Когда в лихие девяностые отечественное киноискусство претерпевало значительные изменения, и на экраны выходили, как правило, низкопробные и бессодержательные фильмы, Александр Песков стал одним из немногих российских актёров, чьи роли, за какой бы образ он ни брался, были сыграны талантливо и убедительно, а картины с его участием у зрителей пользовались настоящим успехом. Будь то лёгкая комедия, боевик или мелодрама.
Конечно, настоящую популярность Пескову принесла роль «афганца» Коли Найдёнова в фильме «Америкэн бой». Потом последовали главные роли в кинолентах «Гладиатор по найму», «Три женщины и мужчина», «В той области небес…», «Поезд до Бруклина».
Съёмки в кино актёр мастерски успевает совмещать с работой в театре, а также творческими встречами со зрителями, во время которых он не только рассказывает интересные истории из жизни, но и исполняет песни собственного сочинения.
Последние 14 лет артист играет на сцене столичного Театра Луны под руководством С. Проханова. В нынешнем сезоне он задействован в трёх репертуарных постановках: «Жена на бис», «Казанова, или Путешествие в «Икосамерон»» и «Рубиновый вторник». Не за горами ещё один спектакль с участием Александра Пескова, его премьера ожидается в предстоящем году.
- Александр Васильевич, в ноябре в Москве состоялось большое мероприятие, посвящённое 75-летию Школы-студии МХАТ. Для Вас это родная альма-матер. Были на празднике?
- Наш курс 1987 года выпуска не был приглашён на торжество. Но это не впервой, поэтому мы уже перестали удивляться. Конечно, я ценю и уважаю тех педагогов, которые меня воспитывали и обучали здесь не только актёрскому мастерству, но и способствовали развитию человека как личности.
После окончания школы-студии мне посчастливилось работать в Художественном театре. Не скажу служить. «Служить бы рад, прислуживаться тошно». (Улыбается). Работал я и во МХАТе имени М. Горького у Дорониной, и во МХАТе имени А.П. Чехова у Ефремова, впоследствии переросшем в Московский художественный театр, которым долгое время руководил О.П. Табаков.
- Ваши однокурсники Мария Евстигнеева и Михаил Ефремов после окончания вуза стали работать в театре-студии «Современник-2». Не рассматривали этот вариант?
- Как раз Миша Ефремов и организовал при «Современнике» этот новый театр-студию. Я же после показа в пяти театрах, в трёх получил приглашение остаться у них работать. Речь идёт о МХАТе им. Горького, Театре им. М.Н. Ермоловой и Государственном академическом театре имени Моссовета. Но как выпускник Школы-студии МХАТ выбрал Художественный театр.
Поскольку большинство молодёжи ушло вслед за Олегом Николаевичем Ефремовым, Т.В. Доронина, пригласившая нас, четверых молодых актёров, в свой театр, сразу пожаловала нам несколько прекрасных ролей. (В 1987 году многочисленная труппа Художественного театра разделилась на два театра с одним названием. Труппа под руководством Т.В. Дорониной сохранила название МХАТ имени М. Горького и осталась на Тверском бульваре, а труппа под руководством О.Н. Ефремова переехала в отремонтированное здание в Камергерском переулке. В 1989 году театр под руководством Ефремова был переименован во МХАТ имени А.П. Чехова, – прим. авт.). Татьяна Васильевна действительно обогащала нас главными ролями. Это и «Прощание с Матёрой» В. Распутина, где я сыграл Андрея; «Валентин и Валентина» М. Рощина – роль Валентина, Афганец в спектакле «И будет день» А. Дударева.
- Символично, что одной из первых Ваших работ на этой сцене стала роль Огня в знаменитой «Синей птице» Мориса Метерлинка. К слову, этот легендарный спектакль был поставлен на сцене МХАТа ещё 110 лет назад, в 1908 году, самим К.С. Станиславским…
- С него раньше начиналось боевое и творческое крещение во МХАТе.
Предполагал ли я, поступая в театральный институт, что когда-нибудь буду играть в Художественном театре? Конечно, нет! Вообще, передо мной стоял выбор между двумя театральными училищами – имени М.С. Щепкина и имени Б.В. Щукина. Поступил в «Щепку». Отучился здесь почти два года, до летних экзаменов, а затем перевёлся на тот же 2-й курс в Школу-студию МХАТ. Во-первых, хотелось сравнить, как преподают в других вузах, а во-вторых, здесь, в школе-студии, почти все однокурсники были моими ровесниками.
