Будни депутата. Сделать мир лучше


Павел Софьин – человек, хорошо известный далеко за пределами Люберец. Российский спортсмен, толкатель ядра, призёр чемпионата мира 2006 года, участник двух Олимпийских игр, чемпион России. Сегодня в нашем городском округе Софьин возглавляет Школу олимпийского резерва, готовит будущих чемпионов России, а кроме того, является депутатом. С этого и начался наш разговор.



- Павел Асланбекович, зачем Вам, успешному спортсмену, директору одной из лучших в Подмосковье спортивных школ, нужна общественная работа? Ведь быть депутатом – означает не принадлежать себе, постоянно разбираться в вопросах, не имеющих отношения к основной работе, принимать ответственные решения. Словом, зачем Вы пошли работать в Совет депутатов?


- Ну, наверное, чтобы сделать мир немножечко лучше.


- А поконкретнее можно?


- На протяжении двух созывов я был членом Общественной палаты Люберецкого района. Ряд вопросов, которые возникали в процессе работы, привели меня к тому, что нужно развиваться дальше и делать больше. Следующая ступень для меня – Совет депутатов. Решил попробовать себя на этом поприще и теперь работаю в Совете депутатов над теми аспектами развития спорта, которые считаю нужными и важными, конкретно над проектом «Детский спорт».


- То есть Ваше основное направление работы в Совете депутатов – это развитие спорта в Люберецком округе. Расскажите поподробнее, как у нас обстоят дела с развитием спорта. Когда готовилась к интервью, я нашла Ваше интервью «Люберецкой газете» 2013 года, где Вы говорите, что в районе катастрофически не хватает спортивных площадок и школ. А как сейчас? Ситуация улучшилась?


- Да, улучшилось, можно сказать, ситуация развивается динамично. Открываются спортивные площадки во дворах, реконструируются стадионы, от федераций открываются спортивные залы. Недавно открылся зал для занятий настольным теннисом. Радует, что не только дети, но и взрослые, и пожилые люди начали активно заниматься спортом. Зайдите на стадион около нашей школы – там всегда много людей.


Сейчас наша основная задача – информировать родителей о тех изменениях, которые происходят в этой сфере, чтобы активнее привлекать детей к занятиям спортом. Например, в проекте «Открытый спорт» мы проводили открытые для всех тренировки в школах, и дети приходили попробовать, они могли разобраться, интересен им этот вид спорта или нет. Плюс мы стараемся разъяснять родителям, как начать заниматься спортом, куда прийти, как записаться в ту или иную школу, секцию. К сожалению, далеко не все знают, какие возможности есть у нас в городском округе для занятий спортом.


- Эти спортивные кружки платные или бесплатные?


- Те кружки, которые идут от спортивных школ, на 90% бесплатные. Есть, конечно, и платные услуги в спортивных школах, но это связано с тем, что у нас есть возрастные ограничения для некоторых видов спорта, которыми можно заниматься не раньше определённого возраста. Мы просто не можем брать детей младше. И вот для них мы организовываем платные группы общей физической подготовки. ОФП-лёгкая атлетика, ОФП-гимнастика, ОФП-борьба. И когда дети подходят к возрасту спортивной подготовки, они полностью готовы к тем стандартам, которые у нас существуют и без проблем поступают в бесплатные группы.


- По Вашему опыту это сложно, вырастить чемпиона?


- Сейчас это проще, потому что есть специальные программы, есть понимание ступеней развития спортсменов. Уже нет шатаний и разброда, которые были в переходное время, которое я застал. Сейчас чётко разработаны ступени, этапы, по которым ребёнок может идти и достигать олимпийских побед.


- Когда к Вам в школу приводят маленьких детей, Вы понимаете сразу, кто из них может стать чемпионом?


- Есть целая наука на этот счёт, которая сейчас развивается в недрах Министерства спорта РФ. Даже есть центры, в которых по определённым критериям в морфологии и генетике можно определять будущего чемпиона. Пока это есть только в Москве, но думаю, скоро появится везде. В самом начале, когда ребёнок начинает заниматься, определить его спортивное будущее невозможно, потому что он растёт и от каждого этапа взросления зависит, каким он будет. Как мы можем увидеть в 10 лет, каким он будет в 14? Каждый ребёнок развивается индивидуально. Это может сделать только наука. Недавно мы даже проводили эксперимент с группами по футболу. К нам приезжали специалисты из Центрального спортивного института и провели морфологические исследования, могут ли наши дети заниматься именно футболом, какие у кого перспективы.


- В Вашей школе же не только футбол, там много видов спорта?


- Да, всего одиннадцать: от олимпийских до интеллектуальных.


- Интеллектуальных – в смысле шахматы?


-Да. У нас очень интересная программа, по которой дети с малых лет постигают азы шахмат и потом успешно развиваются. По этой теме можно целое интервью сделать с нашим специалистом. Главное здесь то, что дети получают информацию доступным и простым способом – через компьютеры и планшеты, и всё это происходит в интересной атмосфере через программу, которая разработана нашими специалистами. То есть не через листочки и шахматную доску, а именно в понятной им компьютерной форме. В итоге ребята очень быстро осваивают игру, это целая технология, и хорошо потом играют. И всем очень интересно.


