Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

ПАЛОМНИЧЕСТВО К БЛИЖНИМ СВЯТЫНЯМ


Лето на дворе – время, когда особенно не сидится дома и так хочется отправиться в познавательное путешествие! Например, в паломническую поездку по святым местам России.
Однако, и на земле люберецкой можно совершить для себя немало интереснейших открытий. И, может быть, одним из них станет посещение храма святых апостолов Петра и Павла в старинном селе Петровском, входящем ныне в состав города Лыткарино.
12 июля там, а также в Петропавловской церкви в поселке Малаховка Люберецкого благочиния, будут отмечать престольные праздники. Так что самое время в воскресенье поутру держать туда путь.


1680 ГОД, ИВАН МИЛОСЛАВСКИЙ ХРАМ СТРОИТ


Старинное село Петровское на Москве-реке во времена Алексея Михайловича Романова принадлежало дворцовому ведомству. Однако, вскоре владельцем села стал четвероюродный племянник тестя царя – воевода Иван Михайлович Милославский.


И Алексей Романов, и сын его Федор ценили Ивана как человека умного и деятельного. В 1660 году он был высочайше пожалован «должностью» окольничего, а семью годами позже – саном боярина. 35 лет от роду Иван Милославский был назначен «министром финансов» страны (таковой, по сути, была его новая должность начальника Приказа Большой казны). К нему, нашему земляку по селу Петровскому, до 1975 года входившему, как и Лыткарино, в состав Люберецкого района, стекались все нити управления государством, как до того текли они рекой к его дяде, И.Д. Милославскому. После кончины царя Федора Иван Милославский встал на сторону его сестры, правительницы Софьи Алексеевны.


В 1680 году Иваном Милославским в селе Петровском возведена была каменная церковь апостолов Петра и Павла. Наряду с Петровским владел Иван Михайлович - как вы думаете, чем? Подмосковными селами Люберцы (с 1676 года) и Кунцево.


Отошедший к Господу 27 июля 1685 года, Иван Милославский был похоронен в первопрестольной столице у церкви Николая Чудотворца в Армянском переулке. Недолго, однако, довелось покоиться там останкам раба Божьего Ивана. Петр I посчитал его главным зачинщиком бунта стрельцов в 1682 году, которым был так напуган в детстве. По приказу самодержца гроб с телом И.М. Милославского был вырыт из земли, доставлен на телеге с упряжкой из свиней к помосту, где рубили головы стрельцам – участникам второго уже бунта, и поставлен так, чтобы кровь казненных стекала в этот гроб. Правда, и при жизни Иван Михайлович испытал не только радости карьерного роста, но и немало горестей. Из восьми его детей пережила отца только дочь Феодосья.


На этом можно бы и завершить рассказ о нашем земляке Иване Милославском, если б не одна любопытная подробность. Второй женой его, после смерти первой, стала Евдокия Петровна Прозоровская. Вспомним, что перед кончиной своей И.М. Милославский отписал свое владение Люберцы Алексею Петровичу Прозоровскому – к тому времени кравчему, а с 1690 года боярину. Напрашивается вопрос: а почему – ему, а не своим сыновьям; и уж не брат ли и сестра – Алексей и Евдокия Прозоровские? Да потому, что ни одного из шестерых сыновей-наследников Милославского к тому времени уже не было в живых! И отчества, и периоды жизни Алексея и Евдокии примерно совпадают. Вот только в родословной княжеского рода Прозоровских среди детей стольника Петра Семеновича Прозоровского значатся лишь двое сыновей, один из которых – Алексей; данных о дочерях там нет. Впрочем, женские особы далеко не всегда фигурировали в родословных. И все же предположение автора о ближнем родстве Евдокии Милославской (Прозоровской) и Алексея Прозоровского – пока лишь версия, хоть и весьма логичная.


1805 ГОД, ХРАМ-РОТОНДА ДЕМИДОВЫХ


С 1798 года владельцем села Петровское становится Александр Григорьевич Демидов - внук знаменитого горнозаводчика и владельца рудников, обладателя несметных богатств Акинфия Демидова.


Кстати, о родном дяде Александра Демидова по отцу, Прокофии Акинфиевиче Демидове, – меценате, благотворителе и знатоке ботаники, год назад в нашей газете был опубликован очерк «Нескучный сад Прокофия Демидова». А вот Григорий Акинфиевич, в отличии от брата Прокофия, немалую часть своих доходов инвестировал не в собственные коллекции и причуды, а в образование и воспитание детей. В течение десяти лет юные сыновья его, Александр, Петр и Павел, путешествовали по Европе, получая знания в различных отраслях, а в 1751 году поступили в Гёттингенский университет. Так что в Россию они вернулись образованными людьми, отлично владеющими рядом европейских языков.


