня озвучить одну из главных героинь. По нашей старой дружбе согласилась. Всё, теперь из кино я ухожу окончательно. И сниматься больше не буду.


И ушла. Навсегда. А 2 мая в Тбилиси перестало биться сердце и Народного артиста СССР Резо Чхеидзе, подарившего зрителям свой знаменитый фильм «Отец солдата»…


Богдан КОЛЕСНИКОВ
Фото автора

на снимке - с близкой подругой актрисой Раисой Куркиной

Комментарии
Добавить комментарий
Спасибо
Спасибо
Не знал, что она умерла. Хорошая была актриса, талантливая. И очень теплый материал получился. Спасибо! Сделайте еще про Раису Куркину. Она тоже заслуживает внимания. А заодно и про Людмилу Аринину, Агапову, Аринбасарову и Веселовскую...
комментировать