Пускай простит меня Винсент Ван Гог,
За то, что я помочь ему не мог.
А. Тарковский
В этом году минет 155 лет со дня рождения голландского художника Винсента Ван Гога, одного из величайших гениев человечества. Он был выдающимся живописцем, однако технику живописи не изучал нигде и никогда. Он оставил богатейшее художественное наследие, однако при жизни удалось продать лишь одну из его картин. Он всем сердцем любил людей и стремился служить им, но постоянно оставался в одиночестве: люди не понимали и отвергали его. Он страстно и трепетно был влюблен в жизнь, но покончил с собой в возрасте 37 лет. Возможно ли примирить эти кричащие противоречия?
«ОГНЕМ ПРОНИЗАННЫЙ НАСКВОЗЬ»
… С этой безмерностью в мире мер!
Марина Цветаева
Винсент Ван Гог появился на свет в 1853 году в семье пастора. Энергичный, отважный и деятельный, но импульсивный, порывистый и излишнее авторитарный, он не считался с обстоятельствами и условностями, которыми окружена жизнь людей в обществе. Эти особенности мешали ему находить общий язык с ближними и вписываться в заданные рамки. Безграничность и страстность, присущие натуре Ван Гога, обусловили его неудачи в любви и карьере. Он попробовал себя в торговле картинами, затем стал проповедником и лишь в 27 лет понял, что подлинное его призвание – живопись. В течение одного десятилетия, трудясь неистово и самоотверженно, он сумел создать целую картинную галерею. Не имея признания и коммерческого успеха, он опирался на поддержку единственного близкого человека – брата Тео.
В 1889 году у Винсента впервые появились признаки душевного расстройства, заставившие близких поместить его в специализированную клинику. Здесь он остался верен своей главной страсти – живописи. В конце июня 1890 года он наносит визит брату Тео, у которого к этому времени родился сын. Видимо, внезапное появление Винсента было не слишком своевременным: тепла и участия, на которые тот рассчитывал, он не получил. Художник почувствовал себя обузой для брата, у которого теперь была семья, и решил расстаться с жизнью. 29 июля после рокового выстрела в грудь Винсент Ван Гог скончался.
«И МИР ДРУГОЙ МЕНЯ ЗАВОРОЖИЛ ПРОСТОЙ И ГРУБОЙ ПРЕЛЕСТЬЮ СВОЕЮ…»
Художник оставил после себя множество работ в самых различных жанрах: портреты, автопортреты, интерьеры, пейзажи, цветы… На раннем этапе творчества он особенно охотно запечатлевал на бумаге и холсте процесс труда. Твердый, а порой и жесткий штрих, тяжесть и грубость линий, нарочитая приземленность характерны для его изображений. Мазок художника, широкий и сильный, энергичный и порывистый, невозможно спутать ни с каким иным творческим почерком. Краски на его полотнах либо яркие, бушующие, либо тусклые, словно болезненные. Пастельные тона, легкие и нежные, не свойственны палитре художника. Запоминаются своей подчеркнутой прозаичностью названия его работ: «Женщина, чистящая картофель», «Крестьянка, собирающая колоски»… Непревзойденным шедевром остаются «Едоки картофеля», в которых без идеализации и прикрас изображена жизнь бедных тружеников «в рубищах и заплатах».
Однако спустя несколько лет живописец значительно смещает акценты при изображении трудового процесса. Картины «Сеятель» и «Жнец», не менее экспрессивные, чем произведения раннего периода, имеют и второе, символическое значение. Сев и жатва подобны рождению и смерти, первой и последней точкам круга земного бытия.
«ЗОЛОТИСТО-ОГНЕННОЕ СОЛНЦЕ»
Вероятно, больше всего дилетантских подражаний вызвали цветы Ван Гога, и в первую очередь – его знаменитые подсолнухи. Главный соблазн – неслыханная простота: крупные ярко-желтые корзины соцветий, помещенные в грубый керамический сосуд… Но коммерческие поделки ничего общего не имеют с подлинным шедевром.
Подсолнухи кисти Ван Гога несут мощнейшую, горячую энергетику, как, впрочем, и большинство его творений. Но главное: в них выражена идея противостояния гибели, трагическая жажда жизни. Лепестки их тянутся к солнцу и неистово корчатся, пытаясь отсрочить неизбежное увядание. «Без идеи нет искусства», - утверждал замечательный русский художник И. Крамской. Но в творчестве Ван Гога мысль никогда не приобретает скучный назидательный оттенок: слишком много страсти, тепла и трагизма вкладывал он в свои работы. «И здесь кончается искусство и дышат почва и судьба», - эти слова поэта как нельзя лучше раскрывают секрет бессмертия работ Ван Гога.
«В ХОЛОДНОМ БЕЗУМЬЕ, В ТРЕВОЖНОМ АЗАРТЕ…»
В картине «Ночное кафе» художник стремился показать силы, враждебные человеку, которые увлекают его за собой к неминуемой гибели. «Я попытался изобразить место, где человек губит самого себя, сходит с ума или становится преступником», - пояснял он в письме к брату Тео. Тона полотна болезненные, ядовитые, как сказали бы сегодня, «кислотные». Художник задался целью «выразить пагубную страсть, движущую людьми, с помощью красного и зеленого цвета».Тревожный красный фон, мрачные, нездоровые оттенки желтого и зеленого великолепно передают тяжелую, прокуренную атмосферу, распад личности и сознания, отравленного никотином, спиртным, азартными играми… Кажется, что за барной стойкой ночного заведения мог бы с успехом стоять сам дьявол.
«ВЕТРА, И ПЛАМЕНИ, И ВОДЫ…»
Ван Гог, стихийный по натуре, ведиколепно изображал природные стихии. На его полотнах ощущается порывистое дуновение ветра, играют солнечные блики, неистовствует летняя жара, клубятся облака… Причем, очертания кипарисов, рвущихся ввысь от земли, явственно напоминают языки пламени.
Особенно привлекали живописца ночные пейзажи. «Ночь гораздо живее и богаче красками, чем день», - утверждал он. В картинах «Ночное кафе на террасе» и «Звездная ночь» художник уводит зрителя за собой в распахнутый космос, «туда, где дышит звездами Ван Гог». Чувство мироздания было с колоссальной силой выражено у этого самого земного из земных живописцев, демократичного и гуманистичного по своим взглядам. Одним словом, «это был честный человек и великий художник, посвятивший всю свою жизнь без остатка служению людям и искусству».
Человечество, ни в грош не ставившее полотна Ван Гога при жизни, возвело его в ранг великих посмертно. Ну как тут не вспомнить Владимира Семеновича Высоцкого: «Не скажу про живых, а покойников мы бережем».
Елена ПЕЧЕРСКАЯ