Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

«Машук» со спортом не расстаётся


Не одно поколение люберчан вспоминает словами признательности и благодарности учителя химии М.П. Ревенчук. Отличник народного просвещения РСФСР, она всю свою жизнь посвятила детям, обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Марина Петровна всегда вела большую общественную работу. В течение 15 лет возглавляла методическое объединение учителей химии Люберецкого района. И как настоящая спортсменка – мастер спорта по велоспорту и кандидат в мастера спорта по лыжным гонкам – она долгие годы была идейным вдохновителем учителей, активно занимающихся спортом. Вместе они ходили в турпоходы, участвовали в различных соревнованиях и, что немаловажно, всегда возвращались с наградами.

 

Марина родилась в Никифоровском районе на Тамбовщине 8 декабря. С началом Советско-финской войны, когда её отец ушёл на фронт, девчушку забрали бабушка с дедушкой. Иван Степанович Стегачёв, её дед, охранял на люберецком аэродроме кабинет Василия Сталина, а Мария Максимовна, её бабушка, работала в столовой.


- Живу я в Люберцах с детства, здесь же и пошла в первый класс в женскую школу № 1, – вспоминает Марина Ревенчук. – Правда, уже после 8-го класса нас объединили: часть ребят, учившихся в мужской школе № 6, перешли в нашу, а часть девчонок – к ним. И обучение стало совместным.


Спортом я увлекалась с ранних лет. Занималась на «Торпедо». В те годы согласно положению взрослая баскетбольная команда не могла выступать без юниоров. И мы, пять люберецких девчонок, отобранные тренером, играли за женскую баскетбольную команду «Спартак» Московской области.


Потом нас «поставили» на лыжи, а уже с 9-го класса мы стали заниматься велоспортом. И вместе со Стасом Ивановым, тоже учащимся 1-й школы, мы вдвоём от Люберец вошли юниорами в сборную СССР по велоспорту.


Детство было голодное, но беззаботное. Помню, как в войнушку играли, бегали по чердакам. Если бабушка с дедушкой давали на завтрак пирожок за 5 копеек, – уже большая радость. Никто нами не занимался, мы были сами себе предоставлены, сами себя и воспитывали.


Десятиклассниками, готовясь к экзаменам, часто ходили с ребятами на болота, любовались цветущими на них калужницами. (Полвека назад болота стали осушать, а на их месте постепенно вырос жилой район, нынешний 115 квартал, – прим. авт.). Здесь же, неподалёку, находились бараки, в одном из них, на 43-м участке, в комнате площадью 12 кв. м. ютилась и наша семья – я да бабушка с дедушкой. Уже годами позже нам выделили маленькую комнатку в трёшке на улице Кирова, а затем мы переехали в соседний дом.


В 1956 году я окончила 10 класс, но в институт поступила не сразу, потому что в течение нескольких лет мы постоянно уезжали на сборы, тренировались. Спустя два года подала документы и поступила на биофак Московского областного пединститута. Окончив его, получила три специальности: биология, основы сельского хозяйства и химия. А ещё как ярая спортсменка – я выступала за сборную института по лыжным гонкам – факультативно окончила факультет физвоспитания.


Пятьдесят пять лет назад, в 1963-м, получив диплом, пришла работать в люберецкую вечернюю школу № 6. Александра Васильевна Музыкантова, директор образовательного учреждения, радушно приняла в свой коллектив сразу пять выпускниц нашего пединститута: двух учителей русского языка, географа, преподавателя иностранного языка и меня – химика. Достался мне выпускной класс... Всю вечернюю школу эти «доблестные» ребята держали в ежовых рукавицах. На первом уроке мы долго присматривались друг к другу. К счастью, быстро нашли общий язык и подружились.


Проработала я здесь до 1967 года, и меня перевели в среднюю школу № 6, директором образовательного учреждения был Павел Абрамович Ерошев.


Как спортсменка я сумела объединить вокруг себя учителей Люберецкого района, активно занимающихся спортом. Каждый год мы принимали участие в туристических слётах, соревнованиях по баскетболу, волейболу и лыжам, часто ходили в недельные походы по подмосковной земле.


