Голос родом из детства

Заслуженная артистка РСФСР Маргарита Корабельникова, 19 июня отметившая юбилей, давно ушла из профессии и больше десяти лет назад навсегда уехала из столицы в родное Подмосковье.



Опубликовано - 27.06.21 в 15:15 время чтения ~ 10 минут



Именно здесь, на даче в Загорянке, где Маргарита Павловна проживает со своим любимым преданным другом – псом по кличке Фрэй, состоялась наша встреча.

Актриса оставила значительный след в истории нашего кинематографа, отечественной мультипликации и культуры в целом. Свой неповторимый голос она подарила сотням детей, а иногда и взрослым, которых в течение нескольких десятилетий озвучивала, дублируя советские и зарубежные фильмы.

Именно Корабельникова в 1965 году стала первой ведущей детской телепрограммы «Будильник».

Исполнительница главных ролей в радиопостановках «Дюймовочка», «Мальчик с пальчик», «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», она записывала грампластинки, и довольно скоро талант привёл артистку на легендарный «Союзмультфильм». Её звонкий голос, артистизм и харизма здесь были очень кстати.

Достаточно сказать, что именно голосом Маргариты Павловны в советских мультиках разговаривают всеми любимые Умка, Антошка и Бибигон. Озвучивала она и близняшек Олю и Яло в сказке «Королевство кривых зеркал», «Вождя Краснокожих» Джонни Дорсета в фильме «Деловые люди», Ванюшку в «Судьбе человека» – всего более сотни картин.


Когда я перетупил порог её гостеприимного дома, актриса радушно улыбнулась и предложила расположиться там, где нам будет удобнее пообщаться. И я присел к столу.

- Ноги уже плохо ходят, поэтому по дому я передвигаюсь медленно, – признаётся Маргарита Павловна, приближаясь к столу. – Зрение тоже подводит, но я всё равно не могу без чтения. Сейчас перечитываю Тургенева. Недавно закончила «Отцы и дети», «Новь» и «Бретёр», теперь небольшие рассказы читаю.

Артистка присела на диванчик возле стола и с лёгким кокетством и присущим ей чувством юмора, поправляя волосы, продолжила: «Ты жениха бы мне нашёл. Пусть ему лет 70 будет, а там разберёмся. Хотя можно и помоложе. Только мой возраст пусть останется в тайне. (Смеётся). Ну хорошо, настроение друг другу мы подняли, теперь переходим к делу».


- Маргарита Павловна, минуло уже 80 лет с того дня, когда началась Великая Отечественная, самая кровопролитная и страшная война в истории нашей страны… Каким Вам запомнилось лето сорок первого?

- Родилась я в подмосковном городе Мытищи. Но никак не в Кишинёве, о чём часто ошибочно указывают многие источники. Павел Алексеевич, мой отец, был разведчиком, работал в НКВД. А мама Мария Павловна трудилась в Министерстве иностранных дел СССР.

Четыре класса я успела окончить, и началась война. Когда в июле 1941 года немецкая авиация стала бомбить Москву, нас с мамой отправили в эвакуацию в Челябинскую область, в город Каменск-Уральский. Пробыли мы там около года и вернулись обратно. Снова продолжила учёбу в школе.

Отца я подолгу не видела, но при этом понимала, что если домой иногда приносят ведро капусты, значит, он жив…

- Ваше детство опалила война. Когда Вас посетила мысль о том, что хотите стать актрисой?

- Это было ещё в школе. Ведь я постоянно участвовала в художественной самодеятельности, была задействована во многих творческих постановках. Мне это нравилось. Помню, на одном из литературных вечеров, прочитав отрывок из «Руслана и Людмилы», краем уха услышала, как один из педагогов кому-то обмолвился, мол, «артистичная девчонка».

Честно говоря, была б моя воля окончить всего семь классов, я б так и сделала. Ведь все мои мысли уже были о сцене, а не об учёбе. Но я прекрасно понимала, что школу нужно окончить – и чем успешнее, тем лучше для меня, поскольку при поступлении в театральное училище могут запросто заглянуть и в аттестат. А если там всё худо?.. Поэтому азы науки я порой постигала через не могу.

Пришлось нашей семье испытать и трудности послевоенной жизни. Родители мои развелись, и чтобы хоть как-то помочь маме, мы с двоюродным братом продавали на рынке в Мытищах пирожки, испечённые нашей бабушкой Пашей. И на вырученные денежки покупали продукты первой необходимости.

- После окончания школы целенаправленно поступали в Театральное училище им. Щукина или рассматривались и другие варианты?

