ГРЕХ С ДУШИ

Для каждого христианина вопросы взаимоотношения с Богом и Церковью – весьма важные в жизни. На самом деле, для истинно верующего человека – они самые важные! Но далеко не все знают, как, когда и почему необходимо выполнять православному христианину. Таких аспектов очень много. Один из наиболее дискуссионных, особенно в среде молодого поколения, – вопрос необходимости причастия и исповеди. Корреспондент «ЛГ» Вита Лемех встретилась с протоиереем храма Преображение Господне города Люберцы Геннадием Ханыкиным и задала ему волнующие очень многих вопросы. Сегодня – первая часть беседы, которая получилась весьма содержательной.


– Батюшка, возможна ли духовная жизнь человека без исповеди?


– Человек не может вести духовную жизнь без церкви, без таинств церкви, а исповедь – одно из таинств церкви. Тот, кто думает, что ведет духовную жизнь, не бывая в храме, или забегая свечку по праздникам поставить, сам себя обманывает. Себя обмануть, конечно, можно, но Бога не обманешь.


– Бог всеведущ, Он и без исповеди в храме знает, что в душе у человека. Прав ли человек, оправдывающий себя «своим собственным мнением», что достаточно дома перед иконой поведать Богу свои грехи и попросить за них прощения?


– Тщеславие такого человека выросло до небес. Я сам себе – Бог. Поведал. И что? Таинство исповеди установлено самим Иисусом Христом, сказавшим Своим ученикам, апостолам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите (развяжете) на земле, то будет разрешено на небе». (Евангелие от Матфея, гл. 18, стих 18). «Примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». (Евангелие от Иоанна, гл. 20, стихи 22-23). Апостолы передали власть «вязать и разрешать», то есть, прощать грехи, своим преемникам — епископам. Епископы при совершении Таинства рукоположения (священства) передают эту власть священникам. Человек дома перед иконой «исповедуя» свои грехи противится самому Иисусу Христу, становится богоборцем.


– В чем смысл исповеди?


– Грех отгораживает человека от Бога. Второй грех удваивает «перегородку». Третий утраивает и так далее. Если человек не кается, не исповедует свои грехи, то «перегородки» становятся такие, что не достучаться, не докричаться до души человека. От не исповеданных вовремя грехов душа становится каменной, мертвой, бесчувственной. Человек перестает видеть свои грехи, он искренне убежден, что он хороший. На самом деле он завидует, злобствует, осуждает, жадничает и тому подобное, но душа его не чувствует себя греховной. Это большая беда. Человек не исправляет себя и падает все ниже. Когда же человек мужественно приходит на исповедь, признается в грехе перед Господом, то он не только преодолевает себя, но ведет борьбу с грехом. И это делает человека ближе к Богу.


– Из вашего опыта все ли прихожане понимают смысл исповеди?


– К сожалению, нет. Часто к Богу мы обращаемся для того чтобы получить что-либо в мирской жизни. В нашем понимании исповедь – это мирской договор с Богом. Если мне плохо живется, значит, Бог мне чего-то не дает. Что-то в последнее время одни подзатыльники получаю – наказания, скорби, болезни. А почему? Да потому что я грешен, пойду-ка покаюсь на исповеди, сразу конфетку получу.


– Не получит?


– Нет. Исповедь – не контракт с Богом. Господь прощает человеку грехи, если человек искренне в них раскаивается и поэтому старается исправить себя.


– Что можно ответить людям, которые выдвигают такой довод: перед Богом покаялись бы, но с какой стати каяться перед священником? Неизвестно что он сам за человек.


– Не священник отпускает грехи. Священник только свидетель покаяния. Бог прощает грехи через священника. Не батюшке прихожанин кается, Богу. Священник только молит, чтобы Господь простил его. Священник, таким образом, соучаствует в исповеди. Человек молит: «Господи, прости меня за мои грехи». А священник молит: «Господи, помилуй его, прости». Вот они вдвоем и молят Господа о прощении души. Священник в конце таинства исповеди, возложив на голову кающегося епитрахиль, читает Разрешительную молитву: «Господь и Бог наш, Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти чадо (имя), и аз недостойный иерей Его властию мне данною прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь».


– Батюшка может отличить искреннее покаяние от лицемерного?


– Священник, конечно, видит (если только перед ним не гениальный артист) кто искренне кается, а кто лицемерит или отчитывается. Или, успокаивая сам себя, только вид делает, что осознает грех и будет с ним бороться.


– Всегда ли человек приходит на исповедь именно покаяться?