Многие ученики 6-й школы пошли по моим стопам, стали педагогами. В их числе и выпускница 1978 года Таня Калинкина (Т.П. Рахленко, учитель русского языка и литературы, директор СОШ № 6 с 2007 по 2016 гг., – прим. авт.). В моих классах все были личностями. Боевые ребята. Неслучайно же мы жили под девизом «Кто не горит, тот коптит».


В 1987 году после страшного происшествия, случившегося в средней школе № 11, меня назначили туда директором. Долго я не соглашалась на руководящую должность. Я же не была хозяйственником. Другое дело – работа с детьми – это я любила больше всего. «Выручай», – обратился тогда ко мне заведующий ГОРОНО Виктор Порхунов.


Согласилась. И на первом педсовете сразу сообщила, что в руководители идти не хотела. Организация внеклассной работы, учительство – вот моё. Ведь я очень люблю детей. А в завершение добавила: «Пришла я не для того, чтобы вы стали моими друзьями. Друзья у меня есть, и с ними я дружу уже много лет. Мы с вами – коллеги».


В школе у меня сразу появились два единомышленника, мои завучи: Валентина Васильевна Дяченко, с ней мы познакомились в методкабинете и летом 1987 года вместе пришли сюда работать, и учитель математики Елена Алексеевна Литвинюк, уже работавшая заместителем директора у Е.А. Сергеевой. С ними мы поддерживаем дружеские отношения до сих пор.


Работа закипела. Школу я сразу радиофицировала, вскоре в учреждении был создан музей. Почти весь материал для его оснащения был собран ещё моей предшественницей Елизаветой Александровной Сергеевой. Поэтому оставалось определить для него кабинет и изготовить стеллажи, с чем нам помогли работники Ухтомского вертолётного завода имени Н.И. Камова.


Помимо занятий в школе старшеклассники проходили обучение и в цехах на вертолётном заводе. Опытные мастера готовили ребят по 12 различным специальностям (слесари, токари, операторы ЭВМ, цветоводы, чертёжники-конструкторы, контролёры ОТК и др.). Ещё наша школа долгие годы сотрудничала с Московским областным педагогическим институтом. Многие студенты МОПИ проходили у нас практику, а получив диплом, возвращались в 11-ю школу учителями.


В рамках реализации программы ТАСИС в области образования по правам человека в течение пяти лет мы тесно сотрудничали с ЮНЕСКО. Вместе с директорами двух школ – из Раменского района и города Долгопрудного – мы стали первыми руководителями общеобразовательных учреждений Московской области, кто успешно прошёл конкурс по правам человека. Позже мы начали по этой программе работать уже с завучами, а затем – готовили учителей. Сколько интересного и нужного мы почерпнули, какие методические разработки нам давали. И в Польшу ездили с ребятами учиться, и в Болгарию.

 

Чтобы дальше передавать накопленные знания и опыт М.П. Ревенчук, уйдя в 2002 году из 11-й школы, перешла работать в люберецкий филиал РГСУ. Она проработала здесь до 2010 года и ушла на заслуженный отдых. И есть тому прекрасный повод – в то время внучка подарила Марине Петровне правнука Костика.


В городке «Б», где последнюю четверть века проживает семья Ревенчук, ветерана педагогического труда встретишь нечасто. Марина Петровна больше проводит времени на любимой даче в Хрипани.


В завершение нашей встречи мы принялись рассматривать старые фотографии. Здесь школьные годы Марины Петровны, турпоходы, её педагогическая деятельность и спортивные увлечения. Но вдруг учительница невзначай вспомнила, что поскольку на лыжах она всегда стояла уверенно, могла любого столкнуть, а сама удерживалась на высоте – долгие годы лыжники с любовью называли её «Машук».


Со спортом учитель не расстаётся и сегодня, в баскетбол не играет, но продолжает ходить на лыжах.


   


Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото автора и из архива М.П. Ревенчук

Нет комментариев
Добавить комментарий