Люди, несущие радость

8 июня в нашей стране отмечается День социального работника. В этом году этот праздник приобрёл особое звучание – сегодня социальные работники – это люди, которые продолжали исполнять свои профессиональные обязанности даже в самые тяжёлые дни пандемии. Их подопечные ждут, и не прийти к ним нельзя. В канун профессионального праздника мы попросили трёх сотрудников ГБУСО МО «КЦСОР «Люберецкий» рассказать о своей работе. Ведь, как ни странно, многие жители нашего городского округа даже не представляют себе, что существует служба, которая помогает тем, кто в ней нуждается, и что в ней работают замечательные люди. Кстати, здесь практически нет текучки – если человек сразу не ушёл, значит, нашёл свое призвание на всю жизнь.



Опубликовано - 08.06.20 в 08:38 время чтения ~ 3 минуты




Екатерина Новикова, социальный работник и и.о. заведующего отделением социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (ОСОнД)


Здесь каждый получает не только зарплату


Я работала в очень хорошей организации руководителем, но когда родила третьего ребёнка, мой начальник мне сказал, чтоб и не думала возвращаться.

Когда искала работу, увидела объявление, что требуются соцработники. Меня отговаривали: «У нас тяжёлая работа, график, люди непростые». Не отговорили. Зато дали самых психологически сложных. Но я смогла найти с ними общий язык, мне понравилось, втянулась. Наверно, самым важным было понимание, что меня ждут. Да, я знаю, что у этого человека трудный характер, у него была нелёгкая жизнь. Но когда видишь его улыбку, то понимаешь, что это всё внешнее, а на самом деле он тебе очень рад.


Эта работа особенная – здесь каждый получает что-то ещё, не только зарплату. Я, например, получаю удовольствие. Да, иногда очень тяжело, но мне другой жизни не надо.


Подопечные очень разные – есть женщина без ног в инвалидной коляске, но она полна оптимизма и сил. А бывает, что в 70 лет (это у нас считаются юные) человек уже опустил руки, ничего не хочет…


У меня девять подопечных, тех, кого я навещаю два раза в неделю. И 130 – как у и.о. заведующего отделением. И самое приятное, что бабушки и дедушки ждут меня, прихорашиваются, готовятся. Разговариваем обо всём на свете, но если я чувствую негатив, говорю: «Всё, включаем по телевизору передачу про животных, там всё хорошо».


У нас на обслуживании не только пожилые, но есть и молодые люди – кому 20, 40 лет. Самое главное – что человек нуждается в помощи и готов её принять. Есть психологический барьер – не все готовы, чтобы им помогал соцработник. Как же так, я всю жизнь сам всё делал, а теперь не могу!


Чтобы поставить человека на обслуживание, нужно его личное заявление, тогда мы начинаем собирать документы для органов соцзащиты. Для каждого разрабатывают индивидуальную программу оказания помощи, в зависимости от того, что человеку требуется: покупать продукты, готовить еду, выносить мусор и т.д. И неважно, есть у него родственники или нет – ведь у многих дети прописаны, а сами давно живут в Москве и не могут помогать на постоянной основе.


Поскольку у соцработников богатый опыт, мы сразу видим, если человеку нужно оформить инвалидность или усилить группу. Например, у человека был инсульт, его состояние ухудшилось. В этом случае мы подключаемся и помогаем собрать все документы, анализы, не выходя из дома.


Сейчас, во время пандемии, работать стало морально тяжелее. Раньше мы приходили, заходили на кухню, раскладывали продукты, обсуждали дела. А сейчас все наши подопечные смотрят телевизор, они очень напуганы. Мы не заходим в квартиры, просто отдаём продукты. Некоторые даже деньги выкидывают с балкона, чтобы не встречаться. Один дедушка приспособил удочку – мы на ней прикрепляем сумки, а он нам деньги. И мы всем говорим: «Никуда не выходите, даже в гости к соседке. И ваши родственники пусть пока не приезжают. Берегите себя».


 


Марина Шейко, заведующая отделением срочного социального обслуживания (ОССО)


С пожилыми работать легче, чем с детьми


У меня был большой перерыв в работе, а до этого я работала психологом в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья. Долго искала место, хотелось работать рядом с домом, дети были маленькие. И чисто случайно увидела в интернете страничку Центра занятости. Пришла на собеседование и уже через месяц работала. Вначале было очень страшно. Не было опыта общения с пожилыми. Попала в отделение дневной помощи, и там было немного другое направление, чем сейчас: в основном работали над развитием памяти, координацией движений.


В итоге оказалось, что с пожилыми людьми работать легче, чем с детьми. Да, они со своим характером, укладом, взглядами, но они воспитанные, культурные. С подростками легче найти общий язык, а вот работать очень сложно. Они считают, что сами всё знают, никто им не авторитет. А пожилые, хоть смотрят на меня порой с недоверием – слишком молодая, – но всё равно прислушиваются. Они очень благодарные.


