Заслуженный работник культуры Московской области В.И. Перекрёстов завтра будет принимать поздравления с красивым днём рождения. Ему исполняется 70 лет. Этот год для Владимира Ивановича юбилейный вдвойне: несколько месяцев назад, в апреле, в люберецком Дворце культуры прошёл большой концерт детской школы искусств № 3 «Музыка – моя судьба», он был посвящён 50-летию творческой деятельности маэстро.
С детства Володя мечтал связать свою жизнь с музыкой. А посему, с отличием окончив в 1975 году музыкально-педагогический факультет Одесского пединститута имени К.Д. Ушинского, он поступил в Одесскую консерваторию.
С подмосковным регионом связана большая часть творческой деятельности Владимира Ивановича. Сначала он работал учителем пения в Петрово-Дальневской средней общеобразовательной школе Красногорского района, затем судьба свела его с нашим Люберецким краем. Здесь он живёт и работает более 30 лет, из них четверть века Перекрёстов был директором детской музыкальной школы при ИГД имени А.А. Скочинского (ныне ДШИ № 3). Опытный и уважаемый педагог детской школы искусств № 3, Владимир Иванович продолжает обучать детей игре на баяне и аккордеоне, а также руководит оркестром русских народных инструментов, созданный им в этой школе ещё в начале девяностых годов.
Мы пообщались с В.И. Перекрёстовым накануне его юбилея.
- Владимир Иванович, в концерте «Музыка – моя судьба», прошедшего весной в Люберцах, прозвучало около 30 Ваших авторских сочинений, среди них были песни на морскую тематику, а также произведения, посвящённые жемчужине Чёрного моря – Одессе. Откуда такая любовь к морю?
- Моя Родина, как поётся в песне, – Советский Союз. Родился я в солнечном Узбекистане, куда во время Великой Отечественной были эвакуированы мои родители. Детство провёл в зелёном и уютном городке Андижане. По выходным и праздникам в парке культуры и отдыха имени Алишера Навои часто играл духовой оркестр. Часами я мог наслаждаться этой музыкой.
Чудесная Средняя Азия. Кругом арбузы, дыни, урюк, тутовник, различные фрукты, цветы и кустарники. Вспоминаю, как высохшими от яркого солнца веточками, воображая, что у меня в руках дирижёрская палочка, я дирижировал классической и эстрадной музыкой, воспроизводимой патефоном, доставшегося моим родителям по наследству. Также помню, что в нашей семье было много грампластинок, в том числе с записями Леонида Утёсова («Ах, Одесса моя ненаглядная», «У Чёрного моря», «Одесский порт», «Мишка-одессит» и другие). По нескольку раз я прослушивал пластинки, мечтая попасть в этот загадочный город на море, как оказалось, город с замечательными музыкальными традициями. И приехав сюда, я понял – если бы мне посчастливилось родиться в Одессе, обязательно написал оперу или оперетту об этом замечательном городе, о добрых и приветливых людях, живущих в Одессе, с их врождённым и замечательным чувством юмора. А пока у меня написано несколько песен на морскую тематику и две песни об этом городе, одна из которых размещена на сайте YouTube.com под названием «Моя Одесса». В своё время эту песню в одном из одесских ресторанов исполнил Яков Низин, он – настоящий одессит. Он же, кстати, впервые исполнил по одесскому радио мою песню-балладу о лейтенанте Шмидте (слова Э. Иодковского).
В Одессе прошла вся моя юность, в общей сложности здесь я прожил 10 лет. Но после окончания пединститута получил распределение на работу в Петрово-Дальневскую общеобразовательную школу Красногорского района. Здесь, в Подмосковье, уже постоянно проживали мои родители. В школе я преподавал уроки пения. Затем работал в известных московских коллективах – в Ансамбле песни и танца ЦДДЖ и Ансамбле песни и пляски имени В.С. Локтева.
Будучи руководителем младшего состава оркестра в Ансамбле им. Локтева, меня неожиданно пригласили на работу в министерство. Инспектировал училища и техникумы Советского Союза по вопросам качественной подготовки молодых специалистов. Минвуз СССР, в котором с 1979 по 1983 годы я занимал должность инспектора, как на будущего чиновника высокого ранга возлагало на меня большие надежды. Кто знает, может быть стал бы я уже министром культуры или образования? (Улыбается). Во всяком случае. так прогнозировало руководство Госинспекции Минвуза СССР.
Но судьба распорядилась иначе. Я отдал предпочтение работе с детьми, тем более им нравились мои песни и некоторые из них уже появлялись на страницах центральных газет и журналов («Вожатый», «Советский спорт» и др.).
- Интересно, с музыкой связали свою жизнь Ваши дети?
