Ровно 80 лет назад, 8 сентября 1941 года, охваченный войной Ленинград оказался в кольце блокады, продлившейся долгих 872 дня.
В нашем городском округе проживает 41 человек, награждённый знаком «Жителю блокадного Ленинграда». И сегодня мы хотим рассказать об одном из них. Это Александра Васильевна Голубева. Совсем недавно ей исполнилось 85 лет. Среди поздравивших её был и люберецкий депутат Дмитрий Крестинин.
Опубликовано - 11.09.21 в 10:31 время чтения ~ 1 минута
Александра Васильевна родилась в Кронштадте 29 августа 1936 года. Василий Сергеевич, её отец, был военнослужащим, а мама Анна Фёдоровна в первые месяцы войны работала на заводе, принимала участие в производстве артиллерийских снарядов.
Шуре не было и шести лет, когда она услышала это страшное слово – «война».
- Детский сад, в который я ходила, уже в первые месяцы войны хотели отправить в эвакуацию, – вспоминает блокадница. – Собрала мама в дорогу кое-какие мои вещи, однако эвакуировать нас уже не смогли: кольцо вражеской блокады замкнулось, и пароход с нами, детьми, немцы с Финского залива не выпустили. Не знаю, каким чудом мы вернулись в Кронштадт, ведь вражеские самолёты пароход беспрестанно атаковывали.
Прожили мы здесь до весны 1942 года. Голодно было. Чтобы не умереть, люди ели кошек и собак. В котёл кидали всё, что могло дать хоть минимальную сытость. Помню, мама однажды сварила нам похлёбку из кожаного ремня…
В начале апреля нас эвакуировали. По железной дороге отправили на Урал. Эшелон постоянно попадал под бомбёжку. И во время очередной остановки всех предупредили, что дальнейший путь ещё опаснее, поезд в любой момент может быть разбит врагом. И нас распустили. Поскольку мои родители родом из Тверской губернии, мы с мамой и старшей сестрой Валей вышли из поезда и отправились к родственникам. Сколько же сожжённых сёл и деревень попадалось на нашем пути в Калининской области.
С горем пополам добрались до родственников. Домов здесь не осталось, всё спалили немцы. Люди жили в землянках. Работать было негде, и мама вскоре разузнала, что ближе к Торжку, где-то в 200 км от места, где мы остановились, образовывалось подсобное хозяйство. И отправились мы туда пешком. Сил идти не было, спасибо местным жителям, которые иной раз угощали нас кто чем может.
Добрались до места назначения – в Чевакино, мама устроилась в подсобное хозяйство Райпотребсоюза, работала на скотном дворе. Вместе с ней трудилась и Валя, ей уже было 12 лет. Весь заработок тратили на еду.
Жителей в Чевакине было много, поэтому сначала в домах проживало по нескольку семей. Позже людей постепенно расселяли в построенные рядом финские домики.
В девять лет я пошла в школу. Когда немножко повзрослела, стала помогать маме и сестре на скотном дворе. Работы хватало с головой, ведь на нас лежали уход и содержание 12 лошадей, 6 коров, 30 овец и двух поросят.
Окончила я всего 6 классов. Ещё в течение 2,5 лет работала в подсобном хозяйстве. В 1955 году в возрасте 18 лет вышла замуж. Иван, мой будущий муж, приехал с бригадой из Москвы бурить в посёлке артезианскую скважину.
Познакомились мы на танцах. Увидела я перед собой худенького обаятельного паренька в телогреечке и сигареткой в зубах. Завязалась между нами дружба, которая вскоре переросла в любовь. И 1 мая мы расписались.
Вместе с супругом за 8 лет мы исколесили десятки городов Рязанской и Московской областей – Коломну, Подольск, Ступино, Серпухов, Фрязино, Щёлково. В 1958 году как молодой семье, в которой уже подрастала маленькая дочь Наташа, нам выдали в Сходне комнату. Вскоре у нас родилась ещё одна доченька – Надя.
Работала я в Сходне на мебельной фабрике упаковщицей.
В 1969 году наша семья переехала в Люберцы, на улицу 50-летия Комсомола. Муж продолжал ездить по командировкам, а я устроилась на завод «Москабель». Трудиться здесь в две смены было тяжело, и я уволилась. Затем больше 20 лет проработала во Всесоюзном НИИ «Альтаир».
Кстати, на этом предприятии в разные годы работали мои дочери, внук и внучка. Общий трудовой стаж нашей династии в «Альтаире» – 65 лет.
Уже в послеперестроечное время я работала в Люберцах. Сначала в детском саду № 50, а перед выходом на пенсию около трёх лет была вахтёром на учебно-производственном предприятии «Модуль» Всероссийского общества слепых.
Любимые дочки подарили мне внука и внучку, ещё у меня есть правнучка Лера, ей 10 лет.