Осенью наша газета опубликовала интервью с начальником отдела уголовного розыска МУ МВД «Люберецкое» Василием Ивановым. Тогда же мы договорились сделать отдельное интервью о мошенниках. Да, и мы, журналисты, и сотрудники органов внутренних дел постоянно рассказываем о том, как легко в современном мире моментально потерять все свои сбережения, если попасться на уловки мошенников. Но люди все равно попадаются!
Опубликовано - 22.05.20 в 15:22 время чтения ~ 5 минут
Технологии стремительно развиваются, и простому человеку трудно уследить за ними. Да что там технологии, многие люди даже не утруждаются соблюдать элементарные правила собственной безопасности, о которых уже, кажется, не написал только ленивый. Этим зачастую и пользуются преступники, умеющие вкрадываться в доверие. А ведь если соблюдать простые правила, то никакие мошенники не страшны.
- Василий Юрьевич, давайте начнём с цифр. Сколько совершается мошенничеств в Люберецком округе ежегодно?
- В 2019 году было зарегистрировано 121 преступление, квалифицированное как мошенничество. Из них контактных – то есть, когда потерпевший и преступник видят друг друга – 64 случая, а дистанционных 57. В 2018 году таких преступлений было 112.
- По Вашему опыту, мошенники – это отдельные люди или группы лиц?
- Мошенники чаще всего – это отдельные личности. Наиболее распространённым является мошенничество с использованием электронных средств платежа (статья 159, прим. 3 УК РФ). Например, преступник похищает или находит банковскую карту и расплачивается ею в магазинах. Оплачивает покупки на суммы, не превышающие 1 или 3 тысячи рублей, что позволяет ему не пользоваться вашим пин-кодом или процедурой аутентификации. Точная сумма лимита покупок без пин-кода зависит от банка.
Чтобы избежать подобных ситуаций, настоятельно рекомендую всем читателям «ЛГ» установить в настройках банковской карты обязательное введение пин-кода при оплатах даже незначительных сумм.
- Расскажите о самых распространённых способах мошенничества.
- Существует множество видов мошенничеств, но самыми распространёнными остаются «телефонные мошенники». Они представляются сотрудниками банков или иных организаций, и требуют перечислить определённую сумму денег на абонентские номера сотовых телефонов.
Мошенничества с использованием банковских карт. Владельцу карты приходит сообщение на сотовый телефон: «Ваша карта заблокирована». Абонент просит перезвонить по указанному в смс номеру телефона. Когда человек перезванивает, преступник представляется работником банка и сообщает, что электронной картой кто-то пытался воспользоваться, и деньги нужно срочно перевести на другой счёт. Предлагается дойти до ближайшего банкомата и выполнить ряд действий. Под диктовку жертва перечисляет все средства на различные номера сотовых телефонов, как правило, зарегистрированных за пределами Московской области.
Хочу напомнить всем жителям нашего округа, что сотрудники банка не обзванивают своих клиентов и не посылают смс-сообщения, за исключением тех случаев, когда вам делают предложения – например, взять кредит на выгодных условиях.
Мошенничества в отношении грузоперевозчиков. Мошенник звонит в компанию, занимающуюся транспортировкой грузов, и представляется предпринимателем, желающим перевести груз в другой город. При этом он предлагает существенно сэкономить на дизельном топливе, заправившись на «своей» АЗС. Но из-за проблем с терминалом на заправочной станции он просит заранее перечислить на указанный им абонентский номер деньги. Надо ли говорить, что после того, как деньги перечислены, мошенник пропадает из эфира.
Хищения денег, совершённые под видом продажи предметов. Потерпевший даёт объявление о продаже какого-либо предмета или вещи на сайт. Ему звонит мошенник, который представляется покупателем. Во время телефонного разговора он входит в доверие к продавцу и якобы с целью перечисления денег узнаёт все данные его банковской карты. В итоге обнаруживается, что со счёта списывают денежные средства, а покупатель больше не выходит на связь. Схема проста, но бывают аналогичные ситуации с точностью до наоборот, когда мошенник выступает в роли продавца несуществующего товара или услуги.
