Наталья Хорохорина является одной из самых обаятельных актрис отечественного кино. В её творческом багаже хранятся более ста двадцати фильмов. И каждая роль по-своему дорога как самой актрисе, так и почитателям её творчества.
В одних картинах она появляется перед нами лучезарной хохотушкой, в других, более поздних работах, любящей женой или матерью. Но есть две ключевые киноленты, которые, по сути, и принесли Наталье народную любовь и признание – «Пираты ХХ века» и «Белые росы». Однако сама Заслуженная артистка России считает себя, в первую очередь, актрисой театра. Ведь только здесь она может получить истинное удовольствие от живого общения со зрительным залом и партнёрами по сцене.
- Наталья Николаевна, совсем недавно, 18 марта, мы отпраздновали вторую годовщину возвращения Крыма в состав России. Но, наверное, не все наши читатели знают, чтонатурные съёмки знаменитых «Пиратов ХХ века» велись на черноморском побережье этого полуострова.Когда Вы там были крайний раз?
- В начале прошлого года. Тогда в Феодосии я снималась в «Сезоне любви» у Каринэ Фолиянц. Знаю, что сериал уже получил приз на каком-то фестивале, но в телевизионном эфире его ещё не было.
До этого приезжала в Крым с антрепризами, мы объездили с ними весь полуостров. До сих пор вспоминаю спектакль в Севастополе – зрители не отпускали нас со сцены, долго аплодировали. Конечно, они соскучились по родной русской речи.
Впервые в жизни Чёрное море я увидела в Крыму и сразу влюбилась в него. И когда мы приехали туда в 1979 году на съёмки «Пиратов…», а фильм снимали в самых живописных уголках полуострова, я полюбила его ещё больше.
Первые съёмочные дни проходили в конце марта – на территории гостиницы «Ялта»: в бассейне снимали сцену затопления советского корабля. Уже в мае мы перебрались на Азовское море, где снимался абордаж. А в июне снова вернулись в Крым. Натурные съёмки проходили в Новом Свете, Ялте, Севастополе, Коктебеле, мы даже на Кара-Даг ездили.
- Вы уже не раз рассказывали, что для реальности действий в кадре Талгат Нигматулин Вас действительно бил по спине палкой. Не каждая актриса на такое согласится…
- Повлияла наша дружба с Талгатом, которая уже переходила в творческую заинтересованность. Мы хотели, чтобы на экране всё получилось органично и убедительно.
Раньше во время длинных кино экспедиций члены съёмочной группы очень сближались. Так же обычно складывалось и в театральном институте: за четыре года учёбы студенты становились друг другу ближе, чем родственники. Мы проводили вместе по 24 часа в сутки. Куда уж больше? (Улыбается).
- А как сложилась судьба Ваших однокурсников? Многие ли остались в профессии?
- Из 30 человек до диплома дошли только 17, причём двое парней к нам пришли уже в середине учёбы. Одним из них был Саша Ожигин, который запомнился зрителям по роли директора заповедника в картине «В четверг и больше никогда». Но жизнь у него была очень короткой, его приняли в«Современник», а через несколько лет он скоропостижно скончался.
В Малом театре работают мои однокурсники Виктор Бунаков и Виктор Андрианов – вместе мы участвовали в дипломном спектакле «Мизантроп» в постановке нашего режиссёра-педагога Владимира Сергеевича Сулимова, актёра театра имени Моссовета.
Павел Ремизов, сыгравший в «Пиратах…» доктора, сейчас живёт у себя на родине в Приморско-Ахтарске, пишет сценарии и иногда снимается в кино. В Московском областном театре юного зрителя работает Сергей Ступников, а в Нижегородском ТЮЗе – Саша Барковский.
В 1976 году, после окончания училища, все наши ребята как-то быстро разлетелись и, к сожалению, многих сразу не стало.
- Буквально на следующей неделе, 17 апреля, исполнится год, как ушёл из жизни руководитель вашего курса Народный артист СССР Виктор Иванович Коршунов. Сохранится ли традиция собираться его выпускникам 7 сентября, на День курса?
- Конечно. Но на эти встречи приходят, в основном, выпускники последних лет. Их ещё не так сильно жизнь закрутила, да и тянет пока ребят в родную «альма-матер». Я тоже стараюсь ходить, но без своих чувствую себя там одиноко. А вот Валерий Баринов не пропускает ни одну встречу. Молодец! Его знают и любят все-все «коршуновцы».