- Тем не менее в «Щепке» Вы учились на курсе выдающегося актёра и театрального режиссёра – Народного артиста СССР М.И. Царёва. Многие его ученики впоследствии стали известными актёрами…
- Он у нас не преподавал, это был номинально курс Царёва. На самом деле главными нашими педагогами были Римма Гавриловна Солнцева и Николай Верещенко. А Михаил Иванович лишь изредка к нам «захаживал», иногда делился своими воспоминаниями, читал стихи.
- Истерически так сложилось, что Театральное училище им. Щепкина можно смело назвать «кузницей кадров» для Малого театра. Окончив этот вуз, не исключено, что Вы тоже могли бы стать артистом одного из старейших театров России.
- Мог бы, верно. Но вы посмотрите, насколько поменялись времена. Сейчас козырять лейблами, логотипами и брендами театров, по-моему, бессмысленно. Они либо дискредитировали себя некоторыми своими руководителями или артистическим составом, либо же той вкусовщиной, которая вместе с изменениями всей ситуации в стране привела к тому, что во всём идёт глобальная деградация.
- Вы пришли в кино 35 лет назад. Тогда это были ещё годы Вашей учёбы в театральном училище. Далеко не каждый педагог одобрительно относится к тому, чтобы его студенты снимались в фильмах. Ведь это, прежде всего, мешает учебному процессу…
- В основном все мои съёмки проходили в летний период. А пропускать занятия было попросту запрещено, да и вечера были почти всегда заняты: в институте-то мы, как правило, находились с утра и до позднего вечера. При этом прекрасно понимали – вот отучимся, получим дипломы, а дальше пойдём в свободное плавание каждый по своему пути.
- Вам нередко приходилось играть воинов-«афганцев». Будь то знаменитый фильм Б. Квашнёва «Америкэн бой» или же телесериал «Афганский призрак». Как работали над образом героя, может, были консультанты?
- Не было у меня никаких наставников и консультантов. Мальчишки ж с детства играют в войнушки. Тем более и отец мой с 1942 по 1944 годы участвовал в Великой Отечественной, в 18-летнем возрасте он командовал батальоном!
Всё в нашей профессии зависит от фантазии и воображения. «Над вымыслом слезами обольюсь», как говорил Пушкин.
- Знаю, Александр Васильевич, Вы пишете стихи, причём нередко – на злобу дня. Что навеивает?
- Я не пишу стихи, а просто подбираю к словам рифму. (Смеётся). Конечно, в моих строках нередко отражаются происходящие в нашей стране события. И, к сожалению, не всегда радостные.
Человек я абсолютно аполитичный, меня тошнит от политики. И все эти звякающие, бряцающие, кашляющие и бубнящие на всех каналах ток-шоу с участием политологов уже всем изрядно надоели. Пускай переходят в интернет-пространство! Зачем засорять телеэфир? Телевидение в большей степени должно быть высокохудожественным, образовательным, просветительским и воспитательным. А смотреть изо дня в день на орущих друг на друга политологов можно и в интернете. (Если остались ещё такие люди, кому это действительно интересно).
- Вы справедливо заметили, что рейтинговое эфирное время практически полностью отдано скандальным ток-шоу и дешёвым сериалам, зато хорошие художественные фильмы показывают по телевидению или поздним вечером, или же ранним утром. Увы, кино стало другим, продюсерским…
- Режиссёр сейчас действительно играет мизерную роль в этом деле, всё решает продюсер. Из сериала в сериал кочует одна и те же горстка людей. Остальные видимо лишние. Но будут ли эти сериальные актёры популярны через год-два? Хорошо, если они останутся на плаву. Однако, как показывает практика, о многих из них никто впоследствии не вспоминает, и дальнейшая судьба их неизвестна.
Про себя же без зазрения совести могу сказать, что приглашениями в кино и телесериалы я сейчас обделён.
- В Вашем нынешнем репертуаре в Театре Луны три спектакля. Что-нибудь новое репетируете?
- За свою жизнь я много чего уже поиграл. Да, пока три спектакля, в 2019 году при благополучном стечении обстоятельств зрители смогут увидеть меня в новой постановке. Но о чём будет спектакль – пока не скажу.
Богдан КОЛЕСНИКОВ
Фото автора и из архива