Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

Две роли для одной актрисы, или «Молодая гвардия» Маргариты Жаровой

О деятельности советской подпольной антифашистской комсомольской организации «Молодая гвардия», действовавшей в украинском городе Краснодоне с сентября 1942-го по январь 1943 года, написано несколько литературных произведений, поставлено около десяти спектаклей, а также снято немало документальных и художественных фильмов.

Многие из нас хорошо помнят, что организация молодогвардейцев создалась вскоре после начала вражеской оккупации Краснодона. «Молодая гвардия» насчитывала около 110 юношей и девушек. Олег Кошевой, Ульяна Громова, Сергей Тюленин, Любовь Шевцова, Иван Земнухов, Клавдия Ковалёва, Владимир Осьмухин – имена этих героев знал каждый пионер.


Одним из самых известных художественных произведений о подвиге молодогвардейцев стал написанный в 1946 году роман А. Фадеева. Именно он лёг в основу спектакля Театра-студии киноактёра, а затем и фильма С. Герасимова. Режиссёр-постановщик, оператор и шесть актёров (пятеро из них были студентами), сыгравшие главные роли в этой военно-исторической картине, в 1948 году стали лауреатами Сталинской премии I степени.


Сегодня с того легендарного герасимовского актёрско-режиссёрского курса ВГИКа ныне здравствуют только два человека – Инна Макарова и Маргарита Жарова (Иванова). И если Инну Владимировну в современном российском кино ещё увидеть можно, то вот Маргарита Васильевна с актёрской карьерой завязала ещё в середине 80-х годов. Почему? Об этом и многих других интересных фактах расскажет сама актриса.

Эксклюзивное интервью с М.В. Жаровой записано специально для «ЛГ».

 

- Маргарита Васильевна, Вы же коренная москвичка, родились в Сокольниках. Перед Вами были открыты, по сути, все пути и дороги. Почему выбрали именно институт кинематографии?


- Видимо почувствовала в себе какую-то возможность быть актрисой. (Улыбается). Хотя в нашей семье актёров не было. Василий Михайлович, мой папа, работал бухгалтером, никакого отношения к искусству не имела и моя мама Мария Фёдоровна.


- Вы поступили во ВГИК в 1944 году. Институт только год, как вернулся из Алма-Аты в Москву после эвакуации. И сразу попали к Сергею Апполинариевичу Герасимову. Знали при поступлении, что курс набирает этот выдающийся режиссёр и педагог?


- Нет. Я просто хотела «пойти в актрисы». И ничуть не сожалею о том, что выбрала именно такой жизненный путь. Это очень интересная профессия. А вот моя сестра Людмила, она моложе меня на 10 лет, в советское время много лет проработала во Вьетнаме. Творчеством Люда не занималась, хотя среди её знакомых были и Василий Ливанов, и Владимир Высоцкий, с которым я, к слову, снималась в «Карьере Димы Горина».


- Ещё студенткой первых курсов Вы сыграли в нескольких фильмах: у Пырьева в картине «Шесть часов вечера после войны» и «Это было в Донбассе» у Лукова. О строгости С.А. Герасимова рассказывали многие его ученики. Как же он Вас отпускал сниматься?


- Ну а куда ж без практики? Тем более съёмки проходили в основном на летних каникулах. Да и роли у меня там были небольшие, поэтому все сцены со мной успевали отснять вовремя, до начала учёбы.


Что же касается Сергея Апполинариевича, он действительно был строгим педагогом, но всегда чувствовал, с кем сможет работать и кому какую роль можно предложить. Я была комедийной актрисой, часто играла характерные роли. Когда со сцены выступала перед зрителями, зал хохотал. Конечно, теперь я вспоминаю то время с ностальгией.


- «Ты у меня самая талантливая, но самая ленивая», – говорил о Вас Герасимов. А действительно ли была вероятность, что зрители могли увидеть Вас в роли Любки Шевцовой?


- Да, Тамара Фёдоровна Макарова, супруга Сергея Апполинариевича, хотела, чтобы я сыграла Шевцову, но той по роли приходилось отрабатывать много степа, а у меня это не совсем получалось. Куда проще с поставленной задачей справлялась Инна Макарова. Да и Герасимов больше видел в этой роли Инну. И он не ошибся, она блестяще сыграла Любу.


Кстати, когда мы приехали на съёмки в Краснодон, нам часто приходилось бывать в гостях у родителей молодогвардейцев, чьи роли мы исполняли. Так мне посчастливилось встречаться с родителями Клавдии Ковалёвой.


