Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося актёра, режиссёра, сценариста и педагога – Народного артиста СССР Сергея Бондарчука. В 1985 году, 35 лет назад, Сергей Фёдорович выпустил свой предпоследний курс во ВГИКе. Среди его студенток была и наша сегодняшняя собеседница Юлия Тархова. В её фильмографии немало интересных работ, но одной из самых ярких в творческой биографии актрисы стала картина «Завтра была война». Здесь артистка блестяще сыграла роль Вики Люберецкой.
Опубликовано - 25.09.20 в 18:03 время чтения ~ 3 минуты
- Юлия, Вы из семьи творческой интеллигенции. Отец был оперным певцом, мама – писатель и журналист. Полагаю, что первые спектакли, которые Вам посчастливилось увидеть в детстве, шли на сцене Детского музыкального театра имени Н.И. Сац?
- Конечно, здесь ведь работал мой папа Борис Николаевич Тархов. Однако не скажу, что я выросла за кулисами, хотя и пересмотрела, пожалуй, весь репертуар театров, на сцене которых в разные годы выступал отец.
- Слышал, что после окончания школы Вы пробовали поступить в творческий вуз, но что-то пошло не так, и Вас не приняли…
- На самом деле я не была той девочкой, которая сразу забиралась бы на стульчик и декламировала стихи. Не такой уж я публичный человек, в какой-то мере даже интроверт, без лишней необходимости старалась не высовываться.
Однако в скором времени я сумела себя преодолеть, за что во многом благодарна актёрской профессии, которую получила во ВГИКе. Ещё с большим теплом я вспоминаю занятия в театральной студии Вячеслава Спесивцева и московскую школу № 232, где я училась в классе с литературно-театральным уклоном.
Вообще, занятия любым творчеством изменяет жизнь человека, оно идёт рядом с ним по жизни, помогая раскрыть самого себя.
Когда я не поступила в институт, пошла работать реквизитором в Московский художественный театр. И здесь уже воочию познакомилась с творчеством Смоктуновского, Ефремова, Калягина, Прудкина, Попова, Жолобова. Кстати, во МХАТе я сыграла свою первую роль – в спектакле «Синяя птица». Мы, реквизиторы, выходили в тёмной бархатной одежде и играли «чёрных людей», создающих на сцене все чудеса, которыми был наполнен этот легендарный спектакль.
- Поступив во ВГИК, руководителем Вашего курса был Народный артист СССР Сергей Бондарчук. Почему не удалось сыграть ни в одной его картине?
- Прежде всего хочу отметить, что и годом ранее я поступала во ВГИК к Бондарчуку, но меня кто-то сумел отговорить, сказав, что курс уже набран. А уже на следующий год, успешно сдав экзамены в Школу-студию МХАТ (больше всего я хотела учиться именно здесь) и ГИТИС, в институте театрального искусства меня окликнула ассистентка Бондарчука, предложив попробоваться во ВГИК сразу на 2 курс – как раз к Сергею Фёдоровичу. Я рискнула и поступила! Вместе со мной, к слову, тогда же приняли и известного впоследствии барда Алексея Иващенко.
Поступив в институт кинематографии, мы стали предпоследним курсом Бондарчука. И, к слову, я что-то не припоминаю, чтобы вообще кто-нибудь из моих однокурсников у него снимался. Первый год моей учёбы мы Сергея Фёдоровича вообще не видели, чаще с нами занимались его супруга Ирина Константиновна Скобцева и другие чудесные педагоги.
Помню, он пришёл 1 сентября, когда мы учились уже на следующем курсе. Посмотрел на нас и сказал: «Наверное, я должен перед вами извиниться за то, что меня долго не было. Но делать этого не стану, потому что действительно был очень занят. Я завершал работу над двухсерийной картиной «Красные колокола» совместного производства СССР, Италии и Мексики». Мы прижали ушки, похлопали глазками, – конечно, мы всё прекрасно понимали. Хотя иной раз складывалось ощущение, что Сергей Фёдорович тренировал на нас свою харизму. Бесспорно, у него она была притягательная, но в то же время немного мрачноватая. Мы поначалу думали, что он смотрит на нас суровым взглядом, потому что мы в чём-то провинились, но вскоре догладить – Бондарчук постоянно находился в своих мыслях.
Потом мастер приступил писать сценарий к своему очередному двухсерийному фильму «Борис Годунов». Конечно, иногда он и нам время уделял, мы вместе репетировали, и это было дико интересно.
Сергей Фёдорович периодически повторял нам фразу на украинском языке: «Діти, діти, куди ж мені вас подіти?» (Дети, дети, да куда ж мне вас дети?). Произносил он её шутя, хотя в этом чувствовалась и доля правды.
- А как Вы попали на главную роль в фильм «Тихая застава»? Если не ошибаюсь, премьера этой картины состоялась 35 лет назад.
