Кинолог – это призвание, а не профессия

21 июня в России отметили День кинологических подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации. В этом году этой службе исполнилось 111 лет.



Опубликовано - 26.06.20 в 07:26 время чтения ~ 2 минуты


 

История кинологической службы в России началась в 1906 году. Именно тогда по примеру Германии было создано «Российское общество поощрения применения собак в полицейской и сторожевой службах». В 1908 году прошло первое всероссийское испытание полицейских животных. Успехи служебных собак в розыскной и охранной деятельности оказались настолько очевидны, что было принято решение о создании специальной школы дрессировщиков. Для этого был выделен участок земли на окраине Санкт-Петербурга – здесь решили обустроить питомник и школу дрессировщиков. Торжественное открытие состоялось 21 июня 1909 года – и именно эта дата теперь отмечается в России как День кинологических подразделений МВД.

В нашем округе тоже есть кинологическая служба, и сегодня мы беседуем с одним из её сотрудников – кинологом Романом Марушаном.

 

- Роман, расскажите о Вашем подразделении.

- В МУ МВД России «Люберецкое» есть центр кинологической службы (ЦКС). Это уникальное подразделение, где проходят службу и люди, и собаки. Четвероногие воспитанники помогают сотрудникам полиции искать наркотические и взрывчатые вещества, «берут след» во время розыска преступников, охраняют безопасность людей на массовых мероприятиях, несут караульную службу.


В Люберецком ЦКС большинство собак – породы немецкой овчарки, также есть ротвейлеры. Недавно у нас появились три «молодых бойца» – немецкие овчарки. В зависимости от их умственных и физических способностей будет выбрана дальнейшая служебная карьера.


- Что является критерием оценки работы Вашего подразделения?

- Безусловно, существуют определённые градации и тестирование служебных собак, чтобы подтвердить их готовность к несению службы. Каждый год в Центре кинологической службы проходит экзамен для собак. Тестирование заключается в том, что делаются закладки разных запаховых имитаторов – это и наркотики, и взрывчатка. Собака в кратчайшие сроки должна их обнаружить. Есть задания на «поиск следа», на задержание лица и многое другое.


- Различается ли специализация собак в зависимости от их породы?

- Нельзя конкретно сказать, что ротвейлер не может искать взрывчатку. Может. Например, спаниель не может идти на задержание, потому что это абсурдно, а в остальном, конечно, собаки подбираются по направлениям. Некоторые собаки идут на общерозыскной профиль, некоторые – на поиск взрывчатки, а есть такие, кто специализируется на поиске наркотиков. Это уже зависит от темперамента и определённых качеств конкретного служебного животного.


- Как дрессируют собак в полиции?

- Собаки все дрессируются на интерес, на игру. Заставить собаку невозможно. Существует очень много методик. Сейчас у нас в практике кликеры – это такие щелчки. А вообще, в основе система Павлова, щелчок – корм.


Собаки очень чутко чувствуют запахи, и нужно понимать, как собака «берет след». Общерозыскных собак дрессируют на улице, так как их задача не сбиться со следа в многолюдных местах, а те, которые ищут взрывчатку и наркотики, работают чаще в помещениях. Они хорошо знают запах взрывчатки. И если учуют его, подают хозяину сигнал – сядут, лягут или будут юлить – зависит от того, как их приучить. И моя собака тоже участвует в таких операциях.


- А Ваша собака – какая? Расскажите немного о ней.

- Пушистая. (Смеётся). Её зовут Ценни, но она ещё молоденькая – всего два года, очень любит лакомства, и ещё – когда гладят, а так пока вертлявая и неспокойная. Я нахожусь с ней почти 24 часа в сутки. Немецких овчарок учить просто, они быстро всё схватывают. С ними надо регулярно работать, желательно каждый день. Иначе придётся все приобретённые знания восстанавливать.


- Вы поступили на службу и сразу её взяли?