После смерти в 1761 году отца братья «для лучшего в экономии наблюдения, согласно и полюбовно» разделили наследство. В руках Александра сосредоточились предприятия, рудники и лесные угодья огромного и богатейшего Суксунского округа. Братья его тоже, мягко скажем, «не бедствовали».


Ценным и весьма выгодным «приобретением» Александра Демидова, родословная которого начиналась с тульского кузнеца, стала его женитьба на Прасковье Олсуфьевой - дочери обер-гофмейстера Матвея Дмитриевича Олсуфьева. В обязанности гофмейстера входило «всего-то» управление императорским дворцовым хозяйством и придворными.


По матери, Анне Ивановне, урожденной Сенявиной, Прасковья была внучкой знаменитого контр-адмирала Ивана Акимовича Сенявина - одного из создателей русского военного флота и героя Северной войны со шведами, сподвижника и любимца Петра I, удостоенного чести быть шафером на свадьбе императора со второй его супругой, Екатериной.


От матери, первой красавицы императорского двора, Прасковья унаследовала прекрасную внешность, обаяние и ум. Блиставшая при дворе Елизаветы Петровны и Екатерины II, Прасковья Олсуфьева не спешила замуж. И супругом ее стал не обладатель княжеского титула, а горнозаводчик и действительный статский советник Александр Григорьевич Демидов, с которым она прожила в любви, почете и роскоши долгую жизнь.


Большую часть времени Демидовы проживали в Петербурге. Наведывалась супружеская чета вместе с сыном и двумя дочерьми и в село Петровское. А в 1798 году Александр Григорьевич начал возведение в Петровском новой каменной церкви из кирпича, а также известняка из ближнего, мячковского карьера. Но, увы, в 1803 году Александр Демидов ушел из жизни; супруга пережила его на 10 лет.


Завершить строительство храма в Петровском довелось к 1805 году их сыну, Григорию – действительному статскому советнику, камергеру, гофмаршалу и владельцу заводов и рудников. А начинал свою карьеру Григорий Демидов при Екатерине II флигель-адьютантом лейб-гвардии Конного полка; впоследствии за труды во славу Отечества и благотворительность был награжден орденом Святой Анны, 1-й степени. Жил он широко и открыто, зимой в своем доме в Петербурге, летом в имении Тайцы близ Царского Села. В Петровском Григорий построил каменный усадебный дом, где не раз бывал при поездках в Москву.


Но хотя огромное состояние открывало для Григория Демидова двери в высший свет, брак его с представительницей княжеской династии, Екатериной Петровной Лопухиной, был оценен как неравный. Впрочем, Григорий и не стремился заключать сей союз, хотя невеста его была знатна, молода и хороша собой.
Вместе со своей старшей сестрой, Анной Лопухиной, впоследствии фавориткой императора Павла I, Екатерина впервые появилась в московском свете в 1797 году на торжествах по случаю его коронации. Прекрасные юные брюнетки Лопухины произвели фурор в обществе, обратив на себя и внимание императора, отдавшего предпочтение старшей из них. Екатерина сочла себя страстно влюбленной в великого князя Александра, хоть он и избегал встреч с ней . Чтобы положить конец кривотолкам, Павел I спешно выдал 14-летнюю Екатерину Лопухину за своего гофмейстера Григория Демидова, который был старше невесты на 18 лет!


Катя, правда, о таком супружестве не очень тужила: брак с образованным богачем и близким к государю лицом давал ей завидное положение в обществе. Демидов, однако, по воспоминаниям современников, «ревновал к целому свету свою молодую, прекрасную и меланхоличную жену». Что, впрочем, не помешало супругам стать родителями четверых сыновей и двух дочерей.


Екатерина Демидова пережила мужа, скончавшегося в 1827 году, на три года. Последний приют Александр и Прасковья, Григорий и Екатерина Демидовы нашли на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. А память об этих людях и ныне хранит возведенный их стараниями в Петровском храм-ротонда в классическом стиле, освященный в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.


12 июля, в престольный праздник, здесь в 7.00 состоится Ранняя Божественная литургия, а в 9.30 – Поздняя Божественная литургия. Прихожане храма и паломники смогут принять участие в Крестном ходе. А еще – помолиться здесь о тех, кто создал этот храм, кто и ныне способствует сохранению его и благолепию.


Ведущая рубрики – Татьяна САВИНА

Нет комментариев
Добавить комментарий