- После окончания ВГИКа меня пригласили на пробы, они проходили в Кишинёве, на киностудии «Молдова-фильм». Когда их благополучно прошла, пообещали со мной в скором времени связаться, однако ни звонка, ни телеграммы я не дождалась. Поняв, что вряд ли про меня вспомнят, а тем более и сценарием я не была особенно очарована, в августе, как и планировала, отправилась отдыхать в Прибалтику.
Спустя около двух недель получаю телеграмму. В ней мне сообщили, что в ближайшее время приступают к съёмкам фильма, ждут меня. Проходит пару дней и за мной в Дубулты прилетает ассистент по актёрам. (Позже я узнала, что когда-то он работал с режиссёром Сергеем Параджановым).
Пришлось закругляться с отпуском и лететь сразу в Кишинёв, откуда уже на машине мы отправились в небольшой приграничный городок, где, собственно, проходила основная часть съёмок. В Москву я вернулась уже после окончания съёмочного процесса, поэтому чтобы родители не беспокоились, приехав в Молдавию, отправила им телеграмму.
На съёмочной площадке познакомилась с Андреем Алёшиным, Максимом Сухановым, Алексеем Серебряковым. Помню тонкий юмор очаровательного Юрия Стоянова и магию фокусов Амаяка Акопяна, которые тоже снимались в «Тихой заставе».
- Волновались перед премьерой?
- Нет, это не тот случай. А вот когда в кинотеатре была премьера фильма «Завтра была война», вот тут колени действительно дрожали. Ведь в зале среди зрителей и членов съёмочной группы находились мои родители, друзья, однокурсники… Хотя волновалась я немного по другой причине – просто не очень люблю на себя смотреть на большом экране. Ведь я начинаю разбирать ту или иную сцену и понимаю, что сейчас бы сыграла этот эпизод совсем иначе.
- Где Вы познакомились с Юрием Карой, режиссёром картины «Завтра была война»?
- Во ВГИКе. Этот фильм, созданный по одноимённой повести Бориса Васильева, стал дипломной работой Юры. Я была студенткой четвёртого курса, когда он приступил к съёмкам, правда, сначала это была короткометражка. Чуть позже ему уже выделили денежные средства, на которые он смог доснять дополнительные сцены. В результате получился настоящий художественный фильм.
Повесть Б.Л. Васильева я читала раньше. И когда Кара предложил мне сняться в его картине и сыграть роль Вики Люберецкой, я сразу согласилась.
- Со своим киношным папой – актёром Владимиром Заманским сейчас поддерживаете отношения?
- Нет, к сожалению. Хотя к Владимиру Петровичу у меня очень доброе и уважительное отношение. Человек он думающий, тонко чувствующий, интеллигентный. Последние годы вместе с супругой актрисой Натальей Климовой, отойдя от мирской суеты, они проживают в Муроме, в кино давно не снимаются.
С актрисой Ириной Чериченко, сыгравшей Искру Полякову, иногда общаемся, а с Наташей Негода не виделись очень давно.
- Почему у Вас не сложился роман с театром, Юлия?
- Трудно сказать. Вероятно, я хотела видеть очень правильное вокруг себя окружение, чтобы в театре чувствовать себя, как дома. Для меня важно доверие и взаимопонимание. Большие репертуарные театры немножко не моё, мне ближе камерные истории. А вообще, магия театра, конечно, завораживает.
Окончив ВГИК, я недолгое время работала в Театре-студии киноактёра, потом попала в экспериментальную мастерскую, открытую актёром И.Н. Ясуловичем при СТД. Кстати, именно Игорь Николаевич, я считаю, оказал на меня особое влияние в профессиональном плане. Играла я и в антрепризных спектаклях. Но отдельно хочу сказать о прекрасном режиссёре и удивительном человеке, ученице Ю.А. Завадского Евгении Анатольевне Кемарской, которой совсем недавно исполнился 91 год. Вместе с ней мы создали несколько моих моноспектаклей. Она – профессионал с большой буквы, очень вдумчивый человек!
- Вас давно не видно ни в театре, ни в кино. Неужели ушли из профессии?
- Несколько лет назад, пережив кризис самоидентификации, я поняла, что больше не хочу размениваться по мелочам. И сниматься в чём попало мне не хочется. Четыре года назад я поступила на режиссёрские курсы в киношколу «Pro-Vision Cinema», созданную Сергеем Абрадовым, у которого снималась в его дипломной работе – короткометражном фильме «Завтра». Эту школу я уже окончила, стала дипломированным специалистом. Мне по-прежнему интересно делать документальное кино, заниматься монтажом, снимать видеорепортажи и интервью, а вот игровые фильмы совсем не привлекают.
Ещё я озвучиваю картины, записываю аудиокниги. Телевизор в нашей семье никто не смотрит, несколько лет назад я попросту вынесла его из дома. И ничуть об этом не сожалею. Мы отдаём предпочтение хорошему кино, а то, что нам навязывают по телевидению, зачастую всё это слишком низкопробный продукт.
Богдан Колесников
Фото автора и из архива