Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

Спасибо, доктор, или Когда под руками бьётся сердце


Сегодня у нас в гостях Наталия Сергеевна Королёва, известный российский хирург, профессор, дочь знаменитого учёного, основоположника практической космонавтики С.П. Королёва.

Встретиться с этой удивительно трудолюбивой женщиной в дни, когда весь мир празднует 55-летие со дня первого полёта человека в космос, практически невозможно. Но Наталия Сергеевна хорошо знает Люберцы, несколько лет назад она была здесь на празднике в политехникуме, в котором свою первую, рабочую, специальность получил Юрий Гагарин. Наверное, во многом благодаря стечению таких обстоятельств наша встреча всё-таки состоялась.


– Наталия Сергеевна, не прошло и четырёх лет с момента запуска первого спутника Земли, а в СССР уже были готовы к первому полёту человека в космос. И огромную роль в этом сыграл, конечно, Ваш отец. В одном из своих интервью Вы как-то рассказали, что из-за своей сильной занятости в январе 1961 года Сергей Павлович даже не смог приехать на Вашу свадьбу. И вот наступает 10 апреля, Ваш день рождения, а через два дня – состоялся первый в истории человечества полёт человека в космос. Наверное, это событие тоже стало для Вас символичным?


– Конечно, для меня это подарок от отца. (Улыбается). Ну а если серьёзно, то все работы по подготовке к полёту человека в космос были тайными и строго засекреченными. И о том, что именно 12 апреля и именно Гагарин отправится на корабле «Восток» в космическое путешествие, никто не знал. Я даже представить себе не могла, что он совершится так скоро, да ещё и при непосредственном участии моего родного отца.


– Однако по иронии судьбы Сергею Павловичу так и не удалось поприветствовать Гагарина 14 апреля на Красной площади…


– В тот день попасть на главную площадь страны было совершенно невозможно. Вся Москва вышла на улицу. Я же тогда работала в Боткинской больнице, и мы с коллегами шли по Ленинградскому проспекту в сторону центра. Помню, один из моих товарищей сказал: «Интересно бы узнать фамилию главного конструктора, который запустил Гагарина в космос». Но я никак не могла ему открыть эту тайну, потому что отец строго-настрого мне запретил кому-либо говорить, чем он занимается.


Конечно, до Красной площади мы не дошли, но самое интересное, что туда, действительно, не смог попасть и мой отец… Сергей Павлович прилетел в Москву 13 апреля и встречал Гагарина на аэродроме во Внуково. А поскольку папа был засекречен, его машина в картеже ехала на Красную площадь одной из последних. И когда автомобиль уже выехал на Манежную площадь, толпа прорвала отцепление. Сергею Павловичу пришлось вернуться и смотреть торжественный митинг по телевизору. А встретились они с Гагариным уже вечером на приёме в Большом Кремлёвском дворце.


– Ваш отец был человеком очень целеустремлённым, и Вам это качество передалось. Но поскольку его деятельность долгие годы была засекречена, и о нём знали только в узком круге людей, представляться «ради блата» дочкой Королёва Вам было совершенно бессмысленно. Как удалось пробить себе дорогу в жизнь, получить хорошее образование и стать известным и уважаемым хирургом?


– Передо мной стояла важная цель: добиваться всего самой, и за что бы я не бралась, должна делать это очень хорошо. И в этом отношении у меня не было никаких проблем: школу окончила с золотой медалью, а Первый московский медицинский институт – с красным дипломом.


Конечно, мне передались от родителей и целеустремлённость, и трудолюбие. Моя мама 60 лет отработала хирургом травматологом-ортопедом – 45 лет в больнице имени Боткина, остальные годы в ЦИТО.


Я могла учиться и работать с утра до ночи. Очень любила и люблю свою профессию. В 1966 году я защитила кандидатскую диссертацию, в 1974-м стала лауреатом Государственной премии СССР за разработку новых операций на трахее и бронхах, а в 1981 году – защитила докторскую.


Мне всегда нравилось заниматься медициной, и никаких препятствий для меня никогда не было. И это несмотря на то, что в нашей квартире жили девять человек. А ведь нужно было ещё и продукты кому-то покупать, и готовить, и уроки с детьми делать – в общем, забот полный рот. Спасибо, у меня был замечательный муж – Г.В. Шевченко, долгие годы он заведовал кафедрой в Военной инженерной академии им. Куйбышева. Андрей и Сергей, мои сыновья от первого брака, называли его папой. Он много времени проводил с детьми, был прекрасным педагогом и воспитателем. Георгий Владимирович и готовил, и шил, и стирал, и гладил. Золотой человек! Мы прожили с ним двадцать очень счастливых лет.


– Вы пошли по стопам мамы. Но уже продолжателями врачебной династии Королёвых стали Ваши сын, дочь и внучка. Какую специальность выбрала младшенькая?


– Наталия Сергеевна Королёва стала акушером-гинекологом. И благодаря ей, кстати, я стала уже прабабушкой. Теперь у меня подрастает очаровательная правнучка Верочка. А в мае от Андрюшиной дочки Ксении в Италии у меня должна родиться ещё одна правнучка.


