Индивидуальные маршруты для особенных людей

От дома и до любого важного городского объекта человек на инвалидной коляске должен двигаться беспрепятственно. В Подмосковье доступную среду начали «подстраивать» под каждого конкретного жителя с ограниченными возможностями. В новый пилотный проект по созданию индивидуальных маршрутов для особенных людей с учетом их потребностей и пожеланий вошли четыре муниципалитета, где по статистике больше всего инвалидов: Люберецкий, Сергиево-Посадский, Раменский и Одинцовский районы. Корреспондент «Подмосковье сегодня» побывал в Люберцах и посмотрел, как работает новая программа.


БОРДЮР ПРЕТКНОВЕНИЯ


В назначенный день и час мы встречаемся у дверей квартиры нашего главного «испытателя» - Дениса Годамарова. Это первый участник пилотного проекта по улучшению доступного пространства для инвалидов. Два года назад молодой человек получил травму и теперь вынужден передвигаться на инвалидной коляске. Денис очень активный и дома сидеть не любит. Он часто ходит в кино, театры, бассейн, так что маршрут нам предстоит сложный, поле для исследования большое.


- Когда мне предложили поучаствовать в проекте, я с радостью согласился, - рассказывает молодой человек. – Я вижу, что в области многое делается, доступная среда создается на моих глазах. Но есть в ней и недочеты, которые нужно исправить – там бордюр слишком высокий, здесь асфальт неровный. Мне объяснили, что первый этап этого пилотного проекта – создание городского маршрута с доступной средой для каждого колясочника. Очень рад, что стал первым его участником.


ПЕРЕПИСЬ НЕДОЧЕТОВ


В путь по Люберцам мы отправляемся вместе с Денисом и сотрудниками Люберецкого управления социальной защиты. Задача на первый взгляд несложная: проехать вместе с колясочником по его основному маршруту передвижения – в торговый центр, продовольственный магазин, поликлинику – и прямо на месте посмотреть, что нужно изменить, чтобы Денису Годамарову было удобнее жить.


Первые трудности подстерегают уже в подъезде. Чтобы из лифта попасть на улицу, Денису нужно преодолеть лестничный пролет. Держась за поручень, мужчина скатывается на коляске по пандусу, проявляя чудеса эквилибристики и силовой подготовки:


- Угол наклона пандуса слишком высокий и передвигаться не очень удобно, - объясняет Денис. – Съехать я еще могу, а вот обратно забраться трудно – нужна посторонняя помощь.


На выходе из подъезда еще пара препятствий – снова лестница, снова не соответствующий нормам пандус. Выручают поручни по обеим сторонам.


- Дома строились давно, подъезд очень тесный, - комментирует главный инспектор Люберецкого управления соцзащиты Антон Потапенко. – Будем решать, что делать. Возможно, понадобится электрический подъемник или откидной поручень.


ТАКОЕ КИНО


Рядом с домом Дениса, на улице Побратимов, - большой торговый центр «Светофор». Чтобы добраться туда, нужно проехать по тротуару на коляске около 500 метров. Денис обращает внимание на отсутствие съездов и завышенные бордюры в трех местах. Еще в одном - не очень ровный асфальт.


- Бордюры нужно заменить, - кивает Антон Потапенко. – Их высота в месте съезда коляски не должна превышать 1,5 см.


Денис рассказывает, что в торговом центре «Светофор», например, он чувствует себя очень комфортно. А вот к кинотеатру есть небольшие претензии.


- К сожалению, туалет в кинотеатре не оборудован для инвалидов – там узкие двери и нет поручней.


Следующий пункт – продовольственный магазин. Сразу выясняется, что без риска для жизни туда не попасть. На двухполосной проезжей части, отделяющей «Светофор» от магазина «Пятерочка», нет перехода. Если обычный человек может быстренько перебежать через дорогу, то на коляске это невозможно.


ОТНОШЕНИЕ ВАЖНЕЕ УДОБСТВ


Миновав опасный участок проезжей части в объезд, Денис направляется в магазин. Здесь почти все удобно: и раздвижные двери, и пандус. Единственный недочет – высокий бордюр справа от входа.


- Чтобы выйти из магазина и поехать не домой, а, скажем, на почту или в поликлинику, мне придется делать крюк в 100 метров – объезжать там, где можно съехать, - комментирует Денис.


Следующая цель маршрута – почта. Выясняется, что в заведении очень тяжелая дверь. Сначала человеку на коляске с трудом удается ее открыть, а затем – у него всего пять секунд, чтобы преодолеть высокий порожек и вкатиться внутрь, пока дверь не хлопнула ему сзади по спине или коляске по колесам.


- В стандартах доступной среды прописаны требования к дверям и доводчикам. Эта дверь не соответствует нормам, - отмечает Антон Потапенко. – Нужно будет исправить.


Последний пункт путешествия – поликлиника, которая расположена в небольшом здании бывшего детского сада. По удобному пандусу Денис въезжает внутрь. На первом этаже его встречает заведующая поликлиникой. Выясняется, что в учреждении для Дениса пока нет лифта, но все нужные услуги ему оказывают на первом этаже.


Сам Денис признается, что очень доволен внимательным отношением медиков:


- Я бы мог прикрепиться к новой поликлинике, где есть лифт и все атрибуты доступности. Но здесь мне все нравится. Заботливое отношение и внимание врачей мне дороже всего, к тому же отсутствие лифта не влияет на качество помощи.


В скором времени неподалеку откроется новый физкультурно-оздоровительный комплекс. Там будут созданы все условия для людей с ограниченными возможностями здоровья.


- Я занимаюсь плаванием, - делится Денис. – Сейчас приходится ездить в бассейн в соседнее Кожухово, это, конечно, далеко. Очень жду открытия ФОКа, говорят, он будет полностью приспособлен под нужды колясочников.


УДОБНОЕ ПРОСТРАНСТВО


К финалу нашего сегодняшнего рейда стало окончательно ясно: доступная среда состоит из множества нюансов.


Как рассказала начальник управления социальной защиты г. Люберцы Ирина Мартынова, главная цель проекта – устранить недостатки уже имеющейся доступной среды и сделать городское пространство удобным для каждого человека с ограниченными возможностями. После обследования маршрута список того, что нужно исправить, будет направлен в правительство. После этого судьбу бордюров, пандусов и тротуаров решат профильные министерства.


А Денис напомнил - скоро зима, и нужно обратить особое внимание на то, чтобы дороги и тротуары своевременно чистили от наледи и сугробов. Ведь если коммунальщики подведут, то от всех уличных улучшений для человека на коляске толка не будет.


Анастасия Орлова
,

"Подмосковье сегодня"

Нет комментариев
Добавить комментарий