Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

Его судьба не уложится в книгу

Одному из старейших поэтов России, замечательному поэту-фронтовику, члену Союза писателей СССР с 1958 года и нашему земляку Ивану Васильевичу Рыжикову 7 июля этого года исполнилось бы 100 лет.



Опубликовано - 26.06.22 в 15:00 время чтения ~ 5 минут



Ветеран не дожил до своей вековой даты. Его не стало три года назад. Но после него осталось множество поэм и стихов, очерков и переводов. На его счету – более 40 книг. В своём творчестве Иван Васильевич продолжил традиции русской классической литературы, не сворачивая с пути своего земляка и учителя А. Т. Твардовского. Иван Васильевич писал:

Но если бы спросили у меня,

Что для тебя дороже всех на свете?

Я произнес бы, голову склоня,

Всего два слова – Родина и дети…»

В характеристике, написанной своей рукой, Иван Васильевич отмечал: «Сам я стал писать довольно рано. С каких лет точно сказать не могу, тем более, что я не знал, чему отдать предпочтение: музыке (я начал играть с четырех лет), живописи (рисовал лет с восьми) или литературе. Ничего не прояснила даже Первая литературная премия, которую я получил в 12 лет на Всесоюзной школьной олимпиаде в 1934 году. По детской наивности я просто не придал этому событию никакого значения. Ясность внесла только Великая Отечественная война, начало которой совпало с окончанием средней школы».

22 июня 1941 года 18-летний Иван пришел в Смоленский райвоенкомат вместе с одноклассниками. Всего их было 23 человека. Но первым на фронт ушел его отец Василий Павлович Рыжиков, который 4 июля 1941 года погиб на передовой.

Где отец схоронен – неизвестно,

Лишь известно: он погиб в бою,

По-солдатски преданно и честно

Защищая Родину свою.

Не прославлен, но и не забытый

С тех еще не выплаканных лет,

Он лежит, в сырой земле зарытый,

Где могилам даже счета нет.

Жизнь мою война не подкосила.

Но, случайно выживший боец,

Я стою над каждою могилой,

Словно в ней покоится отец!»

Отец был снайпером. А сын встал под ружье уже 11 июля 1941 года. В окопе с этюдником не поработаешь, скрипку не возьмешь. А блокноту и карандашу место в гимнастерке всегда найдется. Вот и писал он нередко статьи, а в основном – стихи, которые нравились солдатам. Это его вдохновляло.

На фронте было все-таки попроще.

Вот друг. Вот враг. Вот отчая земля.

Она своя – от этой стылой рощи

До жарких звезд Московского Кремля.

Она своя. За малым остановка:

Когда сержант скомандует: «В ружье!»

Подняться в рост.

Перемахнуть за бровку

И умереть достойно за нее…

Иван Васильевич участвовал в боях на Северо-Западном фронте, освобождал от немцев Молдавию, Румынию и Польшу. Встретил победу в Болгарии.

Из воспоминаний И.В. Рыжикова: «После войны весной 1946 года состоялось совещание фронтовых писателей, в котором я принял участие. Вел его председатель Союза писателей СССР Николай Тихонов, от него мне довелось услышать немало хороших слов в свой адрес. А на состоявшемся Пленуме Союза писателей я был назван в числе девяти лучших фронтовых писателей. Так у меня окрепла уверенность в том, результаты моего творчества не стыдно показать миллионам россиян».

Занимая разные посты, работая на радио и телевидении, Иван Васильевич писал, писал и писал стихи. В результате выпущено около 40 его сборников.

В Люберцах на протяжении четырех десятков лет Иван Васильевич руководил поэтическим клубом «Вдохновение». Мы гордимся тем, что такой замечательный поэт был сначала гостем, а потом участником Центра духовного единения «Родник».

Как многому он нас научил. Всегда с улыбкой на лице, а в глазах хитринка. Он внимательно слушал выступления участников той или иной встречи, а потом читал свои стихи. А как читал, заслушаешься. Вся поэзия Ивана Васильевича дает полное право говорить, что он яркий пример стойкости и независимости в жизни и литературе. Все его творчество пронизано болью, состраданием, любовью к окружающему миру и людям. Его стихи настолько мелодичны, что на них были написаны песни, которые часто исполняли Инна Тхорик, Ольга Валимова, Александр Якунин.

За мужество, талант бесценный

Пред нами коленнопреклоненный,

Стоим, как несмышленные юнцы,

Судьбу свою схвативши за концы,

И думая, что все в руках у нас

На этот век, на этот год, на этот час

Но не достигнув мудрости его,

О жизни не узнаем ничего…

Нинель Смураго.

После того, как Ивана Васильевича не стало, остался его огромный материал в архивах. Об этом рассказала его дочь Ирина. В настоящее время она работает с ним и надеется , что сможет выпустить посмертное издание. Пожелаем ей удачи и будем ждать новой встречи с творчеством поэта.


Алла КАРПЕНКО,

заслуженный работник

культуры РФ, почетный

гражданин г. Люберцы

Нет комментариев
Добавить комментарий