- Думала о Школе-студии МХАТ. Но так совпало, что вместе со мной туда показывалась девчоночка, с которой и по комплекции, и по харизме мы были очень похожи. Однако у неё в кармане был козырь: она – дочка какого-то влиятельного человека. Сейчас уж не помню, может, какой-нибудь известной артистки, хотя это теперь и не имеет значения. Главное, что её, разумеется, взяли, а мне лишь дали рекомендацию – показаться в Щукинское училище. Немного расстроившись, но не опуская руки, я отправилась туда. Успешно прошла тур за туром, и меня приняли.

- Художественным руководителем курса стал известный театральный актёр, режиссёр и педагог Иосиф Моисеевич Толчанов. Выпуск состоялся в 1953 году, но почти весь курс разлетелся по городам СССР. В Москве осталось всего несколько человек, в том числе Олег Стриженов и Людмила Перепёлкина. Однокурсники поддерживали между собой отношения после окончания училища?

- Первое время регулярно, но со временем многие обзавелись семьями, кто-то и вовсе ушёл из профессии, и мы постепенно растерялись. Знаю, что Ирины уже нет в живых, а вот Олегу хочу пожелать здоровья и бодрости духа.

- По какой причине не сложились Ваши отношения с театром?

- Ну, почему не сложились? Один сезон я прослужила в Театре имени М.Н. Ермоловой, а потом несколько лет выходила на сцену Московского драматического театра (позже сменил название на Театр на Малой Бронной, – прим. авт.). Но начались какие-то недоразумения. И необязательно по злому умыслу. Мне это было ни к чему, и театр я решила покинуть. Навсегда!

Но из искусства я не ушла. Меня постоянно приглашали озвучивать мультипликационных героев, а также детей – в сказках и художественных фильмах. Занималась я и дубляжом зарубежных картин.

Голосом Маргариты Павловны говорят Умка, Антошка и Бибигон в одноимённых мультфильмах. Мариука в «Ореховом прутике», Заяц в «Трям! Здравствуйте!», Вовка в «Возвращении блудного попугая», Ворона в «Котёнке с улицы Лизюкова», Зайчишка в мультфильме «Дед Мороз и Серый волк», некоторые герои в мультсериалах «Приключения Незнайки и его друзей» и «Незнайка в Солнечном городе».

Свой голос актриса подарила Оле и Яло в сказке «Королевство кривых зеркал», Ванюшке в «Судьбе человека», Серёжке в «Журавушке», а в «Снежной сказке» – главным героям Лёле и Мите.

Голос Корабельниковой украшает и многие зарубежные картины: «Кнопка и Антон», «Крик с улиц», «В пустыне и джунглях»…


Я работала со многими известными режиссёрами. До сих пор вспоминаю кинорежиссёра Михаила Калика. И актёра Марка Бернеса, с которым мне часто приходилось работать на дубляже. Он был очень щедрым, бескорыстным и доброжелательным человеком.

У меня сложились очень тёплые и дружеские отношения со знаменитым кинорежиссёром Александром Артуровичем Роу. Поэтому он не только приглашал меня озвучивать детей в своих добрых сказках, но и подарил мне несколько небольших ролей – в фильмах «Морозко», «Золотые рога», «Огонь, вода и… медные трубы».

- В 1965 году Вы стали первой ведущей телепрограммы «Будильник». С чего всё начиналось?

- Нескольких артистов пригласили в студию и предложили попробовать себя в роли ведущего новой детской телепередачи. Одну актрису попробовали, другую – всё не то. «Чего ж здесь такого сложного? – поднялась я с места. – Представьте, что вы сидите у себя дома и общаетесь не с телезрителями, а с сидящим напротив вас собеседником». И мне предложили «подтвердить свои слова на деле». Я попробовала, всё получилось.

Около трёх лет была бессменной ведущей этой полюбившейся маленьким зрителям телепрограммы. Но в один прекрасный день, когда я вернулась из отпуска, на «моём» месте уже сидела другая ведущая – Валентина Леонтьева. Конечно, я очень расстроилась, но жизнь-то на этом не заканчивается.

- Тем не менее, Маргарита Павловна, в начале девяностых Вы всё-таки ушли из профессии. С чем это было связано?

- В театре к тому времени я уже давно не работала, в кино абы в чём сниматься не хотела, соглашалась только на озвучивание мультфильмов и дублирование зарубежных картин. Однако мой голос стал звучать уже не так, как мне хотелось. И я постепенно ушла в тень. Хотя ещё какое-то время участвовала в творческих встречах со зрителями.

Конечно, безмерно скучаю по работе, но теперь от этого я очень далека…








Нет комментариев
Добавить комментарий