– Чаще человек хочет пообщаться, получить утешение, напутствие. Такой человек не исповедуется по - настоящему, не кается. И что получается? Грех запрятал поглубже в душе и считает, что грех - не мой господин. Но если грех не удален из души искренним покаянием, то он с такой силой скажется, что человек потом взвоет. Это же происходит и с теми, кто дежурно отчитывается в грехах только для того, чтобы быть допущенным к причастию. Более того, человек, слукавивший на исповеди, примет причастие не в исцеление души и тела и оставление грехов, а в осуждение.


– Может ли священник осудить человека за его грехи?


– Священник на исповеди – это друг. Он никогда не осудит, только порадуется, что человек способен покаяться. Священника, твоего друга, на исповеди бояться не надо. Вот если ты попадешь на большое течение в реке, а плавать не можешь, будешь тонуть и увидишь священника на берегу, то разве не будешь кричать: «Помогите»? Нет, ты будешь надеяться, что батюшка прямо в рясе кинется в воду и спасет тебя. Кающийся – это тот же утопающий. Утопающий в своих грехах, которые тянут его на дно – в ад. Не только бояться не надо, нужно даже попросить священника: «Батюшка, помогите мне исповедоваться, подскажите мне». Батюшка на исповеди не осуждает, он радуется, иногда до слез бывает отрадно, думаешь: «Господи, какой ты милосердный. Дай и мне, Господи, сил так же исповедоваться, так же каяться в своих грехах и не бояться». Священник тоже человек, он тоже исповедуется, все мы христиане каемся. Как же с грехами – то жить? Какой милосердный Господь в это время становится, какой милостивый, как ты любишь сильно-сильно его. Потому что Он не осудил тебя, сказал: «Иди, прощаются тебе твои грехи».


– А если человек стесняется священника и поэтому не решается пойти на исповедь?


– Священник столько слышит грехов, что его и удивить нельзя. И стесняться священника не надо. Это дьявол уже научает: «Что священник о тебе подумает? А вдруг он будет на тебя потом коситься? И еще всем расскажет, какой ты плохой, и пальцем все на тебя будут показывать. Не ходи на исповедь». Если человек дьявола послушается, то так и останется рабом своего греха. И совесть его будет осуждать, а дьявол уговаривать: «Да ты заткни свою совесть, все так живут. Тысяча человек ходит в воскресенье, в храмы, а в Люберцах сколько живет? Живи как все, в свое удовольствие. Другой жизни у тебя не будет». Разве это удовольствие, когда совесть обличает? Совесть – это голос Божий. Душа мучается, человек мечется, не спит по ночам, воспоминания терзают. А человек и не понимает, что это мучение от того, что он о Боге тоскует, что он удалился от Бога.


– Многие подвижники благочестия предупреждают, что тяжкий грех, о котором исповедующийся промолчал так и остается нераскаянным, а, значит, и не прощенным.


– Надо исповедовать даже самое постыдное, что есть на белом свете. Все грехи, кроме хулы на Духа Святого, так заповедал Господь, человеку прощаются при искреннем покаянии. И душа его тут же очищается. Человек, верующий во Христа, знает по опыту: «Как же хорошо, что я стал свободен, и как мне было плохо, когда грех жил во мне». Пока человек не грешен, то ему с людьми не страшно встречаться. Что люди могут сделать христианину? Ограбить, оклеветать, убить даже, но Бог-то с ним. И христианину не страшно даже умереть, так как он знает, что в вечной жизни Господь примет его как свое чадо. Но если человек согрешил, то люди для него становятся опасны, ему надо поскорее к милосердному Богу обращаться за прощением. В ветхом завете есть замечательный пример царя Давида. У него был выбор пострадать от людей или от Бога. Давид решил предаться в руки милосердного Бога, раскаялся в грехах и Бог простил его. А люди бы его убили, он не успел бы раскаяться в своих грехах и мучился бы в вечности. Тот, кто не исповедуется, не раскаивается в своих грехах и не исправляется, тот готовит себе вечные муки. Каким бы хорошим он сам себе ни казался в этой временной жизни на земле.


– Какие ошибки допускают люди на исповеди?


