«Сумасшедшего репейника» он превратил в Винни-Пуха


Пожалуй, нет в нашей стране людей, кто не был бы знаком с творчеством классика отечественной анимации Эдуарда Васильевича Назарова. Он сумел придумать целый мир героев, которых обожают многие поколения. Его мультфильмы – уникальные произведения, которые проповедуют добро, радость и оптимизм.


В детстве он мечтал стать моряком, но судьба сложилась иначе, и всю свою жизнь Эдуард Назаров посвятил мультипликации.


– Эдуард Васильевич, пользуясь случаем, хочу поздравить Вас с Годом российского кино.


– Спасибо, да только радости от этого мало.


– Полагаю, Вы обеспокоены дальнейшей судьбой легендарной студии «Союзмультфильм», которой в этом году, к слову, исполняется 80 лет. Я слышал, что здание бывшей церкви Николая Чудотворца, где находятся мастерские, планировали передать РПЦ, переселив мультипликаторов…


– Возвращение храма православным верующим пока не произошло, но главное не это. Студия должна получить новые просторные помещения недалеко от ВДНХ. Когда состоится её переезд ещё не знаю, но насколько мне известно, пока там планируется провести ремонт.


– Не могу не спросить о вашем детище – Международном фестивале мультипликационных фильмов «КРОК», фестивале двух стран – России и Украины. Какова его судьба сегодня?


– Всё зависит от наших международных отношений. Пока фестиваль идёт, правда, последние несколько лет подряд – только в России. Хотя изначально, как вы знаете, он проводился поочерёдно: один год у нас, второй – в Украине.

Желание поехать в этом году на наш фестиваль в Киев у меня есть, но вот сложится ли?.. Будем надеяться.


– Как создатель самого знаменитого мультфильма об украинской деревне «Жил-был пёс», Вы тоже наверняка следите за событиями, происходящими в братской стране. Что скажете?


– Врут и с той стороны, и с нашей. Кому что выгодно, тот то и говорит. Я частенько общаюсь с украинскими друзьями, поэтому знаю немножко больше, чем нам рассказывают в новостях. Конечно, всё, что происходит в Украине просто ужасно. А что сделаешь, если в правительстве там сидят непрофессионалы и, мягко говоря, не совсем здоровые люди? Но народ-то от этого хуже не стал.


– Ваша правда, Эдуард Васильевич.

Предлагаю перейти к основной теме нашей беседы. В одном из интервью Вы сказали, что делая кино, режиссёр должен думать о том, чтобы зритель на его картине не заснул. Нынешние фильмы смотрите? Есть работы, достойные общественного признания?


– Кое-что есть. Но ведь и в наши времена хорошие фильмы были большой редкостью. То же происходит и в мультипликации.


– С творчеством кого из Ваших учеников рекомендуете познакомиться нашим читателям?


– У меня много талантливых ребят было. Посмотрите мультфильмы Михаила Алдашина и Михаила Тумели, например.


– Ваш большой друг и коллега Юрий Борисович Норштейн начал работать над «Шинелью» в 1981 году. С тех пор прошло 35 лет, а его мультфильм ещё не завершён. Вам знакомы подобные случаи?


– Поскольку своей кинодеятельностью я занимался ещё при советской власти, у меня не было таких заскоков. (Улыбается). Тридцать с лишним лет делать один фильм, мне кажется, это невозможно.


Были у меня задержки на пять месяцев с фильмом «Охота». Перед тем, как приступать к съёмкам, я просмотрел массу документальных фильмов о диких животных, об Африке. А в те годы достать хороший материал было довольно трудно, на поиски уходило много времени. Но никто ж этого не учитывал. Вследствие чего был неправильно составлен план, в котором, в том числе, была неверно отражена и финансовая составляющая нашего мультфильма.


Потом, кстати, директор студии мне пытался намекнуть, мол, не пора ли мне заняться своей непосредственной деятельностью – остаться художником-постановщиком, и предложил создать фильм на антиалкогольную тематику. Но я отказался.


– Слышал забавную историю о мультфильме «Принцесса и людоед», якобы почти десять лет он пролежал на полке по «политическим соображениям». Ведь песню, которая является лейтмотивом мультфильма, исполнил Александр Градский, уже известный в те годы музыкант, но активно продвигающий такое новое для СССР музыкальное направление, как рок. И в то же время о Градском вышло несколько передач в эфире радио «Голос Америки», что только усугубило сложившуюся ситуацию…


– Да, была такая история. «Мартынко» тоже некоторое время пролежал на полке. И всё по тем же «политическим соображениям». В сказке Б. Шергина царскую дочь звали Раиска. А в тот период генеральным секретарём ЦК КПСС был Михаил Сергеевич Горбачёв. Конечно, цензоров смущало имя царевны, совпадающее с именем первой леди страны. Мне предлагали поменять имя, но одно дело, если б был жив автор сказки – я мог бы с ним договориться. Менять ничего не стал, а посему и поблажки никакой не получил. Первый показ мультфильма состоялся только в начале девяностых.


– Эдуард Васильевич, в беседе с журналистом Вы как-то обмолвились, что начиная работу над мультфильмом о Винни-Пухе, художник Владимир Зуйков нарисовал такого медвежонка, что Фёдор Савельевич Хитрук его не одобрил. Значит, хорошо знакомый всем образ любимого миллионами персонажа – Ваша работа?


– Над мультфильмом работали два художника-постановщика: Зуйков и я. Действительно, Володя сделал первый эскиз, и его Винни-Пуха стали называть «сумасшедшим репейником». Внешне медвежонок получился симпатичным, но мультипликация, к сожалению, состоит из огромного количества рисунков. И двадцать четыре кадра в секунду рисовать это «чудовище» было невозможно. Поэтому мы засели за упрощение, и в итоге на экране он появился таким, каким нарисовал его я.


– Интересно, а у героев Ваших мультфильмов есть прообразы?


– Мало. В мультике «Фильм, фильм, фильм» прообразом режиссёра является Лев Исаакович Мильчин, известный режиссёр и художник-постановщик анимационного кино («Конёк-Горбунок», «Цветик-семицветик», «Гуси-лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», – прим. авт.).


Винни-Пух по поведению очень похож на Фёдора Савельевича Хитрука, он так же чешет голову, так же поворачивается. И, конечно, медвежонок железно слился с голосом Евгения Леонова.


– Много замечательных мультфильмов было создано на Московской анимационной студии «Пилот», художественным руководителем которой Вы являетесь с 2007 года. В последние годы там активно снимался мультсериал «Гора Самоцветов» по мотивам народных сказок. Какова там сейчас обстановка?


– Студия живёт еле-еле, а проблема-то вся в том, что нам катастрофически не хватает финансирования и хорошего продюсирования. Но работы над очередными сериями «Горы Самоцветов» продолжаются.


 

Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото из архива

Нет комментариев
Добавить комментарий