Лётчик, мечтавший стать моряком

Ветеран военной службы Анатолий Иванович Желтов 2 июля принимал поздравления с юбилеем. Нашему земляку исполнилось 80 лет.



Опубликовано - 17.07.21 в 14:11 время чтения ~ 10 минут



Он с детства мечтал стать моряком, но всю свою жизнь связал с авиацией.

Со школьной скамьи Толя дружил со спортом – лыжи, плавание, бокс, коньки, позже увлёкся прыжками с парашютом, совершив их более сотни.

Наша встреча с Анатолием Ивановичем состоялась у него дома. Здесь, в деревне Кирилловка, он живёт больше 20 лет.


- Родился я и всё своё детство провёл в деревне Хлыстово. Наш дом стоял рядом с часовней Владимирской иконы Божией Матери, – рассказывает Анатолий Иванович, подходя к импровизированной карте-схеме, на которой множество пометок и обозначены все дома родной деревни. – В первые месяцы войны во время бомбардировки Москвы одна бомба угодила рядом с нашим стареньким деревянным домишкой. Вероятно, фашисты хотели разгромить находившийся рядом 448-й военный склад. От взрывной волны дом сложился. И бабушка Маша, мамина мама, жившая с дедом в соседнем доме, забрала нас к себе.

Из раннего детства в моей памяти остались зенитки, стоявшие в саду, а ещё – наши игры в войну, сидя с соседскими мальчишками в воронке, оставшейся во дворе дома.

Купола на часовенке не было, и в праздничные дни – уже после войны – мы забирались наверх, чтобы полюбоваться заревом салюта над Москвой. Его было хорошо видно, ведь в Томилине тогда стояли одни деревянные бараки, ни одной пятиэтажки не было.

Сегодня в нашей деревне остался всего один дом, а раньше было 122 двора! Вот бы найти своих земляков, тоже родившихся и выросших в Хлыстове…

Между этими домами, – продолжает Анатолий Желтов, ведя пальцем по карте, – мы ходили купаться на Пехорку и два пруда. Один в народе называли «женским», второй был общий. Прудов наших давно нет, их засыпали.

Учился я в Томилинской средней школе № 2 (сегодня это СОШ № 14, – прим. авт.). С большим уважением вспоминаю учителя Аркадия Ивановича Кудрявцева, он преподавал у нас уроки физкультуры, НВП и труда. На уроках технологии мы освоили токарный, фрезерный и строгальный станки. А ещё зимой изготавливали вместе с ним байдарки (необходимым материалом нас обеспечивал завод «Звезда», шефствующий над школой) и после окончания 10 класса пошли в поход. Недели две сплавлялись по Угре, Оке и Москве-реке. Незабываемое путешествие!

Всегда хотел быть моряком, но так сложились обстоятельства, что всю жизнь посвятил авиации. Поступал в Рижское высшее военно-морское училище подводного плавания, но не прошёл медкомиссию. «Спасибо» моим слегка увеличенным гландам.

За компанию с одноклассниками поступил в Коломенский аэроклуб ДОСААФ, филиал которого находился на улице Кирова в Люберцах. В подвальном помещении были установлены кабина и двигатель самолёта Як-18. Мы изучали аэродинамику, технику пилотирования. Зимой – теория, а летом выходили на полёты – на территории спортивного аэродрома Коробчеево. Летали тоже на Як-18 с хвостовым колесом. За время обучения в аэроклубе, а параллельно я работал слесарем в электродепо Панки, самостоятельно налетал около 15 часов.

После окончания аэроклуба, а обучение длилось всего год, мы считались лётчиками запаса. В армию нас уже не брали, и в 1961 году военкомат направил меня в Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Марины Расковой. В течение трёх лет летал на Ил-28. Освоил полёты в сложных условиях – днём и в простых – ночью.

В основном мы летали с грунтового аэродрома, находившегося в Богоявленске. Также курсанты летали и с полевых аэродромов Старо-Юрьево, Рассказово, Мичуринск и Тамбов.

За время учёбы в училище в мою лётную книжку занесено ещё около 250 часов налёта.

Один раз во время полёта отказал левый двигатель. Поначалу я растерялся, но осознав, что если не сосредоточусь, то погибну, взял себя в руки, тут же закрыл пожарный кран отказавшего двигателя и сумел правильно посадить самолёт. А однажды во время самостоятельного ночного полёта вместо взлётно-посадочной полосы аэродрома чуть не посадил самолёт на освещённый с двух сторон проспект.

Когда мы уже были курсантами 3 курса, нам намекнули о возможности попасть в морскую авиацию. Ну, думаю, мой шанс – претворю детскую мечту в жизнь. И после окончания училища в 1965 году около половины нашего выпуска, а всего было порядка 150 человек, распределили в морскую авиацию. Попал на Северный флот. Служил в Мурманской области, в Североморске-3, где находился военный аэродром и стоял наш ракетоносный полк. Одна из его ключевых задач – уничтожение авианосцев противника. Меня назначили командиром воздушного судна – Ту-16, а несколькими годами позже, пройдя переподготовку в украинском городе Николаеве и вернувшись назад, – был заместителем командира буксировочной эскадрильи по политчасти.

Больше 10 лет прослужил на Северном флоте. Когда же представилась возможность освоить турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95 РЦ, перевёлся в Вологду. Авиабаза Морской авиации Северного флота находилась в Кипелове. Оттуда мы летали на самолётах-разведчиках за Норвегию, а также на Кубу, правда, мне на Остров Свободы полетать не довелось. Здесь прослужил два года, а когда мне исполнилось 35 лет, во время прохождения очередной врачебно-лётной экспертной комиссии меня комиссовали по здоровью. Хотя чувствовал я себя прекрасно, меня ничего не беспокоило, но… К полётам уже допущен не был, и командующий определил меня в батальон связи.

В лётной книжке в общей сложности более 2 000 часов налёта. Кстати, за время моей лётной жизни я успел попрыгать с парашютом, даже стал инструктором парашютно-десантной подготовки. Совершил более 100 прыжков и на сушу, и на воду.

После демобилизации около полугода работал начальником штаба гражданской обороны в Люберецком горжилуправлении. Затем более 10 лет возглавлял Люберецкую районную общественную организацию ОСВОД («Общество спасания на водах»). Контактировал со всеми школами, медучреждениями, правоохранительными органами. Освоил специальности инструктора по обучению плаванию и спасанию на воде, подготовке аквалангистов, вождению маломерных судов. Позже в течение года занимал должность заместителя председателя люберецкого ДОСААФ, воспитанником которого сам являюсь.

В 1990 году избирался депутатом Люберецкого городского Совета народных депутатов последнего XXI-го созыва. Выйдя на заслуженный отдых, стал заниматься общественной деятельностью: был заместителем председателя люберецкого отделения Союза пенсионеров Подмосковья, с конца 2018 года возглавляю Совет старейшин городского округа Люберцы, являюсь членом Совета ветеранов Краснознамённого Северного флота.


Майор авиации в отставке А.И. Желтов награждён медалями «За безупречную службу» II степени, «За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «За спасение утопающих», «300 лет российскому флоту», «Мир океанам», другими наградами.

Со своей будущей супругой Татьяной Белихиной Анатолий Иванович учился в одном классе. Они расписались 23 августа 1961 года и вместе прожили больше 50 счастливых лет. У них двое детей, есть внуки.


--
Пресс-служба администрациигородского округа Люберцы

+7 (498) 553-99-73



Нет комментариев
Добавить комментарий