Уже во время съёмок нас поселили в одной комнате с Мордюковой (она сыграла в картине Ульяну Громову, – прим. авт.). Чего мы с ней за то время только не насмотрелись. (Смеётся). Ведь Нонна нравилась С.А. Герасимову не только как актриса. Однажды Сергей Апполинариевич постучался к нам в дверь. Она поняла, что это Герасимов. И спряталась под кровать. «Её нет», – говорю ему. «Ну ничего, я подожду». Вышел он на улицу, присел под окошком на скамейку и закурил. Точно уже не помню, сколько он прождал, но пока Герасимов не ушёл, Нонна так и сидела под кроватью, боясь вылезти.


- Как же к такого рода похождениям относилась Т.Ф. Макарова?


- Она с этим мирилась. Тамара Фёдоровна была очень светлым человеком. Однако за то, что Мордюкова не ответила Герасимову взаимностью, Нонне всё-таки пришлось поплатиться. Ведь роль Аксиньи в «Тихом Доне» принадлежала ей, но… Сергей Апполинариевич отдал её Элине Быстрицкой.


Герасимов и Макарова относились к нам, своим ученикам, как к родным. Годами позже они нередко приглашали к себе в гости нас уже вместе со своими детьми. И Нонна приходила с сыном Володей Тихоновым, и Инна Макарова с Наташей Бондарчук, и я с Леночкой.


Многие дети моих однокурсниц стали актёрами, а моя дочка – учителем. Не с её характером «идти в актрисы». (Смеётся). Лена окончила Московский областной педагогический институт им. Крупской. Здесь в годы учёбы она познакомилась со своим будущим супругом Валерием Павловичем Комаровым. В настоящее время он преподаёт в МАИ культурологию, имеет учёную степень кандидата исторических наук. Мой внук тоже пошёл по их стопам, окончил пединститут. Ещё у меня есть внучка и три замечательных правнука.


- Маргарита Васильевна, вероятно, Вам, коренной москвичке, не с руки было играть деревенских женщин, доярок, колхозниц и работниц зверофермы?..


- Да что вы, это ж роли были в большинстве случаев комедийные, поэтому играла я их с большим удовольствием. И в деревне всегда себя чувствовала, как в своей тарелке. Ведь натурные съёмки часто проходили на природе, в сельских поселениях.


- В своих первых фильмах Вы снимались под девичьей фамилией – Иванова, но уже выйдя замуж, взяли фамилию мужа – Жарова. Тем не менее, многие актрисы, завоевавшие зрительскую любовь до замужества, после свадьбы фамилию не меняли. Видимо для Вас это было не принципиально?


- Конечно. Потому что я мужа больше любила, чем работу. (Заразительно смеётся).


- Интересно, а в те годы Вам не приписывали родственные связи с известным актёром Михаилом Жаровым?


- Мне нет, а вот у дочки часто спрашивали, не родственница ли она ему. Причём спрашивали у неё это уже начиная с детского сада. (Леночка ходила в группу, в которой занимались дети актёров).


Кстати, старший брат моего мужа – Александр Жаров – известный советский поэт. Это он написал «Взвейтесь кострами, синие ночи».


- Гимн пионерии! Пожалуй, его имя было на слуху у каждого советского человека.

А в чём секрет успеха настоящей актрисы?


- Нужно полностью отдаваться работе. Уж если выдать, так выдать! Чтобы потом зал долго не отпускал актёра со сцены. Роль нужно чувствовать и душой, и сердцем, и головой.


- Многие актёры советского кино остались не у дел после распада СССР. Вы же перестали сниматься ещё в середине 80-х. Если не ошибаюсь, Вашим последним фильмом стал «Идущий следом» Родиона Нахапетова. Почему так рано решили завершить свою кинокарьеру?


- В тех картинах, которые мне потом предлагали, я не видела интересных для себя ролей. А ещё мне всегда трудно давались большие тексты. Пока их запомнишь… (Смеётся).


Мой муж Николай Алексеевич Жаров был человеком военным. Он очень любил, когда я встречала его дома – с вкусным ужином на столе. Поэтому стала больше уделять времени семье. В 2002 году его не стало, но мне возвращаться в профессию было уже поздно. Чтобы быть в курсе происходящих в мире событий, я читаю газеты и журналы. Телевизор уже не смотрю. И пока на улице стоит хорошая погода – гуляю, дышу свежим воздухом.


Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото из архива

Комментарии
Добавить комментарий
Советский человек
Советский человек
Давно ничего не было известно об этой чудесной актрисе советского кино даже на крупных сайтах. Спасибо за то, что написали о ней. Здоровья ей и удачи вашей газете!
комментировать