Хищения, совершённые под видом выплаты компенсации. Преступники представляются пенсионерам соцработниками и сообщают, что государство выплачивает им большую сумму денег, но для её получения им необходимо заплатить «комиссию» в несколько тысяч рублей.
- Кто обычно становится жертвой виртуальных мошенников? Касается ли это только пожилых людей?
- Мошенникам верят и молодые люди, и граждане пожилого возраста, и компьютерная грамотность здесь не важна.
- Как уберечь своих пожилых родственников от подобных ситуаций?
- Самое главное, необходимо разъяснять своим пожилым родственникам, что нельзя открывать дверь незнакомым людям, отвечать на телефонные звонки с незнакомых номеров, быть более бдительными и чаще напоминать им о мерах личной безопасности. И будьте с ними всё время в контакте, это очень важно.
- Сейчас у нас карантин, люди сидят дома. А как социальная самоизоляция влияет на мошенников?
- Мошенники всегда идут в ногу со временем, и, конечно же, во время пандемии не перестают изобретать новые способы обмана. Вот и сейчас, пока люди находятся на самоизоляции, мошенники выступают в роли продавцов пропусков. Или присылают смс с информацией, что «Вам необходимо оплатить штраф за нарушение режима самоизоляции». На территории городского округа Люберцы таких случаев пока не зарегистрировано, но в других регионах они есть, поэтому надо быть начеку.
Телефон дежурной части МУ МВД России «Люберецкое»: 8 (495) 554-93-94.
Полина Иванова
***
В апреле в дежурную часть Малаховского отдела полиции МУ МВД России «Люберецкое» поступило заявление от 30-летнего мужчины. Он рассказал, что с его банковской карты неизвестные списали денежные средства.
В результате оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками отдела уголовного розыска МУ МВД по подозрению в совершении преступления установлена и задержана ранее судимая 39-летняя местная жительница. Злоумышленница обнаружила утерянную банковскую карту заявителя, после чего осуществила оплату товаров на общую сумму более 10 тысяч рублей в восьми магазинах Малаховки. Возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество с использованием электронных средств платежа». Санкция данной статьи предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет.
***
В середине апреля в столице полицейские задержали лжеврача из Подмосковья, подозреваемого в попытке мошенничества в отношении пенсионерки.
В ходе проверки полицейские выяснили, что пенсионерке на домашний телефон позвонил неизвестный мужчина и представился главным врачом поликлиники. Он сообщил, что у женщины обнаружено серьёзное заболевание, а в случае отказа от лечения её может парализовать. Почувствовав, что пожилая женщина сильно испугалась, мошенник предложил купить необходимое для лечения лекарство, цена которого превышала 500 тысяч рублей. Пенсионерка сняла в банке деньги, а затем договорилась о встрече с курьером. В момент передачи денег подозреваемый в мошенничестве был задержан. Им оказался ранее судимый житель Подмосковья. По данному факту возбуждено уголовное дело. В отношении мужчины избрана мера пресечения – заключение под стражу.
***
Как сообщает портал Рамблер, в Подмосковье появились мошенники, которые пытаются проникнуть в квартиры пенсионеров под видом доставки продуктов, представляясь сотрудниками продуктовой базы. Пенсионерам они объясняют, что продукты с базы заказали их родственники.
По информации журналистов газеты «Коммерсантъ» в продаже в интернете появилась база данных, которые якобы принадлежат более чем 9 млн. клиентов службы экспресс-доставки СДЭК. В базе, выставленной на продажу за 70 тысяч рублей, содержатся данные о доставке и местонахождении грузов и сведения о покупателях, включая ИНН. На скриншоте, предоставленном продавцом, стоит дата 8 мая. В свою очередь в СДЭК заявили газете, что у них не было утечки данных. По словам представителя компании, личные сведения собирает множество фирм, в их числе – государственные агрегаторы, поэтому утечка могла произойти с какого-либо другого ресурса.