- Да, я пришёл на службу и меня сразу закрепили за Ценни. Я с ней две недели занимался на базе учебного центра ЦКС МУ МВД России «Раменское». Но там больше обучают не собаку, а кинолога – как обращаться с собакой. В учебном центре созданы все условия, есть вольер и площадки для собак. Каждое утро начиналось с того, что преподаватель определял фронт работ на день. Мы брали каждый свою собаку, выгуливали, кормили, поили и отправлялись на занятия. Занятия были очень насыщенные.


- Как проходит служба? Расскажите, что Вы с Ценни ищите на выездах.

- У нас дежурства: сутки работаем, двое отдыхаем. В основном нас направляют на вызовы по направлению оперативно-розыскной деятельности, а именно – кражи, розыск лиц и похищенного имущества. Следуя за служебной собакой, можно определить маршрут движения преступника, найти вещи, которые он случайно обронил, а также обнаружить его самого. Далее начинаются оперативно-розыскные мероприятия уголовного розыска.


- Бывает, что к Вашей собаке подходят дети, хотят погладить? Как она себя ведёт?

- Она очень воспитанная и без команды ничего не делает. Но ей нравится, когда её гладят. Но если надо, даже без команды будет меня защищать. Она почувствует и поймёт, что мне угрожает опасность.


- А что происходит с собаками, когда они заканчивают срок службы из-за старости?

- Безусловно, кинолог не бросает свою собаку, она остаётся с ним.


- Как собаки попадают на службу? Вы сами выбираете щенков или как-то по-другому?

- Собак, как правило, нам поставляет Центр кинологической службы ГУ МВД России по Московской области. У них есть группа по разведению, также закупают животных у заводчиков. Если нам нужна собака, то пишем заявку, и нам подбирают щенка.


- Важно ли, мальчик это или девочка?

- Абсолютно нет. У нас служат и мальчики, и девочки.


- Как всё происходит дальше? Вот, приобрели щенка, что потом?

- Как только щенок попадает к нам, за ним закрепляют кинолога, хозяина. Первые две недели кинолог практически живёт с собакой, чтобы она привыкла к хозяину и понимала, что это он и есть. Он её кормит, выгуливает, играет, а дальше потихоньку приучает к обучающим упражнениям. Сначала идёт общий курс – это первоначальные команды «сидеть», «лежать», «стоять», хождение рядом, бег по препятствиям. Когда животное это всё освоит, переходим к более сложным вещам. Это уже спецкурс: поиск, обыск местности, выборка вещи.


- Есть какие-то разработанные рекомендации, как заниматься с собакой или каждый хозяин сам решает, как её дрессировать?

- К каждой собаке нужен свой подход. Собаки, как и люди, различаются по темпераменту. Есть сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Нужно понимать, какая у тебя собака. На некоторых чуть прикрикнешь, не так что-то сделаешь, они будут тебя бояться. А других нужно не просто аккуратненько погладить, а прямо-таки постучать по груди, чтобы она поняла, что её хвалят. Есть собаки-пищевики – им нужно лакомство, тогда они понимают, что сделали что-то правильно. Есть апортировщики (от команды «Апорт» – принеси) – сделала что-то верно, держи мячик. Для таких собак это огромная радость. Поэтому у кинолога свой подход к каждой собаке.


- Расскажите о себе, пожалуйста. Как Вы стали кинологом?

- Мне 24 года. Я родился и вырос в Саратове, там же окончил железнодорожный техникум, но понял, что железная дорога – не моё призвание. Потом армия, а когда вернулся домой, то подумал: «Почему бы не попробовать стать кинологом?» Мне это казалось очень интересным, сначала смотрел видеоролики в интернете на эту тему. И уже через три месяца устроился на службу в люберецкую полицию.


- Что для Вас в этой работе самое привлекательное и интересное?

- Если говорить о дрессировке, то самое интересное, когда собака ничего не умеет, начинаешь её обучать и видишь, как у неё начинает получаться. Это вызывает азарт и настоящий восторг.

 


Полина Иванова

Фото из архива Романа Марушана

Нет комментариев
Добавить комментарий