Песни, которые трогают за душу

После концерта в Люберцах, 6 января 2018 годаС творчеством Заслуженного артиста России Александра Федоркова хорошо знакомы как любители русского шансона, – только для группы «Лесоповал» он написал больше полусотни песен, так и поклонники российских эстрадных исполнителей. Его песни поют Иосиф Кобзон, Вика Цыганова, Алексей Глызин, Тамара Гвердцители, Александр Серов и многие другие популярные артисты.

Последние годы композитор и аранжировщик А. Федорков успешно зарекомендовал себя и как сольный исполнитель. Почитатели его таланта уже давно заметили, что песни Александра трогают за душу. И это правда. Послушайте его хиты «Змея», «Птица-разлука», «За всех ребят», «Счастье дарить». Услышав хотя бы только их, вам наверняка захочется подробнее познакомиться с его творчеством.


- Как любой поэт не обходится ни дня без строчки, так, наверное, и у Вас, Александр, как у композитора, ни дня не проходит без ноты. Уже есть какие-то наброски в этом году?


- Ну что вы, иногда проходят недели и месяцы без творчества, и довольно часто я бываю недоволен звучанием песен, мне постоянно приходится что-то переделывать. Редко попадаются стихи, на которые сразу хочется положить музыку. Хотя, конечно, бывают исключения: например, мой постоянный соавтор поэт Григорий Белкин, – вместе с ним мы создали десятки роскошных песен, постоянно выкладывает на Фейсбуке новые великолепные стихи, на многие из которых бывает желание написать песню.


К слову, немало достойных стихов я встречаю и у малоизвестных или даже совсем неизвестных поэтов, выставляющих свои творения в соцсетях. Правда, в последнее время мне всё чаще не хватает той стимулирующей нити, которая связала бы меня с очередным талантливым исполнителем. Вообще я заметил, что песен пишу сейчас значительно меньше, но… они стали лучше. (Улыбается). Самоцензура позволяет мне оставлять только те песни, которые трогают за душу по-настоящему.


Я уже давно не пишу музыку просто так. Время мчится вперёд, меняются музыкальные вкусы, потому и слушателей у меня осталось не так много. А для самого себя тексты я беру очень выборочно.


Слава Богу, мой любимый артист Александр Серов даёт мне возможность реализовать своё творчество у себя на концертах, за что я ему очень благодарен!


В скором времени планирую презентовать свой третий сольный альбом. Уверен, туда войдут песни по качеству и содержанию гораздо лучше тех, что были представлены в моих предыдущих компакт-дисках.


Пока мой талант находится в «зимней спячке», он не востребован, ему пока «никуда не надо». Хотя после каждого своего выступления, в том числе и на концертах Саши Серова я ощущаю, что зрители принимают меня очень тепло, а потому то чувство, что якобы «никуда не надо», – вмиг уходит. А если завтра, например, появится необходимость написать музыку для какого-нибудь кинофильма, думаю, что точно не упаду в грязь лицом. (Смеётся).


- Да, люди соскучились по хорошим песням, но таковых, увы, сейчас совсем немного.

Обычно на стихи кладётся музыка, а было ли в Вашей практике наоборот?


-  Мне повезло – на свою музыку я попросил Танича написать стихи. И он написал просто и гениально как всегда! Так родилась песня «Облака», её исполнил Александр Шипицын.


- Коли мы вспомнили о Михаиле Исаевиче Таниче, не могу не спросить о «Лесоповале», ведь Вы тесно сотрудничали с группой в течение долгих 15 лет. Были её директором, а также написали для неё удивительные песни, в том числе «Был пацан», «Ветка мимозы», «Было трое нас дружков»… Как складываются Ваши отношения последние годы?


- Поддерживаю товарищеские отношения с экс-солистом Сергеем Куприком, и рад, что он стал заниматься сольной карьерой. А с «Лесоповалом» сейчас не пересекаемся – теперь у нас разные орбиты. (Улыбается). От шансона я несколько отдалился.


- Хотя для исполнителей русского шансона Вы написали десятки классных песен.


- Ну что ж, я – профессионал. Если артист попросит написать музыку в том жанре, в котором он выступает – я выполняю.