– На прабабушку, Наталия Сергеевна, Вы ну совсем уж не похожи. И это невзирая на то, что всю жизнь посвятили себя торакальной хирургии, занимались операциями на грудной клетке. Ох и не женская это работа…


– Да, работа у нас очень тяжёлая. Какой сложности мы только не проводили операции на лёгких, трахеи, бронхах и средостении. Но в настоящее время женщин, оперирующих на сердце и лёгких, почти не осталось. И это правильно. Я всегда говорила своим студенткам, чтобы они не шли в большую хирургию, потому что там тяжелейшие операции.


Представьте себе, когда мы только в 1963 году начинали проводить такие операции в институте клинической и экспериментальной хирургии, они длились по шесть-семь часов. И это трудно не только физически, но и эмоционально: когда ты оперируешь на лёгких, у тебя всё время под руками бьётся сердце. Малейшее неосторожное движение, и больной может умереть на операционном столе. Всё-таки такие операции должны проводить мужчины. Они эмоционально более крепкие.


Сорок лет я у операционного стола. А последние годы преподавала на кафедре госпитальной хирургии Первого московского медицинского института. И вот уже три года не работаю, ушла на заслуженный отдых. Но я никогда не сидела без дела. В 2001 году издала двухтомник «Отец», в 2006-м, к столетию С.П. Королёва, об отце выпустила уже трёхтомник, за что в 2011 году получила премию Академии наук за лучшую книгу по популяризации космонавтики. А два года назад совместно с Ракетно-космической корпорацией «Энергия» мы издали энциклопедию жизни и творчества Сергея Павловича. Там есть абсолютно всё!


– В 1960-е годы каждый мальчишка мечтал стать космонавтом, а сегодня эта профессия стала обыденной, космонавты проводят на орбите месяцы, работают там. А что скажете о молодёжи в мединституте? Видите среди них своих приемников?


– Да, попадаются преданные хирургии студенты, они очень любознательные, умные, а это не может не радовать.


Я 24 года руководила на кафедре студенческим научным кружком и провела одиннадцать хирургических олимпиад между Первым и Вторым мединститутами. Но они у нас всегда проходили интересно, не было никаких банальных тестов. Получался своего рода хирургический КВН. Приветствие команд, конкурс капитанов, конкурс десмургии, литературный конкурс, на котором читались отрывки из художественных произведений, где присутствует медицинская тема. Конечно, проверяли мы и хирургические навыки молодёжи. Словом, олимпиада проходила «на ура». Кстати, вчера, 14 апреля, они провели её уже 25-й раз, но теперь в олимпиаде участвовали чуть ли не 25 команд со всей России.


– Ничего себе! А ведь всё началось в 1988 году с Вашей лёгкой руки и всего с двух команд…

Наталия Сергеевна, не могу не спросить вот о чём: Вы такая маленькая хрупкая женщина. Как же Вы в течение сорока лет стояли у операционного стола, ведь все они стандартной высоты?


– (Улыбается). Всегда стояла на подставочках. Мне же нужно было видеть всё, иначе б я оперировала, как в колодце. Да и ассистенты, как правило, мне попадались мужчины высокого роста. Ну а что делать? Приходилось мириться с этим и как-то приспосабливаться. (Смеётся).


Хирургия – профессия очень интересная. Мне всегда казалось, что я увижу результат своего труда. Особенно это касается больных с хирургией трахеи. Пациент задыхается, ты делаешь ему операцию, и он уходит от тебя здоровым человеком. Для врача это счастье.


Хотя работа у нас очень эмоциональная. До сих пор помню, как в 1975 году оперировала трёхлетнюю девочку, ровесницу моей дочки Маши. У неё была опухоль между лёгкими, ей поставили диагноз невринома. Я шла на операцию, и у дверей меня остановила женщина: «Наталия Сергеевна, Вы будете сегодня оперировать мою дочь Таню. Это единственное, что у меня есть в жизни. Сделайте всё возможное». Поддержала её и зашла в операционную. Но во время операции, когда я начала удалять эту опухоль, оказалась, что она имеет ножку, которая идёт в спинномозговой канал. Внутригрудную порцию опухоли я отсекла, а дальше пришлось вызывать нейрохирургов. И во время операции у девочки резко упало давление. Я стояла немного в стороне, и под маской у меня текли слёзы. Я представляла, что за дверями стоит её мать. И не дай Бог что-то случится с этой девочкой. Она меня просила сделать всё, что есть в моих силах! К счастью, всё кончилось благополучно, и девочка поправилась.


Через четыре года я сидела на приёме в поликлинике. Открывается дверь кабинета и ко мне проходит девочка с большим букетом цветов. «Наталия Сергеевна, а Вы меня не узнаёте? Я Таня Сова. Я пошла в школу». И следом появляется её счастливая мама…


Наверное, ради этого только стоит жить. Это огромное счастье, когда больной уходит и говорит тебе: «Спасибо, доктор!»

С Вл. Путиным и вице-президентом по науке Международной академии астронавтики Анатолием ПерминовымС племянницей Юрия Гагарина Т.Д. Филатовой, 13 апреля 2016 годСергей Королёв с женой Ксенией Винцентини и единственной дочерью Наталией

Богдан КОЛЕСНИКОВ

фото автора и из архива Н.С. Королёвой

Нет комментариев
Добавить комментарий