О деятельности советской подпольной антифашистской комсомольской организации «Молодая гвардия», действовавшей в украинском городе Краснодоне с сентября 1942-го по январь 1943 года, написано несколько литературных произведений, поставлено около десяти спектаклей, а также снято немало документальных и художественных фильмов.
Многие из нас хорошо помнят, что организация молодогвардейцев создалась вскоре после начала вражеской оккупации Краснодона. «Молодая гвардия» насчитывала около 110 юношей и девушек. Олег Кошевой, Ульяна Громова, Сергей Тюленин, Любовь Шевцова, Иван Земнухов, Клавдия Ковалёва, Владимир Осьмухин – имена этих героев знал каждый пионер.
Одним из самых известных художественных произведений о подвиге молодогвардейцев стал написанный в 1946 году роман А. Фадеева. Именно он лёг в основу спектакля Театра-студии киноактёра, а затем и фильма С. Герасимова. Режиссёр-постановщик, оператор и шесть актёров (пятеро из них были студентами), сыгравшие главные роли в этой военно-исторической картине, в 1948 году стали лауреатами Сталинской премии I степени.
Сегодня с того легендарного герасимовского актёрско-режиссёрского курса ВГИКа ныне здравствуют только два человека – Инна Макарова и Маргарита Жарова (Иванова). И если Инну Владимировну в современном российском кино ещё увидеть можно, то вот Маргарита Васильевна с актёрской карьерой завязала ещё в середине 80-х годов. Почему? Об этом и многих других интересных фактах расскажет сама актриса.
Эксклюзивное интервью с М.В. Жаровой записано специально для «ЛГ».
- Маргарита Васильевна, Вы же коренная москвичка, родились в Сокольниках. Перед Вами были открыты, по сути, все пути и дороги. Почему выбрали именно институт кинематографии?
- Видимо почувствовала в себе какую-то возможность быть актрисой. (Улыбается). Хотя в нашей семье актёров не было. Василий Михайлович, мой папа, работал бухгалтером, никакого отношения к искусству не имела и моя мама Мария Фёдоровна.
- Вы поступили во ВГИК в 1944 году. Институт только год, как вернулся из Алма-Аты в Москву после эвакуации. И сразу попали к Сергею Апполинариевичу Герасимову. Знали при поступлении, что курс набирает этот выдающийся режиссёр и педагог?
- Нет. Я просто хотела «пойти в актрисы». И ничуть не сожалею о том, что выбрала именно такой жизненный путь. Это очень интересная профессия. А вот моя сестра Людмила, она моложе меня на 10 лет, в советское время много лет проработала во Вьетнаме. Творчеством Люда не занималась, хотя среди её знакомых были и Василий Ливанов, и Владимир Высоцкий, с которым я, к слову, снималась в «Карьере Димы Горина».
- Ещё студенткой первых курсов Вы сыграли в нескольких фильмах: у Пырьева в картине «Шесть часов вечера после войны» и «Это было в Донбассе» у Лукова. О строгости С.А. Герасимова рассказывали многие его ученики. Как же он Вас отпускал сниматься?
- Ну а куда ж без практики? Тем более съёмки проходили в основном на летних каникулах. Да и роли у меня там были небольшие, поэтому все сцены со мной успевали отснять вовремя, до начала учёбы.
Что же касается Сергея Апполинариевича, он действительно был строгим педагогом, но всегда чувствовал, с кем сможет работать и кому какую роль можно предложить. Я была комедийной актрисой, часто играла характерные роли. Когда со сцены выступала перед зрителями, зал хохотал. Конечно, теперь я вспоминаю то время с ностальгией.
- «Ты у меня самая талантливая, но самая ленивая», – говорил о Вас Герасимов. А действительно ли была вероятность, что зрители могли увидеть Вас в роли Любки Шевцовой?
- Да, Тамара Фёдоровна Макарова, супруга Сергея Апполинариевича, хотела, чтобы я сыграла Шевцову, но той по роли приходилось отрабатывать много степа, а у меня это не совсем получалось. Куда проще с поставленной задачей справлялась Инна Макарова. Да и Герасимов больше видел в этой роли Инну. И он не ошибся, она блестяще сыграла Любу.
Кстати, когда мы приехали на съёмки в Краснодон, нам часто приходилось бывать в гостях у родителей молодогвардейцев, чьи роли мы исполняли. Так мне посчастливилось встречаться с родителями Клавдии Ковалёвой.
