Музыка рождается во сне

Увертюра из телефильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» сделала Владимира Дашкевича известным на весь Советский Союз. Его музыка к фильмам «Там, на неведомых дорожках», «Собачье сердце», «Бумбараш» и «Зимняя вишня» узнаваема и любима. Безусловно, его заслуги перед отечественной музыкальной культурой трудно переоценить. Однако хочется обратить внимание и на то, что Владимир Сергеевич не только талантливый композитор, но и теоретик музыки, чья философия позволяет людям понять главные причины духовного кризиса в России.



Опубликовано - 31.10.20 в 09:20 время чтения ~ 3 минуты



Не так давно Владимир Дашкевич дал журналисту «ЛГ» интервью. Он рассказал о своей творческой деятельности в период самоизоляции, а также поделился наболевшим.

 

- Минувшая весна была для меня плодотворной. Я завершал работу над сочинением, которое писал несколько месяцев, – рассказывает Владимир Сергеевич. – Это опера-сказка в трёх снах по мотивам одноимённого эссе А.И. Солженицына «Жить не по лжи». В музыкальном произведении использованы стихи Кима, Энценсбергера, Лермонтова, Тютчева, Пушкина и Шиллера, вкраплены тексты Солженицына, Ламарка, а также библейские тексты на латинском языке.

За работу я взялся чуть раньше, не в этом году. Разговаривал с Натальей Дмитриевной Солженицыной, показывал ей отрывки, она одобрила. И работа закипела, но вскоре началась вся эта история с пандемией. Однако меня это не остановило, и уже в июле я подвёл заключительную черту.


Произведение написано для оперного театра. Забегая вперёд, хочу сказать, что оно ни на что не похоже: с одной стороны – это детская сказка, а с другой – история всей человеческой жизни. Проблема лжи, которая приводит человечество к гибели, и всё кончается катастрофой. Но поскольку это опера в снах, хочется надеяться, что в нашей жизни её удастся всё-таки избежать, и она останется лишь страшным сном.


- Несколько лет назад я прочитал Вашу книгу «Великое культурное одичание», написана она тоже на злобу дня. Как Вы сегодня оцениваете то, что слушает большинство нынешней молодёжи? Имеется ввиду музыка, конечно.

- Музыка попала под эволюционный каток, и фактически можно сказать, что её сейчас нет. А то, что слушают сегодня молодые люди в большинстве своём музыкой не является. Музыка – это совершенно конкретная терапевтическая работа, которая проводится для спасения мозга от различных видов агрессий. Когда-то, на заре человечества, исполняя колыбельную песню, мать защищала мозг младенца от конфликтов, которые возможно с ним произойдут. Эта музыка на подсознательном уровне превращала конфликт в гармонию.


Вообще, колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь: сначала их поют малышу, потом, уже повзрослев, этот «малыш» начинает их петь своим детям. Они появились очень давно, и будут существовать также вечно. Дети слушали их от своих мам, бабушек или нянь. Под звуки колыбельной малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений.


В XX и XXI веках музыка превратилась в две формы: конфликт, который не разрешается в гармонию и мелодику – это авангард. В другом случае это некое подобие музыки, которая игнорирует конфликт, и этот предварительный диссонанс отсутствует в этой музыке, поэтому когда возникает мелодия, она не гармонизует конфликт – это попса.


Эти две формы – авангард и попса – разрушили музыкальную терапию, которая для разрешения конфликта, в том числе социального, позволяла человеческому мозгу с детства защититься через материнское пение, эпос, фольклор и классическую музыку. Все они занимались одной и той же задачей – создать некий нейронный модуль, который бы в реальных конфликтах смог мозгу дать предварительную схему разрешения конфликта. А когда в мозге она отсутствует, эту агрессию он выхлёстывает наружу.


Человеческий мозг, незащищённый от конфликтов, становится источником многочисленных нервных заболеваний, в том числе детских.


Не скажу, что современная музыка всё хуже и хуже. Правильнее сказать, она становится невостребованной. И дело не в сочинителях музыки, дело в аудитории. Не имея этой защитной музыкальной подушки с детства, она не воспринимает формы классической музыки за исключением их музейного воспроизведения. Да и само понятие «современная музыка» оно современно. Например, в XIX веке вы никогда бы не услышали такого словосочетания. Играли только современную музыку. И не важно, в каком столетии она была написана. Сегодня же, например, музыка Моцарта воспринимается как некая музейная картина, которую полагается смотреть.


