Я жизнь посвящаю оперетте



Одарённого прекрасными вокальными данными артиста Петра Борисенко можно увидеть не только на сцене легендарного Московского театра оперетты, где он блистательно играет уже два десятилетия, но и в Краснодарском и Алтайском музыкальных театрах, в которых лауреат международных конкурсов участвует в спектаклях как приглашённый артист.

Неискушённому зрителю отдалённых от столицы театров Борисенко запомнился и полюбился по роли Альфреда в «Летучей мыши», Баринкая в «Цыганском бароне» и, конечно, Эдвина в знаменитой кальмановской «Сильве».



Совсем недавно «Московская оперетта» представила зрителю долгожданную премьеру – мюзикл «Доходное место» в постановке Валерия Архипова. В авторскую группу музыкального спектакля, поставленного по мотивам одноимённой пьесы А.Н. Островского, вошли известный композитор Геннадий Гладков и драматург Юлий Ким. В роли Досужева – Пётр Борисенко.


Артист успешно продолжает и гастрольную деятельность – как сольную, так и в коллективе, организованном два десятилетия назад прекрасной опереточной артисткой Лилией Амарфий.


С недавних пор Пётр занимается педагогической деятельностью, преподавая актёрское мастерство в колледже при Московском информационно-технологическом университете. Некоторые его выпускники после окончания учебного заведения продолжают учиться по специальности, поступая в театральные вузы страны.

 

- Театр для меня – это жизнь, смысл существования. Он даёт мне возможность мечтать, получать положительные эмоции, двигаться вперёд, – говорит артист. – Конечно, как и в любом учреждении, в театре тоже бывают недопонимания, но когда в итоге получается хороший спектакль или тебе предлагают интересную роль, – все негативные эмоции тут же меркнут.


Получение новой роли – всегда событие. И для солистов «Московской оперетты» это не исключение, ведь не так часто мы выпускаем новые спектакли.


С официальными гастролями в театре сейчас тяжело. Всё упирается в финансовую составляющую. Но, к счастью, у меня и некоторых моих коллег есть отдушина – возможность ездить по стране и ближнему зарубежью в составе антреприз. Мы возим как авторские спектакли, так и чуть сокращённые классические оперетты. Штраус, Кальман, Легар…


- На репертуарных спектаклях, Пётр, это как-то отражается? А то зритель купит билет на определённую оперетту, но в связи с тем, что кто-то из задействованных в этой постановке артистов будет на гастролях, спектакль заменят или вовсе отменят.


- Ни в коем случае! Свои гастроли мы планируем, в первую очередь исходя из репертуара театра. А вообще – почти в каждом спектакле кроме основного состава есть ещё второй, дублирующий. Так что здесь проблем не возникает.


- Если не ошибаюсь, то именно Народная артистка России красавица Лилия Амарфий одной из первых стала ездить со своим коллективом на гастроли с антрепризными спектаклями, правильно?


- Верно. Практически тем же составом, что был создан ещё при Лилии Яковлевне, мы гастролируем и сейчас. В нашей дружной команде – Инара Гулиева, Светлана Криницкая, Александр Каминский и ещё несколько артистов.


- Двадцать лет ты работаешь в Московском театре оперетты. Первым спектаклем, который ты увидел на этой сцене, был «Принцесса цирка». И так сложилась судьба, что именно в этой постановке впоследствии – в 1998 году – ты сыграл свою первую роль в театре.


Сегодня в вашем театре много молодёжи. Есть ли среди них те, кто в годы своей юности так же часто, как и ты, бегал на спектакли, чтобы насладиться игрой любимых артистов?


- Хочу добавить, что когда меня вводили на роль Тони в «Принцессу цирка», актёрский состав оставался практически тем же, что я видел ещё в школьные годы. А что касается любознательности молодых артистов, пожалуй, такие есть. Но их совсем немного. С уверенностью могу назвать Сашу Бабика, выпускника первого целевого курса «Московской оперетты» Театрального института им. Щукина. Он отсматривал все наши спектакли и из зала, и из-за кулис. Всегда интересовался игрой актёров, не стеснялся спросить совета.


- Ты ведь тоже был молодым и неопытным. За игрой кого из артистов наблюдал чаще?


- Да простят меня коллеги, но моим самым любимым артистом был Александр Маркелов. Хорошо помню его Тони в «Принцессе цирка», Бриссара в «Графе Люксембурге» и особенно Бони в «Сильве». Так случилось, что он как бы передавал мне эстафету каскадных ролей, переходя на возрастные, характерные роли. И мы вместе играли и играем уже спектакли, где он Ферри, а я Бони, он – Пеликан, а я – Тони… К слову, 12 июня артисту исполнится 70 лет.


С вокальной точки зрения я восторгался Юрием Веденеевым (Забавно, но теперь мы сидим в одной гримёрке, а когда-то он казался мне недосягаемым), Алексеем Степутенко, увы, ныне покойным, молодо звучащим даже после 70 лет…


Вообще я счастлив, что успел застать плеяду актёров, я бы сказал команду, сформированную в 60-70-е годы замечательным режиссёром и руководителем театра Георгием Павловичем Ансимовым – С. Варгузову, Л. Амарфий, И. Гулиеву, Г. Васильева, В. Богачёва, В. Мишле, Э. Орловецкого, В. Батейко и, конечно, великую и непревзойдённую Татьяну Шмыгу.


- Два жанра – оперетта и мюзикл – с недавних пор соседствуют в вашем театре. Бытует мнение, что мюзикл всё-таки постепенно вытесняет оперетту. Так ли это?


- У нас в зале всегда аншлаг и на опереттах, и на мюзиклах. И, пожалуй, можно констатировать омоложение нашего «опереточного» зрителя. Кто-то верен только оперетте, кто-то только мюзиклу, но я много раз наблюдал случаи, когда зрители, пришедшие на мюзикл, потом решают «заглянуть» на оперетту и, как следствие, влюбившись в неё, становятся нашими постоянными зрителями.


Существующий сейчас на территории России мюзикл, в большинстве случаев, на мой взгляд, увы, больше походит на низкопробную эстраду, а не на классический мюзикл в том понимании, в котором он замышлялся. Объективности ради, стоит заметить, что и в нашем жанре, к сожалению, не всё так гладко. Хотя, о каком расцвете можно говорить, когда в стране общий упадок культуры. Но всё равно я искренне верю, что наш жанр, жанр оперетты, никуда не денется, и мы будем жить, а не выживать. А вытесняет ли мюзикл оперетту? Всё-таки нет. Сказочность, наивность, искренность чувств и счастливый финал не вытеснить машинерией, дорогим светом, искусственным звуком и другими современными достижениями техники. Оперетту зритель любит!


- Что тебя сегодня вдохновляет на творчество?


- Творчество и вдохновляет. (Улыбается). Люблю побыть на природе. Сейчас потихоньку достраиваю свою дачу в коттеджном посёлке в живописном местечке, недалеко от музея-заповедника В.Д. Поленова на Оке. Если удаётся выкроить свободный денёк, обязательно мчусь туда. Там я могу побыть наедине с природой, «перезарядить батарейки», послушать тишину.


Обожаю гастроли. Прекрасно, если у тебя есть несколько часов в запасе перед спектаклем – тогда ты можешь погулять по городу, насладиться местными красотами.


   

 

Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото автора и из архива

Нет комментариев
Добавить комментарий