От героев былых времён
Не осталось порой имён.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землёй и травой.
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых,
Этот вечный огонь,
Нам завещанный одним,
Мы в груди храним.
Е. Агранович
Из Малаховки Андрея Сергеевича Кочетова призвали на фронт в июне 1942 года. После учёбы ему присвоили звание старшего сержанта и назначили на должность командира орудия самоходной установки. В июне сорок третьего он был направлен в составе 215-го танкового полка на Западный фронт. Тяжело приходилось воевать простым русским солдатам, но весёлый голубоглазый парень не любил вспоминать и рассказывать о перенесённых тяготах. Лишь об одном страшном, леденящем душу эпизоде поведал нам Андрей Сергеевич.
Война заканчивалась, ожесточённые бои шли уже на территории Германии.
9 февраля 1945 года в наступлении на город Кант наши советские танки подверглись интенсивному артиллерийскому обстрелу со стен Ратуши.
Командир орудия самоходной установки старший сержант Андрей Кочетов остался один живым среди трупов погибших товарищей, но и он был тяжело ранен осколками снаряда сразу в обе ноги. От боли потерял сознание. Когда очнулся, он увидел в грязном февральском снегу кровь и свою оторванную ногу, которая едва держалась на остатках сухожилия. Что же делает русский 24-летний солдат? Он своим солдатским ножом сам себе ампутирует ногу, предварительно туго перевязав её и опять теряет сознание от кровопотери и страшной, дикой боли. Сквозь полусон Андрей вдруг услышал немецкую речь и попытался достать личное оружие, так как был приказ Главнокомандующего Западным фронтом – живыми не сдаваться! Но силы покидали солдата...
И тут произошло чудо! В тот страшный февральский день 1945 года Ангел-Хранитель опустил свои крылья над умирающим солдатом.
Прошло ещё какое-то время и уже русская речь рядом, и заботливые сильные руки перекладывают его на носилки и куда-то везут. В госпитале после ампутации ноги Андрей Кочетов узнал, что спасли его от неминуемой гибели два немца – старик, учитель местной школы в Канте и его дочь, которые увидели молоденького русского солдата, без ноги, истекающего кровью и пожалели его. Не все немцы во время войны разделяли идеологию фашизма.
Дочь осталась около раненого, а старик-немец пошёл звать на помощь русских санитаров из ближайшего подвала в полуразрушенном здании. Санитары не сразу поверили рассказу старика, побоявшись провокации и засады, но потом, всё же пошли за ним, прихватив носилки. Какие-то минуты отделяли жизнь от смерти солдату, лежащему в холодном сугробе, залитом кровью, а перед глазами – оторванная нога.
9 мая 1945 года закончилась война, но ещё долгие месяцы лечился в госпиталях Андрей Сергеевич. Из-за развившейся гангрены ногу укорачивали ещё несколько раз.
Став инвалидом в 24 года во время ожесточённого боя с фашистами, Кочетов получил заслуженную награду – орден Славы III степени, научился ходить на костылях и побрёл к родному дому. Сердце радостно застучало – вот он, отчий порог! Но дверь едва приоткрыла незнакомая женщина со злобным взглядом, загородив сильными руками вход:
- Не пущу! Пошёл прочь! Теперь я тут живу!
Недоумение Андрея сменилось острой душевной болью. Оказывается, его отец женился во время войны, и теперь мачеха командовала в его родном доме.
Присел Андрей на завалинку, потёр отёкшие, натёртые до мозолей ноги и горько заплакал:
"Куда идти теперь солдату? В какую ехать сторону?"
После долгих мытарств в болезнях и бедности Андрей Сергеевич встретил замечательную русскую девушку Анастасию Симагину. Они полюбили друг друга, поженились и вскоре у них родились две дочки, Надежда и Нина.
Андрей Кочетов настоящий русский богатырь – высокий, голубоглазый, жизнерадостный и неунывающий, он прожил 88 лет. Когда получил от государства инвалидную мотоколяску, то летом обязательно всей семьёй они выезжали в подмосковные леса и собирали грибы. Да-да! На костылях и на протезе Андрей Сергеевич выносил из леса полную корзину грибов! Всю жизнь работал переплётчиком, читал много книг, собрал интересную библиотеку и вырастил прекрасных дочерей и внуков.
А сёстры Надежда и Нина Кочетовы всю жизнь благодарны тем безвестным двум немцам, пришедшим на помощь их отцу.
Людмила Исмиева