Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

Работать в школе выпадает только счастливым людям

Для нескольких тысяч жителей Малаховки А.Д. Вилк была и остаётся любимым учителем, наставником и другом. Сорок два года своей жизни она посвятила работе с детьми в средней общеобразовательной школе № 48.

Восемнадцать выпускников Анны Давыдовны пошли по её стопам. Да, не все они связали свою жизнь с педагогикой, однако их трудовая деятельность так или иначе неразрывно связана с применением в работе немецкого языка, любовь к которому им и привила на своих уроках Вилк.

Ученики разных лет с большим теплом вспоминают уроки Анны Давыдовны, немецкий школьный хор, организатором которого она была; её кружок немецкого языка и, конечно, многочисленные музыкально-поэтические вечера, проводимые фрау Вилк совместно с детской школой искусств имени Л.И. Ковлера.


Уйдя на заслуженный отдых она, Заслуженный учитель Российской Федерации, Отличник народного просвещения РСФСР, Почётный гражданин посёлка Малаховки, преподаёт частные уроки немецкого языка на дому. В свободное время Анна Давыдовна читает художественную литературу, особое предпочтение отдаёт творчеству Шиллера, Гёте и Томаса Манна.


В преддверии юбилея А.Д. Вилк журналист «ЛГ» побывал у неё в гостях.


- Школа для меня – это дом радости. Здесь может быть плохо только тому, кто не любит жизнь. В школе ты проживаешь много жизней, и каждую из них проживаешь интересно, – рассказывает Анна Давыдовна. – Каждый новый день здесь не похож на предыдущий. Работать в школе выпадает только счастливым людям.

 

Анна Давыдовна родилась 28 октября в солнечной Киргизии, куда её мама, коренная смолянка, в военные годы попала в эвакуацию. Далёкий путь из Смоленска женщина преодолевала вместе с маленьким сынишкой, но… в дороге ребёнок скончался от кори.


Давид Исаакович Яковлев, глава семейства, – фронтовик, он участвовал в ожесточённых боях под Вязьмой, был тяжело ранен и контужен.

 

- После окончания Великой Отечественной возвращаться из Узгена в родной Смоленск не имело смысла, потому что дом, в котором жила наша семья до войны, был полностью разрушен. И бабушка, мамина мама, вызвала нас в Москву, – продолжает учитель. – Уже в столице мне исполнилось два года. Детская память всё-таки избирательна. Как сейчас помню, что бабушка спала на диване, тётка – на раскладушке, родители – под столом, а я – на четырёх составленных рядом стульчиках. И ничего, жили хорошо, никто не жаловался.


Фаина Михайловна, моя мама, была чертёжницей. Отец до Октябрьской революции учился в реальном училище, ещё мальчишкой он работал курьером в каком-то партийном органе. Потом, после окончания рабфака, трудился на заводе, где прошёл путь от мастера до начальника цеха. В краеведческом музее Смоленска на одном из стендов можно увидеть его фамилию. Папа вообще был человеком очень мастеровым. Например, в институт я пошла в роскошной юбке, которую он мне перешил из своих брюк за одну ночь. В той же юбке в 1965 году я познакомилась со своим будущим мужем Аркадием. Вместе с ним мы прожили счастливых 53 года и три месяца. К сожалению, совсем недавно его не стало…


После окончания в 1962 году красковской средней школы № 55, поступила в Московский областной педагогический институт имени Н.К. Крупской. С преподавателями нам очень повезло, потому что к тому времени в стране был расформирован Институт военных переводчиков, и многие педагоги перешли в МОПИ. Так что багаж знаний мы получили здесь очень большой.


Стать учителем немецкого языка захотела неслучайно: уж очень я любила и уважала Цезарину Борисовну Кушневу, нашу школьную преподавательницу немецкого.


…Жили мы небогато. Поэтому поступив на вечернее отделение института, устроилась на полторы ставки в автодорожный техникум, что на Большой Почтовой улице в Москве. Потом была помощником юриста в музыкально-эстрадном объединении. Вообще, бралась за любую подработку – ноты переписывала, подругам платья да юбки шила. Нужно было зарабатывать!


В 1969-м, окончив пединститут, пришла работать в малаховскую среднюю школу № 48. И «задержалась» здесь на 42 года.


Директором общеобразовательного учреждения в то время был молодой специалист и замечательный педагог Виктор Александрович Порхунов, позже он заведовал люберецким ГОРОНО. Коллектив у нас был очень дружный и сплочённый. С большой благодарностью часто вспоминаю нашего школьного завуча Юлию Карповну Пихтарёву. Она-то и научила меня работать.


В начале девяностых годов мы, четыре учителя-единомышленника, решили возродить в 48-й школе гимназические классы. В подготовительных группах детям преподавались сразу два иностранных языка – немецкий и английский. Сначала родители малышей не поддерживали нашу инициативу, но уже спустя несколько месяцев, увидев результат, говорили спасибо.


К нам неоднократно приезжали немецкие школьники, а мы, наоборот, вместе со своими учениками ездили в Германию и Австрию. Детям необходима языковая практика! Наши ребята жили в немецких семьях, посещали занятия в местных школах. Во время таких поездок мы побывали в Вене, Берлине, Торгау и Потсдаме, посещали Сан-Суси, Карлсхорст, Цецилиенхоф.


Как членов Общества германо-советской дружбы (единственная школа из Подмосковья) нас ежегодно приглашали на мероприятия в посольство Германии в Москве. Встречались здесь с известными писателями Герхардом Хольц-Баумертом, Мириам Пресслер, другими видными деятелями немецкой культуры.


Иностранному языку можно научить любого ребёнка. Ведь если он спокойно говорит по-русски, значит, может заговорить и на немецком, и на английском, и на любом другом языке. Главное, чтоб было большое желание и у ученика, и у педагога. Учитель должен повести за собой. А ещё – учить иностранный язык нужно через национальную культуру: литературу, музыку, архитектуру… Тогда будет результат!

 

Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото автора

Нет комментариев
Добавить комментарий