Каждая музыка создаёт свои программы выживания. И они конкретны. Они решают те проблемы, которые стоят перед обществом. К сожалению, человеческая культура, человеческая философия и человеческий разум не смогли понять смысл сочинений Бетховена, Чайковского, Баха или Шуберта, которые создавали модели борьбы с социальными конфликтами для своего времени. И люди, слушая их музыку, в какой-то степени были подготовлены к разрешению того или иного конфликта – вот одна из основных задач музыки. Сегодня же человечество потеряло эту способность защищать свой мозг. Люди неспособны отличать ложь от правды, у них нет для этого никаких критериев.


Музыка спасает человечество от зла. Возможно, государство жаждет получить людей, воспитанных попсой, из которых можно делать что угодно. Но это «что угодно» в конечном итоге может превратиться в то, что агрессия приведёт мир к самоуничтожению. Это не только проблема России, а проблема всего мира! Государство сегодня просто уничтожает последние ресурсы человечества, которых хватит, увы, совсем ненадолго… Пусть люди немного встряхнутся и подумают о том, что жить по инерции не есть хорошо.


- Вы по образованию инженер-химик. И только в 19 лет впервые сели за фортепиано, впоследствии став прекрасным композитором. Однако сегодня педагоги часто повторяют, что учиться музыке, как и заниматься хореографией, художественной гимнастикой, балетом надо с раннего детства… Что скажете в опровержение?


- Я дитя своего времени, и музыка занимала очень большое место в моём развитии. Мы с мамой, которая домой с работы возвращалась только под вечер, жили в коммуналке на Пречистенке. Моего отца, историка по образованию, знавшего в совершенстве четыре языка – английский, французский, немецкий и итальянский, осудили по пресловутой 58-й статье и упекли в тюрьму, когда мне было всего 4 года. Воспитывало меня советское радио, в музыкальном плане оно кардинально отличалось от сегодняшнего.


Шла Великая Отечественная война, но два часа в день советское радио передавало классическую музыку и музыку советских композиторов. Так радио воспитало прекрасное поколение замечательных композиторов и исполнителей.


Лет в тринадцать-четырнадцать я пересмотрел почти все оперы Большого театра. Билеты на галёрку стоили как две порции мороженого, поэтому я мог себе это позволить. Помню, как наслаждался пением Козловского, Лемешева, Неждановой, Михайлова… Это был огромный популярный рост музыкальный культуры.


Говоря же о музыкальном воспитании, всё зависит от того, зацепит ли музыка в своём повседневном существовании подростка или нет. Например, музыка в школе может совершенно спокойно не зацепить. Многое зависит от учителя.


- Совсем недавно, 26 октября, исполнилось 89 лет выдающемуся кинорежиссёру Игорю Масленникову, подарившему нам, зрителям, телефильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Если не ошибаюсь, Вы дружите уже почти полвека…


- Да, наша дружба родилась в начале семидесятых годов, когда Игорь Фёдорович, которому понравилась моя музыка в «Бумбараше», вызвал меня в Ленинград писать музыку к фильму «Гонщики». Позже были «Ярославна, королева Франции», «Сентиментальный роман», «Шерлок Холмс…» и «Зимняя вишня».


Должен сказать, что в кино нельзя думать долго. И чем больше ты будешь настраиваться на создание шедевра, тем меньше шансов, что он получится. А ещё я не люблю писать музыку наподобие чьей-то ещё. Это меня очень сбивает. Ведь в своё время Масленников попросил меня послушать заставку к одной из передач канала BBC. Но вспомнил я об этом во время его очередного звонка. И в один из наших телефонных разговоров я просто сыграл ему то, что в итоге звучит в «Шерлоке Холмсе». Игорь Фёдорович мелодию сразу утвердил. А ту заставку ВВС я до сих пор и не слышал. (Улыбается).


Как рождается музыка? В основном она приходит ко мне во сне, когда ты даже не знаешь, для чего она может пригодиться. Там она ложится в запасной уголок и уже в нужный момент всплывает.



 


Богдан Колесников

Фото из архива

Нет комментариев
Добавить комментарий