- Ух ты! Действительно очень интересно. А как Вы считаете, ребятам, которые занимаются олимпийскими видами спорта, гаджеты мешают или помогают?


- Сегодня гаджеты – это часть нашей жизни и невозможно отделить человека от гаджета, потому что с малых лет мы взаимодействуем с окружающим миром через гаджет. И по-другому уже не будет. Устройства будут только развиваться и всё глубже уносить нас в цифровой мир. Не могу сказать, что это плохо. А с точки зрения развития спорта в целом, могу сказать, что если мы не оцифруем в ближайшее время наш спорт, то отстанем ещё сильнее от всего мира. Мы сейчас уже отстаём лет на двадцать. Те преимущества, которые дают цифровые технологии, ускоряют и выводят на иной качественный уровень процесс тренировок.


Например, у норвежцев существует целая система. Когда ребёнок начинает заниматься спортом, он включается в специальную электронную систему. Как наш электронный дневник, только сложнее. Эта система помогает ему намного быстрее приблизиться к высокому уровню. Через неё у юного спортсмена есть доступ к самым передовым технологиям Норвегии и лучшим специалистам. Каждый ребёнок находится на контроле, и система сама ведёт его в правильном направлении. Родители тоже в неё включены и понимают, что и как происходит.


- У нас это как-то развивается?


- На конференциях говорят, что в ближайшее время такая система в России появится. Мы с нетерпением ждём.


- Вот, кстати, хотела спросить Вас про Олимпиаду в Токио. Опять начинается этот кошмар с допингом.

Человеку, далёкому от спорта, абсолютно непонятно, что происходит. На нас нападают, потому что нас не любят, мы жертвы, и на самом деле белые и пушистые? Или правда, всё плохо, у нас один допинг и нас наказывают справедливо?


- Дела очень простые. Мы пока играем в «кошки-мышки». Ни специалисты, ни люди, которые далеки от спорта, не могут понять, на каком уровне эти «кошки-мышки» происходят. Поэтому мы можем много говорить о том, что нас дискредитируют, что всё вокруг плохие. Но истинную картину имеет только определённый и, я думаю, весьма ограниченный круг лиц. Мы только надеемся на то, что наше дело правое и знамя российского спорта скоро будет на всех крупных соревнованиях выше всех. Верим, что все стадионы будут стоять под наш гимн, когда будут награждать наших спортсменов.


- Но пока оснований для такого оптимизма как-то совсем мало…


- Потому что это игра «кошки-мышки» и мы не обладаем той информацией, которой обладают люди, которые этим занимаются. Мы можем только ориентироваться на нашего министра спорта и руководителя олимпийского комитета. А они говорят, что всё хорошо и всё будет вовремя сделано. Всё остальное – это домыслы.


- Скажите, а Вам приходилось сталкиваться с допингом в спортивной карьере?


- Я 10 лет жил в мировой системе «Адамс», созданной ВАДА. В то время это был не отрегулированный толком портал в интернете, и все это было достаточно сложно. Не знаю, может быть, сейчас уже стало проще. А в то время я должен был добавлять каждый день всё, чем занимаюсь. Там есть определённые интервалы времени, через которые нужно заходить и добавлять информацию. Причём это я должен был заполнять на месяц вперед. Это был настоящий кошмар. Инспекторы ВАДА приезжали ко мне домой в 6 утра, чтобы взять допинг пробы. Когда я приезжал на соревнования, ещё не успевал поставить чемодан в номер, а меня уже ожидал у двери инспектор ВАДА, чтобы я срочно сдал кровь на анализ. Это был ужас. Я как вспоминаю, мне до сих пор плохо, что на Олимпиаде-2008 я сдал столько допинг-проб, сколько за всю жизнь не сдал.


- А в современном мире можно побеждать без допинга? Может у наших соперников такие хитрые допинги, которые не определяются в лаборатории и за счёт этого они побеждают?


- Я соглашусь с теми специалистами, которые сейчас у нас борются с допингами, что ВАДА – это система. То есть те страны, которые смогли сформировать внутри своей спортивной семьи правильную систему подготовки и взаимодействия всех структур, которые ускоряют этот процесс, находятся в лидерах. Допинг сам по себе это не панацея. Знаете, спортсмены сами любят иногда говорить: «Он выиграл, потому что что-то такое он съел». А ты попробуй съесть и выиграть. Дело не в том, что кто-то что-то принимает, нужна целостная система подготовки и мышления, от которых зависит результат.


- На днях посмотрела Ваш Instagram, там всё о школе и ни слова о работе в Совете депутатов. Почему так?


- Я зарегистрирован на портале «Избиратель-депутат» от Совета депутатов, он в общем доступе. И вся моя работа, связанная с депутатской деятельностью, освещается именно там. Если смешивать два вида работы в одном Instagram, то моя работа и как директора школы, и как депутата не будет видна.


Полина ИВАНОВА

Фото Богдана Колесникова и из архива П.А. Софьина

Нет комментариев
Добавить комментарий