Наверное, поэтому работа мне очень нравится. Я утром бегу на работу, и не могу дождаться, когда кончатся выходные. Четвёртый год работаю. Вначале думала, это пройдёт, перегорю. Но нет – я нашла своё призвание.


Наше отделение оказывает в основном юридическую и психологическую помощь. Юрист, конечно, не решает глобальные вопросы, а помогает разбираться в ежедневных делах – правильно ли начислили пенсию, нет ли переплаты за ЖКХ и т.д.

Я работаю психологом и одновременно заведую отделением. Нагрузка большая, особенно сейчас, когда многие люди хотят получить психологическую помощь из-за пандемии. Но мы справляемся. Правда, коронавирус внёс коррективы в нашу работу: со своими подопечными мы теперь общаемся в основном по телефону.


Но психологическая помощь нужна людям не только из-за вируса. Например, человек недавно стал инвалидом и не может с этим смириться, выйти из депрессии. Кому-то помогаем сформировать позитивные установки, обрести свежий взгляд на жизнь. Находим выходы из внутрисемейных конфликтов. Пожилые часто страдают от одиночества, хотят, чтобы их выслушали и поняли.


Когда мы только начинали работать, о нас почти никто не знал. Только постепенно, когда о нас стали рассказывать СМИ, прошли Дни открытых дверей, потянулись люди. Но и сейчас чаще обращаются родственники или соседи, а сами пожилые люди стесняются и не верят, что кто-то может им помочь. Для многих непонятно, кто такой психолог. Но когда придёшь, поговоришь с человеком, отношение меняется.


Бывает, что заявление в органы соцзащиты пишут случайные прохожие, просят помочь людям без определённого места жительства. Пишут: на такой-то улице есть человек, жить ему негде, он болеет. Мы находим его, стараемся помочь. Предлагаем оформиться в интернат, больницу. Некоторые соглашаются, но не все остаются жить в интернате: у нас есть один мужчина, мы его уже три раза оформляли, но он всё время уходит... Хочется вольной жизни!


 


Ирина Анисимова, соцработник


Глаза боятся – руки делают


По профессии я повар. Раньше работала в Москве, в ресторане китайской кухни, потом в «Обувном дворе». А затем попала в социальную службу, и мне здесь понравилось. Кстати, некоторым подопечным я и сейчас готовлю обеды, так что профессия пригодилась.


Да, я люблю свою работу. Иногда сама думаю: почему? Есть такие вредные бабушки и дедушки, кажется, всю душу вынут. А без них тяжело. Привыкаешь к людям и чувствуешь удовлетворение от прошедшего дня, как ни на одной другой работе.

Мне нравится, что здесь постоянно учишься чему-то новому. Мы регулярно проходим переподготовку, ещё я окончила курсы по жестовому языку, могу общаться с людьми, которые только по руке умеют разговаривать.


Сейчас учусь в вузе на юриста. Долго меня все уговаривали пойти учиться, не хотела, но теперь понимаю, что без высшего образования никуда. Знания точно пригодятся, часто бабушки задают вопросы на юридические темы. Учиться трудно, в этом году закончила 1 курс. Но мне очень помогает сын, он окончил 11-й класс. Без него я точно не справилась бы с английским: у меня в школе был немецкий. Сама не знаю как, но всё успеваю, как говорят, глаза боятся – руки делают.


Самое сложное в работе – недопонимание со стороны родственников наших подопечных. С ними тоже нужно найти общий язык. Многие боятся мошенников, что кто-то обманет их родных и иногда даже на нас смотрят с опаской. Но обычно это только первое время, когда начинаем общаться на регулярной основе, все опасения развеиваются.


Иногда бывают ситуации, что пожилые люди начинают на всём экономить, просто до сумасшествия. Оставят 2-3 тысячи на месяц на еду. На это прожить невозможно. Я говорю детям: «Давайте, вы мне деньги будете пересылать, а я куплю продукты, скажу, что от депутата». А мне в ответ: «У меня пенсия меньше, чем у неё». С такими даже продолжать общаться не хочется. Ведь их мама каждую копеечку бережёт, чтобы им потом оставить. Но большинство детей хорошие, и заботятся о своих стареньких родителях.

 

Раньше в профессиональный праздник соцработников всегда приглашали в администрацию, награждали грамотами, благодарили за работу. Во Дворце культуры устраивали праздник, собравшихся поздравлял глава округа, выступали детские и взрослые коллективы. В этом году ничего этого не будет. Но от имени наших читателей мы поздравляем всех работников социальных служб, желаем крепкого здоровья, успехов на работе и в учёбе, счастья и взаимопонимания с подопечными. Спасибо за ваш труд!

 


Полина Иванова

 

P.S. Если вам, вашим близким или знакомым нужна социальная помощь, обращайтесь по адресу: 140014, Московская область, г. Люберцы, Октябрьский пр-т, д. 375, корп. 10.


Телефон: 8 (495) 554-93-16, luber-kcson@mail.ru

Нет комментариев
Добавить комментарий