Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

Он добрый след оставил на земле

С учениками школы №1 города Люберцы, 1935 год




Из воспоминаний ветерана педагогического труда Лидии Максимовны. "Есть люди, которые своей жизнью оставляют в памяти живых добрый след. Таким человеком был мой отец Максим Васильевич Боков. К сожалению, я помню его совсем немного, ведь мне было всего 3 года, когда началась Великая Отечественная, и отец ушёл на фронт".


Вечерами папа возвращался с работы и я, завидев его, бежала к нему навстречу. Он подхватывал меня на руки, и мы вместе шли домой. А далее война, эвакуация в Мордовию. В памяти сохранились отрывки того времени: плакаты «Родина-мать зовёт», «Москва в кольце врага» и другие. Осталось в памяти и беспокойство мамы – о нас, детях, об отце. В военные и послевоенные годы, как и множество семей, мы жили крайне бедно, голодно, неуютно.


…Перебирая в домашнем архиве пожелтевшие письма, документы, листочки, я восстановила жизнь своего отца, выходца из Рязанской губернии. Он окончил ту самую гимназию в Спас-Клепиках, в которой учился будущий известный русский поэт Сергей Есенин. Отец знал его, но немного, потому что был моложе и жил в соседней деревне.


Во время гражданской войны М.В. Боков воевал за Советскую власть в коннице С. Будённого. Тогда же он вступил в партию.


Когда окончилась гражданская война, он решил выбрать мирную профессию: восьмой класс гимназии давал право преподавать в начальной школе, и отец стал учителем начальных классов в Истринском районе. В 1930 году его направляют на работу в Люберецкий, тогда Ухтомский, район Подмосковья. В том же 1930-м вместе с семьей он поселяется в Люберцах, поступает в Учительский институт и на работу в школу № 1, что тогда находилась на Зубаревской улице. Он – старший завуч и учитель истории. Вместе с директором школы отец тщательно подбирает педагогический коллектив. Он был требователен к себе и к учителям. Сам интересно вёл уроки истории, этого же он требовал и от своих коллег.


Из воспоминаний учителей того времени С.П. Соколовой и М.Н. Михеевой:

«…Максим Васильевич на вид был суровым человеком, однако уроки истории вызывали у учащихся большой интерес к его персоне и к истории. Его любили дети, учителя и родители. Он сумел так сплотить коллектив учителей, что уже в 1930-е годы Люберецкая школа № 1 по учебно-воспитательной и культурно-просветительской работе в Московской области занимает первые-вторые места».

 

И с тех далёких тридцатых годов, и после войны, и в настоящее время школа № 1 (ныне гимназия) держит марку. Об этом всему городу было поведано на торжественно-концертном мероприятии в честь столетия школы в марте 2018 года.


Я в своей жизни нередко встречала жителей Люберец, которые добрым словом вспоминали моего отца, учителя истории.


В 1939 году Максим Васильевич был призван в армию. За участие в боях Советско-финской войны он был награждён орденом Красной Звезды. После окончания военных действий он вернулся в Люберцы, в школу № 1, затем работал в Ухтомском РОНО, позже в МосОблОНО сначала инспектором, а потом заместителем заведующего МосОблОНО по кадрам. В домашнем архиве сохранились его орденская и трудовая книжки.


…Наступило лето 1941 года – война. Моему отцу в ту пору было 45 лет. Год уже не призывной. Однако коммунист Максим Васильевич Боков записывается в народное ополчение. Он не мог поступить иначе. Дома осталась жена и двое детей. Моему брату Вите было 11 лет, а мне 3 года. Его часть была направлена в самое пекло военных действий. Немцы всё ближе подходили к Москве. Самые тяжёлые кровопролитные бои были под Ельней. Часть, в которой служил мой отец, старший лейтенант М.В. Боков, попала в окружение. Максиму Васильевичу было поручено вывезти документы военного плана. Их спешно грузили в машину и, когда работа была почти закончена и оставалась последняя коробка, по улицам двигалась колонна мотоциклистов. Отец крикнул шофёру: «Поезжай, я их здесь задержу!» У того оставалось всего пару минут, чтобы дождаться отца, но завидев немецких мотоциклистов, он умчался. Чуть позже раздался взрыв. Об этом нам поведал шофёр Банников. После войны он решил узнать судьбу нашего отца. Приезжал к нам, разговаривал с мамой, я слышала его рассказ. Мама обошлась с Банниковым сурово.


Старший лейтенант М.В. Боков погиб, выполняя задание.


Мама получила повестку: «Пропал без вести под Ельней».

 

Мы отправляли запросы в Центральный архив Министерства обороны в Подольск, в Смоленск, в Дорогобуж, в Ельню – нигде нет никаких сведений о судьбе отца. В районе Ельни множество братских могил. В какой из них похоронен отец неизвестно… Его участие в боях под Ельней, как и других бойцов, привели нашу страну к Победе.


Семья осталась без отца, как много других семей. На долю нашей мамы Софии Павловнаы досталось не только вырастить детей в те голодные и холодные военные и послевоенные годы, но и дать им высшее образование. Это была мечта наших родителей. Сын Максима Васильевича – Виктор Боков – стал крупным инженером в области электрификации железных дорог в СССР. Я же окончила педагогический институт и стала учителем географии.


Мне уже много лет. Нет мамы, брата и его дочери Галечки. Но живут на земле правнуки Максима Васильевича Никита и Агата, и праправнук Андрей, и внук Дмитрий Александрович Боков.


Вот таким и был мой отец Максим Васильевич Боков – участник гражданской войны, Советско-финской кампании и Великой Отечественной войны, а в мирное время – учитель истории в наших Люберцах.


Горжусь своим отцом. Выйдя замуж, я не поменяла фамилию, её же я дала своему сыну Дмитрию.


Нет комментариев
Добавить комментарий