ДЕНЬ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА


12 июля православный мир будет отмечать праздник, по своей значимости названный великим: День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.


Торжественные богослужения пройдут в предстоящий вторник и во всех храмах Московской епархии, в 17 из которых этот праздник будет отмечаться как престольный: в 15 приходских, а также в соборе Петра и Павла Николо-Радовицкого монастыря XV века близ Егорьевска и в Петропавловской церкви Екатерининского монастыря XVII века в городе Видное.





Немало паломников прибудет в этот день и в Петропавловские храмы Люберецкого благочиния: один из них был построен в 1805 году в селе Петровском, что ныне в черте города Лыткарино, второй ведет свою летопись с 1903 года в поселке Малаховка.





МИР ПРОСВЕЩАВШИЕ СВЕТОМ ХРИСТОВЫМ


Апостолы Петр и Павел к вере христианской пришли разными путями, но оба мученически закончили свою жизнь, пострадав за веру Христову.


Святой апостол Петр (от рождения нареченный Симоном) был призван Господом «от рыбацких трудов к уловлению человеков». Он первым назвал Иисуса Христа Сыном Божиим, стал смелым проповедником и свидетелем воскресения Господа. Святой апостол Павел родился в знатной семье, носил имя Савл и был поначалу жестоким гонителем христиан. Уверовав во Христа, он, обладавший особым даром красноречия, успешно обращал язычников в христианство, основывал церковные общины.


ПЕТР ПЕРВЫЙ НА ЗЕМЛЕ ЛЮБЕРЕЦКОЙ



12 июля мы будем поздравлять с именинами тех, кто наречен именами Петр или Павел. Эти латинские имена стали настолько популярны на Руси, что производные от них фамилии Петровы и Павловы являются одними из самых распространенных. О здравии душевном и телесном наших родных или близких в день их именин мы будем возносить свои молитвы в храмах. Помолимся же и о тех, кто уже ушел в мир иной, но остался навеки в памяти народной.


Немало критики и в былые времена, а нынче тем более, идет в адрес первого императора России Петра I. Но стоит, пожалуй, напомнить «художникам пера», в палитре которых нет иной краски, кроме черной, что безгрешных ангелов нет среди людей смертных. И если такие великие подвижники благочестия, как оптинские или глинские старцы, называли себя грешниками перед Богом, нам-то, простым мирянам, стоит ли так усердствовать в осуждении не себя, а ближнего своего и дальнего?


Сегодня есть повод вспомнить Петра Великого в преддверии праздника в честь апостолов, которых он считал своими святыми покровителями, не только по великим делам его, но и потому, что он неоднократно бывал на нашей люберецкой земле.


В возрасте четырех лет Петр лишился отца, так что духовным его воспитанием занималась его мать, Наталья Кирилловна Нарышкина. После смерти старшего сводного брата по отцу – царя Федора Алексеевича, в 1882 году соправителями на российском троне стали 10-летний Петр и его сводный брат Иоанн. К тому же году относится и визит царицы Н.К. Нарышкиной в только что построенную каменную церковь Казанской иконы Божией Матери в Котельниках (село это, а позже поселок, не один век входило в состав земель люберецких). С 1678 года село было отписано в дворцовое ведомство, так что на освящение церкви самим патриархом Иоакимом Наталья Кирилловна прибыла с юными царственными особами - Петром и Иоанном Алексеевичами. И поныне в Казанской церкви пребывает поистине бесценная реликвия – Казанская икона Богоматери, подаренная храму Н.К. Нарышкиной.


Документально подтверждено, что в возрасте около 14 лет Петр посещал и село Косино (что до 1985 года было в составе Люберецкого района). В 1686 году в амбаре Измайлова - летней царской резиденции его отца, Петр обнаружил старый парусный бот, на котором не раз ходил потом по реке Яузе, по Просянскому пруду в Измайлове и по Белому косинскому озеру. В знак памяти о счастливых днях юности император Петр I подарил жителям села Косино привезенную ему из Италии графом Шереметевым Моденскую икону Божией Матери, прославленную впоследствии как чудотворная.


На земле люберецкой бытует и предание о том, что во времена владения селом Люберцы (Новопреображенским) А.Д. Меншиковым в нему приезжал сюда Петр I. В Люберецком парке однажды даже праздновался «юбилей» со дня такого посещения, о котором якобы писал историк Н.М. Карамзин. И верно, в одной из своих опубликованных путевых заметок «Путешествие вокруг Москвы» Николай Михайлович вспоминает свое короткое посещение в начале XIX века деревни Люберцы, принадлежавшей ранее А.Д. Меншикову, и Петр там тоже упомянут. Но не император Петр I, а великий князь Петр III, которому село было подарено императрицей Елизаветой Петровной в год его женитьбы. И вряд ли стоит выдавать желаемое за действительное, даже из лучших побуждений.


Немало критики обрушилось на Петра I и из-за проведенной им церковной реформы. Однако до последних своих дней русский император Петр Романов оставался человеком верующим, православным, о чем говорят и такие факты. Всю свою жизнь Петр Великий с особым почтением относился к Троице-Сергиевой лавре, ставшей защитой для него в страшные дни лета 1689 года, когда царевна Софья готовила бунт стрельцов. Став императором, он оставался и одним из усердных благотворителей лавры. А в 1712 году на том месте, где святой благоверный князь Александр Невский одержал победу над шведами, по указу Петра I началась постройка Александро-Невского Свято-Троицкого монастыря (в 1797 году получившего статус лавры). За год до смерти императора, в 1724 году, сюда из Владимира с большими почестями, в чем принял участие и сам самодержец, были перенесены мощи святого Александра Невского, с того времени пребывающие в Троицком соборе обители в раке из чистого уральского серебра.


В канун престольного праздника стоит упомянуть и хотя бы об одном храме в первопрестольной столице, построенном на личные средства Петра Великого – Петропавловском в Лефортове. Возведенная в 1711 году, церковь эта была предназначена императором для солдат Московского полка, находящегося в подчинении его сподвижника, генерала Франца Лефорта. Удивительно и отрадно не только то, что церковь эта не была закрыта в годы воинствующего атеизма, но что и ныне мы можем видеть там в целости и сохранности, как при Петре Великом, внутреннее ее убранство, тот же золоченый деревянный иконостас, иконостасы приделов и даже весь набор колоколов, чьи голоса будут звучать и ныне на престольный праздник.


Ведущая рубрики – Татьяна САВИНА

Нет комментариев
Добавить комментарий