Классика всегда современна

В историческом центре Москвы, на Пречистенке, есть одно очень живописное местечко, в котором располагаются творческие мастерские известных столичных художников. Заходишь в небольшой уютный дворик – вокруг всё зелено, щебечут птички, мамы вышли на прогулку со своими малышами.



Опубликовано - 19.05.21 в 10:00 время чтения ~ 5 минут



Со всех сторон двор окружён зданиями, построенными ещё в XIX веке. Из одного приоткрытого окна звучит скрипка, из другого доносятся звуки фортепиано. Здесь находится детская музыкальная школа имени В.И. Мурадели. Рядом ещё одно образовательное учреждение – детская художественная школа имени В.А. Серова. В своё время, до начала 20-х годов минувшего столетия, в этом здании располагалась знаменитая Поливановская гимназия. Среди её воспитанников немало выдающихся людей: Валерий Брюсов, Георгий Львов, Максимилиан Волошин, Лев Толстой и его сыновья, а также другие известные личности.


Здесь же находится мастерская Народного художника России, президента Международной академии культуры и искусства, действительного члена Российской академии художеств Петра Стронского. Мастер любезно согласился принять журналиста «ЛГ» в творческом доме, где он создаёт свои шедевры.


Первое, что попалось мне на глаза, был эскиз, по которому сделана архитектурно-скульптурная композиция «Добрый ангел Мира», украсившая в сентябре 2008 года сквер на пересечении Комсомольского проспекта и улицы Побратимов в Люберцах. Ангел в руках держит голубя. По словам Петра Тимофеевича, таких скульптурных композиций по всему миру 36. Но все они отличаются по размеру и архитектуре. Одна из них, к слову, установлена на Лазурном берегу рядом с Дворцом фестивалей в Каннах. Композиция посвящена братству по оружию в Первой мировой войне и 400-летию дома Романовых. В этом году «Добрый ангел Мира» должен «приземлиться» и на Мальте.


Словом, в такой творческой обстановке и атмосфере высокого искусства состоялась наша встреча.


- Пётр Тимофеевич, кто оказал наибольшее влияние на Вашу жизнь и выбор будущей профессии?


- Мои родители – люди удивительные, мама Аделаида Васильевна – преподаватель русского языка и литературы. Поскольку вечерами она почти каждый день сидела за проверкой тетрадей, а всё это, разумеется, происходило на моих глазах, я уже с детства обращал внимание на её каллиграфический почерк, и мне он очень нравился. А ещё я помню, как она рисовала игрушки, украшавшие нашу новогоднюю ёлку, сначала делая наброски карандашом. Меня это тронуло, и тогда-то, наверное, у меня зародилась тяга к рисованию.


Тимофей Петрович, мой отец, призёр всероссийских соревнований по боксу, на Дальнем Востоке он – известный тренер, среди его воспитанников много титулованных боксёров. В городе Уссурийске, где я родился, папа часто водил меня в мастерские к художникам, которые у него тренировались. И когда они узнали, что я увлекаюсь живописью, подарили мне щетинные кисти и масляные краски, которые тогда были в большом дефиците. Ещё в памяти навсегда остался папин подарок, вызвавший моё восхищение, – это лошадка, которую отец смастерил для меня из пластилина.


В Уссурийске я поступил в художественную школу, окончив её, продолжил учёбу уже в художественном училище во Владивостоке, а затем – в Дальневосточном педагогическом институте искусств. Получил красный диплом и… пошёл в армию. Служил в морской пехоте. Когда демобилизовался, решил отправиться в Москву и продолжить обучение, чтобы постичь уже азы монументального искусства, скульптуры, мозаики и фрески.


В 1987 году поступил в Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств, учился в мастерской монументальной живописи профессора Ю.К. Королёва, академика Академии художеств СССР, с 1980 по 1992 год Юрий Константинович был директором Государственной Третьяковской галереи.


Успешно окончил институт, продолжал писать картины, принимал участие в выставках как в России, так и за рубежом. В течение нескольких лет преподавал в Московском государственном академическом художественном училище памяти 1905 года, позже – в МГАХИ имени Сурикова.


В середине девяностых годов судьба мне снова улыбнулась: в Москве был объявлен конкурс на роспись Храма Христа Спасителя. В нём участвовало довольно много творческих групп. Конкурс проводила Российская академия художеств. Мне повезло, я оказался в числе победителей и получил возможность делать росписи на хорах. В моей группе было всего четыре человека, в том числе художник-орнаменталист и позолотчик.


- Как долго шёл подготовительный процесс?


- Чтобы максимально приблизиться к первоисточнику, в течение года мы собирали необходимый материал. К счастью, удалось найти некоторые эскизы, чудом сохранившиеся в Троице-Сергиевой лавре. Ведь в 1931 году Храм был полностью уничтожен, уцелел лишь фундамент, а также горельефы, которые сейчас хранятся на территории Донского монастыря.


По картонам академика Плешанова (рисунки на бумаге углём в натуральную величину), найденным в лавре, восстанавливая росписи, мне удалось приблизиться к первоисточнику. Конечно, сохранилось далеко не всё, поэтому из-за отсутствия некоторых фрагментов эскизов росписи, которые, видимо, уже навсегда утрачены, хоры Храма Христа Спасителя я расписывал максимально приблизившись стилистически.


Перед началом всех работ всю нашу творческую команду благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

К слову, моей рукой в кафедральном соборе Русской православной церкви – Храме Христа Спасителя – написаны 38 образов святых.


- Полагаю, у Вас уже с юношества была тяга к монументальному искусству, раз не остановились на одном высшем образовании. Тем не менее азы рисования постигаются ещё в школе…


- Безусловно. Ещё во Владивостоке, мы, студенты, всегда замолкали, когда в аудиторию входили наши профессора, мы внимали каждому их слову. Увы, в художественных школах сегодня не так много внимания уделяется настоящей классике. Она должна присутствовать везде: в голове, в руках, в душе… Классическое искусство я всегда ставлю гораздо выше всевозможных новаторских течений и исследований, ведь все они делаются на стыке искусств – на стыке с графикой, инсталляцией и так далее. Творчество сегодня более расслабленное, оно не такое твёрдое. Я же сторонник старой классической школы, в том числе в своём творчестве. Поэтому ученикам я предлагаю освоить сначала это, ведь классика всегда современна!


Богдан КОЛЕСНИКОВ

Фото автора и из архива Петра Стронского



Нет комментариев
Добавить комментарий