Уже во время съёмок нас поселили в одной комнате с Мордюковой (она сыграла в картине Ульяну Громову, – прим. авт.). Чего мы с ней за то время только не насмотрелись. (Смеётся). Ведь Нонна нравилась С.А. Герасимову не только как актриса. Однажды Сергей Апполинариевич постучался к нам в дверь. Она поняла, что это Герасимов. И спряталась под кровать. «Её нет», – говорю ему. «Ну ничего, я подожду». Вышел он на улицу, присел под окошком на скамейку и закурил. Точно уже не помню, сколько он прождал, но пока Герасимов не ушёл, Нонна так и сидела под кроватью, боясь вылезти.
- Как же к такого рода похождениям относилась Т.Ф. Макарова?
- Она с этим мирилась. Тамара Фёдоровна была очень светлым человеком. Однако за то, что Мордюкова не ответила Герасимову взаимностью, Нонне всё-таки пришлось поплатиться. Ведь роль Аксиньи в «Тихом Доне» принадлежала ей, но… Сергей Апполинариевич отдал её Элине Быстрицкой.
Герасимов и Макарова относились к нам, своим ученикам, как к родным. Годами позже они нередко приглашали к себе в гости нас уже вместе со своими детьми. И Нонна приходила с сыном Володей Тихоновым, и Инна Макарова с Наташей Бондарчук, и я с Леночкой.
Многие дети моих однокурсниц стали актёрами, а моя дочка – учителем. Не с её характером «идти в актрисы». (Смеётся). Лена окончила Московский областной педагогический институт им. Крупской. Здесь в годы учёбы она познакомилась со своим будущим супругом Валерием Павловичем Комаровым. В настоящее время он преподаёт в МАИ культурологию, имеет учёную степень кандидата исторических наук. Мой внук тоже пошёл по их стопам, окончил пединститут. Ещё у меня есть внучка и три замечательных правнука.
- Маргарита Васильевна, вероятно, Вам, коренной москвичке, не с руки было играть деревенских женщин, доярок, колхозниц и работниц зверофермы?..
- Да что вы, это ж роли были в большинстве случаев комедийные, поэтому играла я их с большим удовольствием. И в деревне всегда себя чувствовала, как в своей тарелке. Ведь натурные съёмки часто проходили на природе, в сельских поселениях.
- В своих первых фильмах Вы снимались под девичьей фамилией – Иванова, но уже выйдя замуж, взяли фамилию мужа – Жарова. Тем не менее, многие актрисы, завоевавшие зрительскую любовь до замужества, после свадьбы фамилию не меняли. Видимо для Вас это было не принципиально?
- Конечно. Потому что я мужа больше любила, чем работу. (Заразительно смеётся).
- Интересно, а в те годы Вам не приписывали родственные связи с известным актёром Михаилом Жаровым?
- Мне нет, а вот у дочки часто спрашивали, не родственница ли она ему. Причём спрашивали у неё это уже начиная с детского сада. (Леночка ходила в группу, в которой занимались дети актёров).
Кстати, старший брат моего мужа – Александр Жаров – известный советский поэт. Это он написал «Взвейтесь кострами, синие ночи».
- Гимн пионерии! Пожалуй, его имя было на слуху у каждого советского человека.
А в чём секрет успеха настоящей актрисы?
- Нужно полностью отдаваться работе. Уж если выдать, так выдать! Чтобы потом зал долго не отпускал актёра со сцены. Роль нужно чувствовать и душой, и сердцем, и головой.
- Многие актёры советского кино остались не у дел после распада СССР. Вы же перестали сниматься ещё в середине 80-х. Если не ошибаюсь, Вашим последним фильмом стал «Идущий следом» Родиона Нахапетова. Почему так рано решили завершить свою кинокарьеру?
- В тех картинах, которые мне потом предлагали, я не видела интересных для себя ролей. А ещё мне всегда трудно давались большие тексты. Пока их запомнишь… (Смеётся).
Мой муж Николай Алексеевич Жаров был человеком военным. Он очень любил, когда я встречала его дома – с вкусным ужином на столе. Поэтому стала больше уделять времени семье. В 2002 году его не стало, но мне возвращаться в профессию было уже поздно. Чтобы быть в курсе происходящих в мире событий, я читаю газеты и журналы. Телевизор уже не смотрю. И пока на улице стоит хорошая погода – гуляю, дышу свежим воздухом.
Богдан КОЛЕСНИКОВ
Фото из архива