Пожалуй, любой почитатель отечественного кино даже с закрытыми глазами узнает фильм с участием Любови Виролайнен по её удивительному и неповторимому голосу. В советские годы актриса часто снималась в кино, много работала над дубляжом зарубежных фильмов. Достаточно сказать, что её голосом говорит главная героиня знаменитой комедии с Луи де Фюнесом "Жандарм женится" Николь Крюшо.
Заслуженная артистка РСФСР по-прежнему живёт в городе на Неве. Снимается в кино нечасто. В телепередачах почти не участвует. А попасть на спектакль с Любовью Виролайнен в главной роли уже невозможно – в театре актриса давно не играет и ни в одной антрепризной постановке она тоже не задействована.
- Любовь Ивановна, Вы одна из немногих отечественных актрис, кто ни разу не участвовал в съёмках популярных питерских детективных телесериалов – "Улицы разбитых фонарей", "Бандитский Петербург", "Убойная сила", "Агент национальной безопасности". Ведь многие ваши коллеги, оставшиеся после распада Советского Союза не у дел, активно снимались в этих сериалах. Вы отказывались?
- Не отказывалась, но зачем мне только детективы? Я снималась в других телефильмах – "Время любить", "Одна тень на двоих". Это были тоже большие и довольно хорошие сериалы.
- Так это было ещё в начале 2000-х. Почему сегодня зрители так редко видят Вас в кино? Неужели это связано с тревожными событиями, происходящими на "Ленфильме"?
- Вовсе нет. Если мне предлагают хорошую роль, я сразу соглашаюсь. А сейчас даже сценарии никакие не присылают. Иной раз позвонит какой-нибудь режиссёр:
- Любовь Ивановна, не могли бы вы у меня сняться вот за такую-то сумму в таком-то кинофильме, столько-то съёмочных дней?
- Давайте.
- Сценарий прислать?
- Не надо.
- Почему?
- Мне абсолютно безразлично, какой сценарий. Будь то мелодрама, детектив или комедия.
Сейчас я живу так, чтобы жить прилично. А если нигде не буду сниматься, то и не будет никакого заработка. Поэтому надо как-то выживать, чтобы совсем не нищенствовать. Ведь я давным-давно на пенсии. А в Санкт-Петербурге моей пенсии в размере 9 тысяч рублей хватает только на оплату хорошей квартиры и дачи. Всё! Поэтому ни от каких ролей я давно не отказываюсь. И сейчас с удовольствием снимаюсь в двух картинах.
- У питерских режиссёров?
- Что вы, наши режиссёры меня в упор не видят и никуда не приглашают. Впрочем, так было и раньше: при социализме я снималась, в основном, в Прибалтике и на студии "Мосфильм".
Сейчас тоже работаю со столичными кинокомпаниями, снимаюсь в Украине. Тьфу-тьфу-тьфу, на здоровье не жалуюсь, поэтому могу ещё и поработать, летаю на съёмки в Ялту и Симферополь.
Раньше иногда ходила на всевозможные ток-шоу. Теперь не вижу смысла. Всё выходит за рамки приличия. В студии могут запросто морально растоптать приглашенного гостя, вытереть об него ноги. Разве это дело?
- Как поддерживаете связь с поклонниками Вашего творчества?
- В советские годы мне часто звонили и интересовались, можно ли организовать мой творческий вечер. И я соглашалась. В постперестроечное время звонить перестали, а сама я ничего не пробиваю. Я другой человек – домашний. Мне дома так нравится, что никуда не хочется выходить. Кроме своей дачи, конечно. (Улыбается).
Хотя вы можете меня пригласить с творческой встречей в Люберцы. Я с удовольствием выступлю.
Надо жить в своё удовольствие
- Сорок лет назад, в 1973 г., в Москве начались работы над созданием многосерийного фильма "Вечный зов", в это же время на большом экране показали премьеру картины режиссёра С. Герасимова "Любить человека". Не намечаются ли праздничные мероприятия по случаю юбилея фильмов?
- Меня приглашали на ток-шоу Андрея Малахова, посвящённое "Вечному зову", но я отказалась. Ведь в картине у меня была роль совсем небольшая. Зачем сидеть в студии и изображать из себя актрису "Вечного зова"?
- Думаю, ни для кого не секрет, что многие девушки, смотревшие когда-то "Любить человека", мечтали о такой же любви, которая складывалась у Вас с главным героем, девушки хотели быть на вас похожими. А был ли у Вас человек, на которого Вы в жизни равнялись?
- Кумиров у меня никогда не было, хотя я была девочкой, которая выросла в оккупации в абсолютной нищете. Но я ни на кого не равнялась. Даже на своих учителей, у которых когда-то училась в театре и в кино. Человек должен оставаться самим собой. Зачем надо быть на кого-то похожим, совершать такие же поступки? Я раскрывала себя в своих картинах, ролях и даже у себя дома – как жена, мать и бабушка.