- Но музыка-то у Вас романтическая, такая не каждому шансонье подойдёт…


- Так я же романтик. Когда мы познакомились с Таничем, блатная музыка мне вовсе не была близка. Поэтому я и внёс в звучание группы свою эстетику.


А про группу «Лесоповал» Михаил Исаевич однажды прекрасно сказал: «Мы делаем вид, что жулики, в то время как остальные делают вид, что они честные люди». Для меня же роднее шансон, который ближе к любовной и романтической теме.


- В некоторых Ваших песнях «Лесоповала», таких как «Сто первый километр», «Голубятня» в проигрыше заметно соло трубы. Пожалуй, это символично, ведь Вы окончили музыкальную школу, а после и училище по классу трубы?


- Конечно. В своё время я играл в джазовых коллективах, и не использовать в своих песнях такую замечательную краску как труба было б с моей стороны неправильно. Тем более я мультиинструменталист.


В 2011 году написал музыку к кинофильму режиссёра Станислава Мареева на сценарий Григория Белкина «Я желаю тебе себя», в нём звучат самые разные инструменты – от трубы до аккордеона. И всё в моём исполнении.


Очень хочется поработать с симфоническим оркестром. Надеюсь, у меня это ещё впереди.


- Вы действительно освоили многие музыкальные инструменты. За какой сегодня берётесь чаще?


- Если есть стихи, которые меня взбудораживают, я сажусь за фортепиано и начинаю думать, каким образом может быть реализована музыкальная мысль в том или ином ключе. Иногда песня рождается в течение 15 минут под гитару. А бывает всё наоборот. Например, песню «Ветка мимозы» на стихи Танича я сделал в трёх версиях. Первую версию отдал певице Марине Александровой, и она исполнила песню «Встречи» очень здорово. Вторая была сродни первой. А вот третья стала настоящим хитом. На концертах группы «Лесоповал» зрители до сих пор часто просят её спеть на бис.


- Кто Вас сегодня вдохновляет на творчество?


- Не устаю восхищаться вокальным талантом Александра Серова. Как аранжировщик я принимал участие в создании его будущих хитов «Я люблю тебя до слёз», «Как быть», «Я в тебя давно влюблён». И воспитался я, в том числе на его аранжировочной школе, которую проходил вместе с ним на студии звукозаписи. Повторюсь, таких певцов сейчас редко можно встретить. И мне вдвойне повезло, ведь в течение последних семи лет я не только участвую в его концертах, пою несколько песен, но и являюсь директором артиста.


Мои дети Арина и Савелий, а им сейчас по 12 лет, – они мой стимул! (Улыбается). Сын добрейшей души мальчик. Недавно рассказал маме про бездомного дядю Мишу. Увидев, что у бедолаги болит нога, вспомнил, что сам несколько лет назад ломал ногу, и дома остались костыли. И этому дяде Мише Савелий их подарил. Заодно вместе с мамой они помогли ему с размещением в социальном приюте для бездомных людей. Наш сын мимо человеческого горя никогда не пройдёт. И это не может меня не радовать!


Моя дочь Арина потрясающе рисует, а жена Татьяна работала звукорежиссёром на «Песне года» и администратором программы «Шире круг». Так что в моей семье есть, кому вдохновлять меня на работу.


- Конечно, поклонники Вашего творчества обожают песню «Змея». Смысл её всем понятен – от добра добра не ищут. Встречались ли в Вашей жизни близкие люди, которые Вас предавали?


- (Задумался). Возможно, были и какие-то обиды, непонимания, но жизнь научила меня ставить себя на другое место и оценивать ситуацию с двух точек зрения. А вообще человек я незлопамятный и научился людей прощать.


- Александр, этот год для Вас юбилейный. Что бы Вы пожелали себе и нашим читателям?


- Пусть у каждого человека, наконец, начнутся изменения к лучшему. Уже утомил нас этот кризис! Да, улицы становятся краше, города чище, но жизнь у людей от этого лучше не становится… Пускай всё у нас будет хорошо, ведь мы этого действительно заслуживаем.


  С Михаилом Таничем и Сергеем Куприком

 

Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото автора и из архива А. Федоркова

Нет комментариев
Добавить комментарий