- До поступления в высшие учебные заведения дочь Татьяна и сын Иван окончили Детскую музыкальную школу при люберецком гарнизонном Доме офицеров. По моим профессионально-музыкальным стопам, как говорится, пошла Татьяна и, надеюсь, что пойдет её дочка Полина, которая учится в 3-м классе при Московском музыкально-педагогическом колледже.
- А сами Вы воспитывались в какой семье?
- Мои родители не были профессиональными музыкантами, но умели играть на семиструнной гитаре, пели русские и украинские народные песни (отец родом из Украины, а мама – из Саратовской губернии). Они вырастили четверых детей (меня и моих трёх сестер). Когда бываю в Москве, иногда захожу в гости к своей старшей сестре, она часто вспоминает нашу большую и дружную семью, наше счастливое детство и моё стремление к музыке.
Помню, как на одном из семейных вечеров родственники подарили мне баян «Донбасс» и определили в музыкальную школу, которую я окончил за три года и поступил в Наманганское музыкальное училище, где впервые пытался сочинять песни. Очевидно, с этого всё и началось…
К слову, из Наманганского музучилища пришлось перевестись в Уральское музыкальное училище (Казахстан). И причиной моего перевода послужили обстоятельства: специализированную автобазу, в которой работал мой отец шофёром, по распоряжению Правительства СССР направили осваивать новые целенные земли. В то время в Целиноградской области строился новый город Степногорск. (Изначально это был «секретный» населённый пункт, в разное время имевший «номерные» названия: Целиноград-25, Макинск-2). Причиной его закрытости был Целинный горно-химический комбинат, ориентированный на добычу урана для ядерной индустрии страны.
А на целине я был всего два месяца. И после окончания Уральского музучилища по распределению был направлен именно туда, куда переехали мои родители. Но здесь же был призван на срочную военную службу в Советскую армию.
Призывался из Целинограда. Всех новобранцев доставили самолётом в специальную воинскую часть кадрированного авиационного полка Одессы для прохождения курса молодого бойца. После принятия присяги нас распределили по разным местам воинской службы. Одни были отправлены для прохождения дальнейшей службы на Север, другие в различные точки, в том числе за границу. На меня начальство видимо обратило внимание и для прохождения дальнейшей моей службы решили оставить в этой же воинской части, где существовал нештатный духовой оркестр. Очевидно, увидели во мне будущего композитора. (Смеётся).
Прошёл я курс молодого бойца, участвовал в учениях, был и радистом, и телеграфистом, и даже линейным надсмотрщиком. А при разводе караула играл в духовом оркестре. В летний период командование авиаполка направляло меня в пионерлагерь от Краснознаменного Одесского военного округа, т.к. я неплохо играл на баяне и в духовом оркестре на первом теноре. Поскольку с музыкой я не расставался, такая служба меня вполне устраивала. А когда демобилизовался мне предложили должность музыкального руководителя в Республиканском пионерлагере ЦК ЛКСМ Украины «Молодая гвардия», который функционирует до сих пор круглогодично. В этом замечательном лагере я проработал почти пять лет.
В 1970 году поступил на подготовительное отделение ОГПИ имени К.Д. Ушинского, а в 1975-м, после окончания института, получил распределение в Красногорский район Московской области.
В 1984 году в люберецком Дворце культуры была объявлена вакансия на должность художественного руководителя и дирижёра оркестра русских народных инструментов. И когда мне предложили возглавить оркестр, я с удовольствием согласился. Через некоторое время оркестру было присвоено звание «Образцовый коллектив», с которым мы выезжали с концертами в Севастополь, Одессу, Киев, выступали на ВДНХ, в пионерских лагерях Подмосковья. Куратором оркестра в то время был мой духовный наставник Виктор Семёнович Чунин, Заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор РАМ им. Гнесиных.
Люберцы богаты талантами в области искусства и меня это радует. Ведь не зря в моей песне «Люберецкий вальс», которая заняла 1-е место в музыкальном конкурсе ещё в 1987 году, есть такие слова:
Имя твоё – как радуга,
Светлой надеждой радует.
Пусть в тебя люди влюбятся,
Люберцы, Люберцы, Люберцы!
- Что пожелали бы себе и, конечно, своим многочисленным воспитанникам в преддверии своего юбилея?
- Сохранить девиз и держать марку под знаком высокой духовности! Чтобы учащиеся и выпускники детской школы искусств всегда с благодарностью относились к своим преподавателям и никогда не расставались с музыкой. Ведь музыка помогает пройти все жизненные трудности, встречающиеся на пути у каждого человека.
А мои планы на будущее – жить, работать и дарить людям радость!
Сергей ЗЕМЛЯНИКИН
Фото Б. Колесникова