Терпеть не могу кого-то изображать на экране или на сцене в театре. Но так сложилась моя судьба, что мне приходится этим заниматься. Если б я родилась сегодня, то купила бы много-много квартир, сдавала бы их и жила в своё удовольствие. И ни о какой актёрской профессии даже не думала бы.
- Чем же Вы тогда стали заниматься?
- Рисовала бы, писала книги. Одна, кстати, у меня уже есть – "Любить человека". Писала бы стихи, прозу, вязала. Надо жить в своё удовольствие. Я ни за что не положила бы жизнь на алтарь своего государства. Достигнуть чего-то знакового, быть Заслуженной или Народной артисткой – это никому не нужно. Такова моя позиция. Другие актрисы, наоборот, стремятся к званиям, они без этого жить не могут.
- Вы участвуете в художественных выставках?
- Нет, я же не великий художник, занимаюсь живописью для себя. Наверное, мои картины можно будет увидеть, когда меня уже не станет. (Смеётся).
- Ну что Вы такое говорите, Любовь Ивановна? Дай Вам Бог здоровья!
- Спасибо. Ещё надо две картины закончить. А без здоровья никуда.
На даче очень люблю писать пейзажи: цветы, ягоды – калину или рябину – на фоне голубого- преголубого неба.
...и никаких компромиссов
- Если говорить о Вашей театральной деятельности, то после окончания студии при Большом драматическом театре им. Горького, Вы четыре года работали в БДТ, после чего Ваша театральная карьера практически завершилась...
- Это не совсем так. Когда я стала актрисой Театра-студии киноактёра, у меня было три спектакля, в которых я исполняла главные роли: "Машинистки", пьеса "Собака" и "Спокойной ночи". Как антрепренёры, мы играли их на разных театральных площадках.
- Гастролировали?
- Нет, играли только в Ленинграде. Да и я бы никуда не поехала.
- Сегодня сами ходите в театры?
- Я совершенно не выношу театр и уже лет двадцать в них не хожу. Все эти кривляния на сцене, размахивания руками не для меня.
- Ваша внучка – младшая Любовь Виролайнен – пошла по вашим стопам. Не отговаривали?
- Бесполезно. Чтобы прийти к тому, к чему теперь пришла я – надо жизнь прожить. И кто бы мне тогда, в годы моей молодости, не говорил: не ходи, не поступай в театр, – я бы тоже никого не слушала, шла бы своим путём.
А почему я хотела стать актрисой? Потому что жила очень бедно. И до 10-го класса не знала, что такое белый хлеб. Тогда я думала, что актёры это люди, которые купаются в роскоши, у них есть всё на свете. Из-за этого и стремилась быть актрисой. Не по призванию своему – просто мне хотелось кушать. Кушать сытно и вкусно. Так я эту профессию и освоила.
- Любовь Ивановна, у Вас богатый профессиональный опыт. Какой дельный совет можете дать начинающим актёрам?
- Думаю, что к нему мало кто прислушается. Не надо идти с руководством на компромисс. И не важно, кино это, театр или Союз кинематографистов.
Будь ты сто раз гениальным актёром, обладателем премии "Оскар" или "Золотой пальмовой ветви", ты вряд ли в нашей стране получишь звание Заслуженного или Народного артиста, если не будешь боготворить руководство.
Я сроду не шла ни на какие компромиссы. Когда картина "Любить человека" была названа лучшим фильмом, а меня признали лучшей актрисой, мне присвоили звание "Заслуженная артистка РСФСР". Но тогда в стране был социализм – изумительная форма существования государства. А сейчас мне стыдно в свои "за 70" носиться по съёмкам, чтобы выжить.
В былые времена думали об актёрах всех возрастов. Находясь в штате Театра- студии киноактёра, даже если не снималась какой-то период в кино, я получала такие деньги ( они назывались «простойные) , на которые можно было спокойно жить и ждать желанной роли. Капитализм растоптал всё: и совесть, и честь, и достоинство.
- В 1980 году Вы стали Заслуженной артисткой РСФСР. От этого есть какие-то привилегии?
- Нет. Звания вообще надо отменить. Союз кинематографистов тоже не должен существовать – есть собесы.
Можно получить "Пальмовую ветвь" и не иметь при этом никакого звания. Удивляет одно: вот поздравляешь ты своего руководителя театра огромными букетами по праздникам – можешь рассчитывать на звание, а если актёр, полный достоинства, приходит в театр и блистательно играет свои главные роли – ему вряд ли дадут заслуженное звание. Раньше человек ценился по чести и достоинству, сегодня, увы, другие времена.
- Не хочется завершать нашу беседу на такой минорной ноте. Поэтому искренне желаю Вам крепкого здоровья, благополучия в семье и новых хороших ролей.
- Спасибо большое. И до встречи.
Богдан КОЛЕСНИКОВ
Фото из архива