– Часто люди приходят на исповедь и начинают себя оправдывать: «Вот соседи у меня, такие-сякие, достали, я не могу уже себя сдерживать и начинаю ругаться, в том числе и матом. Соседи виноваты в том, что я такая злоречивая, несдержанная, гневливая. На самом деле я такая хорошенькая, пушистенькая, деликатная. Если бы соседи меня не доставали, то все бы увидели, что я хороший человек». Конечно, каждый человек, что встретился, он хороший. Подозревать человека ни в чем не надо. Но если вы видите, что человек ведет перепалку, то разве не ясно, что в его сердце живут страсти? Не в том дело, что кто-то ее разозлил, зло в ней самой живет, кто-то это зло только разбудил. На самом деле Господь показывает, то, что у человека в сердце. Вот, например, сын – пьяница, и мать говорит: «Господи, да когда же ты его заберешь-то? Так было бы лучше для него, а главное – для меня самой. Вот тогда я предалась бы полностью в руки Божии. Ходила бы себе молилась об упокоении души его в царстве небесном. Вот какая была бы хорошая. А сейчас не могу быть хорошей. Прихожу, а он мне в ухо – бац! А я: «А-а ты такой-сякой, да будь ты проклят!». И кто же виноват, что он такой? Конечно же, родители. Именно они не воспитали в нем тех добродетелей, что сделали бы его наследником царства небесного, а именно – любовь к Богу, страх Божий, почтение к родителям, сострадательность.


– Что же вы советуете в таких случаях?


– Евангелие читать, святых отцов. Ефрема Сирина, Иоанна Златоустого, Григория Богослова, Авву Дорофея, Игнатия Брянчанинова. Современных отцов почитайте – игумена Никона Воробьева, архимандрита Иоанна Крестьянкина, иеромонаха серафима Роуза, протоиереев Андрея Ткачева, Димитрия Смирнова, епископа Тихона Шевкунова. Послушайте лекции профессора богословия Алексея Ильича Осипова. Все можно найти в интернете, книги можно купить в церковных лавках. Много о воспитании детей почерпнуть можно, было бы желание. Детей надо воспитывать христианами. Только такое воспитание дает прочный фундамент, делает детей сильными духом и родителей счастливыми. Чтобы не плакать потом об умственном и нравственном развращении детей какими-то посторонними силами. Будь то телевидение, интернет или улица. Сердце, оживотворенное Христом, будет глухо к соблазнам мира сего. А если христианин и согрешит, упадет, то он встанет, найдет в себе силы, несмотря ни какие беды и скорби.


– Как быть родителям взрослых детей, так и не сумевшим воспитать чад христианами?


– Терпеть, молиться и каяться. Выбирать вечную жизнь, чтобы душа представала пред Богом чистая. Христианин, идущий на Исповедь, ясно осознает, что он согрешил и ему надо очистить свою совесть пред Богом, а не оправдывать себя. Надо покаяться в том, что это я не сумел воспитать сына, дочь, никто другой не виноват в этом. Ни улица, ни школа.


– Чем опасно самооправдание?


– Пока человек не согрешил, то Бог ему – друг. А как согрешил, то Бог ему – судья. И надо честно предать себя на суд Божий. Адам и Ева согрешили и вместо того, чтобы раскаиваться стали оправдываться. Адам обвинил Еву и самого Бога. Ева обвинила дьявола. Старец Паисий Святогорец говорил: «Тот, кто оправдывается, имеет своим духовником дьявола». Грех часто кажется другом, а потом оказывается врагом. На Исповеди не надо рассказывать, кто против вас что сделал. Оправдание себя всегда закачивается осуждением другого. Женщина ненавидит мужа, проклинает, желает смерти, но к себе от мужа требует христианского отношения. Но на самом деле мы почти всегда пожинаем те плоды, что посеяли. Надо признать, что это во мне сидит ненависть, зло, осуждение. Христианин или христианка делает не то что сам или сама хочет, а только то, что принесет другому добро, любовь.


– Может ли человек пробудить свою совесть?


– Надо стараться пробудить. На земле мы решаем свою вечную участь. Нужно накануне исповеди прожить мысленно свою жизнь. Не с пособия грехи дежурно переписать, а честно обличить себя. Вот из-за чего было бы стыдно, если бы об этом про вас прилюдно рассказали, в том и надо каяться. Надо, чтобы совесть была твоей помощницей. Надо пробуждать свою совесть наедине с собой. Если мы свою совесть подключаем к самооправданию, то она постепенно приглушается, пока и вовсе не замолчит. И тогда человек начинает каяться в том, что мясо в пост ел, а о том, что людей «ест» молчит.


– Что можно посоветовать новоначальным прихожанам и «опытным»?


– Для новоначальных хорошо прочесть книгу, например, архимандрита Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди», узнать какие грехи называются смертными и почему, как нужно готовиться к Исповеди. А когда человек в пятый-восьмой раз или годами с книжки привычно грехи переписывает, то в этом никакого покаяния нет. Человек переписывает грехи, чтобы со своей совестью не общаться. Двадцать лет с книжки грехи переписывает и ни на грамм не изменился. Потому что ни разу ни покаялся. Человек ходил на Исповедь не для того чтобы расстаться с грехом, а чтобы отчитаться. Если человек себя оправдывает, отчитывается, лукавит, утаивает грехи, он ничего не приобретает.

Нет комментариев
Добавить комментарий