Встречи проходят так: курс, который учится, делает для выпускников капустник, а дальше – фуршет и неформальное общение. Вот и мы в годы своей учёбы готовили капустники, а потом помню, как известный уже тогда Василий Бочкарёв рассказывал мне, насколько всё в театре непросто– между актёрами, руководством. А я слушала его с отрытым ртом.
- После окончания училища Вас приглашали во многие ведущие театры Москвы, но Вы почему-то остановились на «Сфере», основателем и художественным руководителем которой была Екатерина Ильинична Еланская, супруга В.И. Коршунова. В этом году театру исполняется 35 лет. Давно навещали «родные пенаты»?
- Больше двадцать пяти лет назад, когда забирала трудовую книжку. А ведь мы его сами строили, кирпичи таскали. Но пока не было своего здания, все постановки осуществлялись на разных театральных площадках – в музеях, в клубе завода «Каучук» на Плющихе.
Еланскую можно считать первым режиссёром, который открыл движение антреприз. Она приглашала артистов из разных столичных театров и ставила с ними спектакли. Будучи молодой актрисой, благодаря Екатерине Ильиничне я переиграла тогда на сцене со многими корифеями: с Евгением Весником – в спектакле «Мой крылатый друг», с Евгенией Ханаевой – в «Театральном романе», с Кирой Головко, Татьяной Ленниковой и Петром Черновым – в «Там, вдали» – это, кстати, была самая первая постановка«Сферы». В ней также участвовали Евгения Симонова и Евгений Киндинов.
Я очень любила Театр на Таганке, но никогда бы не пошла туда работать. Хотя показывалась с курсом. И меня приглашали. Это ведь режиссёрский театр, а он не дал бы мне до конца проявить себя на сцене.
Андрей Александрович Гончаров брал меня в Маяковку, но я и здесь отказалась. И не сожалею об этом. Всё-таки Еланская загрузила меня такими ролями, что я вряд ли бы когда-нибудь и у кого-нибудь их получила.
Играла и Чехова, и Островского, и Шукшина, и Булгакова, и Зощенко… Выходила на сцену и в комедийных ролях, и в драматических. Низкий поклон Екатерине Ильиничне, это она во мне увидела актёрский потенциал. И вероятно, заприметила его ещё в «Щепке», приходя на наши экзамены, показы и спектакли.
- Знаю, в театральных вузах многие педагоги сейчас закрывают глаза на то, что их студенты убегают с занятий ради съёмок в кино. Таких выходок Коршунов категорически не приветствовал, да и Еланская этого не одобряла. Как складывались Ваши отношения с кино?
- Да, Виктор Иванович действительно был с нами строг в этом отношении. Но его легко понять: нам нужно было получить школу, а для этого все должны быть на равных. И уже на четвёртом курсе стало понятно, кто чего добился.
Но когда парни или девушки начинают сниматься ещё с первых курсов, они и образование шаткое получают, да и звёздная болезнь по отношению к однокурсникам проявляется, а это мешает работе с партнёром на сцене.
Сейчас я понимаю, от какого же количества хорошего материала я в своё время по глупости отказалась. В юные годы кажется, что тебе столько ролей будут предлагать всегда. И сейчас молодые актёры уже понимают – хвататься нужно за всё, что тебе предлагают. Чтобы потом на жалеть.
В «Сфере» я была занята чуть ли не в каждом спектакле. Плюс постоянные репетиции. Из-за чего, увы, мне довольно часто приходилось отказываться от ролей в кино.
Еланская других режиссёров в театр не пускала, и когда я поняла, что пришло время расширять своё творческое пространство, из «Сферы» я ушла. Но так совпало, что в то же время театр покидали ещё несколько артистов. И Екатерина Ильинична подумала, что я ушла «заодно». Вероятно, она обиделась...
- Наталья Николаевна, Вам не раз приходилось в жизни сталкиваться с предательством и завистниками, но Вы не сломились, а Ваши глаза всё так же полны оптимизма. Дайте совет тем людям, у которых тоже бывает несладко на душе.
- Жизнь у нас одна, и она безумно скоротечна. Поэтому нужна радоваться каждому прожитому дню. Вспомните притчу о двух лягушках, попавших в кувшин с молоком. Одна сразу сложила лапки и захлебнулась, а вторая, барахтаясь, из молока сбила масло и спаслась. Поэтому как бы ни было тяжело на душе, как бы близко не подбиралась безысходность, за жизнь стоит бороться до конца.
Богдан КОЛЕСНИКОВ
Фото автора и из архива